Старые, ржавые, чадящие — кому такое надо? И тем не менее по всей стране продаются десятки тысяч «живых мертвецов». И они ездят. Вот и наши герои — весело пыхтя выхлопом, от которого у любого европейца зубы-волосы повыпадают, сами приехали, сами уехали.
Рубленый кузов наследника Fiat 124 или стремительная переднеприводная гордость «АвтоВАЗа»?
С лица выбрать непросто. «Семерке» 15 лет. Согласитесь, возраст. Но старуха задириста, явно гордится боевыми отметинами в виде помятого левого крыла, покореженной водительской двери и оторванного куска переднего бампера. Любим идти на таран? Ржавых язв на кузове, кстати, мало. А полтора года назад, когда она выползла из тьмы новгородского гаража предыдущего хозяина, их не было совсем. Укатали сивку суровый питерский климат и химические эксперименты коммунальных служб.
«Девятка», считай, вдвое старше, ей 29 лет, натуральный янгтаймер. Вот откуда короткое крыло и воздухозаходы в уголках задних боковых окон. Редкая, кстати, версия. В начале 90-х 2109 уже примерила длинное крыло. Но сам кузов — весь покрытый ржавчиной, абсолютно весь. Пара штрихов — и вперед, на съемки «Безумного Макса». Rat-look на районе. Еще одна жертва климата северной столицы. Зато любую проблему на дороге легко разрулит. Таким бамперам страшен только «КАМАЗ». Это вам не наследница-«четырка» с ее хрупким крашеным пластиком.
За погибающей от ржавчины дверью скрывается оригинальный «зубиловский» интерьер. Низкая передняя панель — натуральный столик. Доставай закуску, разливай! Не знаю, чем думали в Тольятти, в хаотичном порядке собирая салон из коричневых и темно-серых пластиковых деталей, но смотрится забавно. Приборную панель проектировал садист: от обилия стрелок голова идет кругом, при этом штатного тахометра не предусмотрено (зато есть вольтметр и «эконометр»). Вот и оправдание, откуда возле левой стойки взялся прибор из финского гипермаркета Biltema. На педалях алюминиевые накладки, в дверях самодельные подиумы под динамики — когда твоя первая машина рождена в Тольятти, тюнинга ей не избежать. Жаль, что доработки не добрались до сидений. Передние аморфные, а сзади тесно. И как в молодости я умудрялся утрамбовывать в свою «девятку» пятерых друзей?
Семерочный салон — как хорошо накрашенная дама бальзаковского возраста, умеет себя грамотно подать. Поэтому внутри, для маскировки, черным-черно. Пластик — софт-лук по-русски, лучше смотреть, чем трогать. Приборная панель с классическими шкалами, без выпендрежа. Но торчащий из пола, словно меч короля Артура из камня, рычаг КПП — привет, 60-е. Стариной отдают и карты дверей, обитые кожзамом — по-любому лучше гулкого пластика в «девятке». Сиденья, сросшиеся с подголовниками в единое целое, пытаются имитировать боковую поддержку, но мягкий наполнитель превращает это в объятия любимой бабушки. Долго не удержит. Задний диван чисто условно имеет анатомический профиль спинки для двоих пассажиров и куцый, но хоть какой-то подлокотник. Это превращает «семерку» в «персоналку» ультрабюджетного класса. Короче, скукота, никакой романтики, хоть клей кивающую головой собачку на переднюю панель, чтобы настроение поднять.
Что имеем? 75-сильный седан против 72-сильного хэтчбека. Больше трех литров рабочего объема и 16 клапанов — на двоих.
Оставим гонки до «сотни» кредитным иномаркам. Кто из стариков быстрее доползет до 60 км/ч?
Больше сил и тяги не помогли «семерке» обставить сестрицу. У «девятки» к полученному от рождения преимуществу в снаряженной массе добавляется преимущество приобретенное. Дырявый кузов помог хэтчбеку скинуть еще несколько граммов веса. Колин Чепмен (основатель марки Lotus, всегда славившейся сверхлегкими кузовами) гордился бы таким последователем.
К ямам да ухабам «семерка» относится со здоровым пофигизмом, быстро приучив меня не замечать традиционных русских бед. Кстати, на парковке заскучать она не дала. Из-за малого угла поворота передних колес банальный разворот в три приема превращается в увлекательную дерготню взад-вперед. Низкий поклон рулю без гидроусилителя. Пара таких упражнений с легкостью заменяют подход на тренажерах.
Старт с пробуксовкой — да здравствует утренний весенний ледок. Управляемость с огоньком, и плевать на ватные тормоза, что придумали трусы. «Семерка» любит мести хвостом, живя по принципу «кто любит дрифтить по утрам, тот поступает мудро — то там бочком, то тут бочком, на то оно и утро». В любой поворот ввинчиваешься, навалившись на дверь из-за нереального крена, судорожно сжимая тяжеленный, отчаянно сопротивляющийся руль. Романтика!
«Девятка» понятнее, послушнее, но вряд ли скучнее. На провокации рулем и газом отвечает активным сопротивлением. Крены не так сильны, как у подружки, снос передка вправо прогнозируем (традиционная черта этих машин: на разгоне тянет вправо из-за разной длины приводов). Тюнинг? А как же. Кузов, на который без слез не взглянешь, скрывает укороченные пружины, амортизаторы KYB, опоры стоек и рулевую рейку SS20, а под капотом желтеет распорка.
Главное, что подвеска жестче не стала. По кочкам, по кочкам, в ямку бух — все в расслабленном режиме. Вспомнив, что где-то тут приложили руки истинные арийцы из Porsche, я вхожу в 90-градусный поворот, вообще не снижая скорости. Недовольно запищали узкие шины, хрустнула коробка, и вот уже по скользкому рулю потекли капли пота, а указатель уровня топлива аж стрелку на ноль уронил от такой наглости. Ностальгия по бурной молодости так накрыла, что почудилось мерцание «синих писалок» на капоте.
Милые четырехколесные реликты. На дорогах крупных городов их боятся как чумы. Мало ли что можно ожидать от пилота ржавого ведра? Но гляньте, почем продаются ухоженные экземпляры презираемых многими ТАЗов, и вы пожалеете, что взяли в кредит Solaris, сдав в трейд-ин верную «Жигу» по программе утилизации. И их берут. Для любительского спорта, в коллекцию для души, под супермегапроект со свапом V12 — да мало ли зачем.
Иномарок в сегменте «полтинник за авто» тоже хватает. В лидерах — Daewoo с вечно живой Nexia. Хочется «европейца» — смотрим Volkswagen, выжившие Passat еще есть. Вам премиум? Тогда вперед — за Audi 80. Среди истинных «японок» ожидаемо впереди Toyota с праворульным трио Carina, Corolla, Corona. В общем, на дне автомобильного рынка жизнь бьет ключом. К тому же часть этих зомби еще можно спасти. Да, инъекция качественных запчастей и хорошего сервиса потребует денег, времени и алиби для жены. Но если руки растут откуда нужно, а шило во всех возможных местах требует чего-то настоящего, железного и с налетом ностальгии, то почему бы и нет.
ВАЗ-2107 | ВАЗ-2109 | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Седан | Хэтчбек |
Количество мест/дверей | 5/4 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, карбюраторный | Бензиновый, карбюраторный |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1569 | 1499 |
Мощность, л.с. при об/мин | 75/5400 | 71/5600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 116/3400 | 106/3400 |
Трансмиссия | ||
Привод | Задний | Передний |
Коробка передач | 5-МКПП | 5-МКПП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые | Дисковые |
Задние | Барабанные | Барабанные |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Зависимая, пружинная (неразрезной мост) | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4145 x 1620 x 1446 | 4006 x 1650 x 1402 |
Колесная база, мм | 2424 | 2460 |
Клиренс, мм | 170 | 160 |
Снаряженная масса, кг | 1030 | 945 |
Объем топливного бака, л | 39 | 43 |
Объем багажника, л | 379 | 330–640 |
Шины | 165/70 R13 | 175/70 R13 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 150 | 154 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 16 | 14 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 10 | 9 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д. | Н. д. |