Даже не знаю, что бы мы делали в этом году, если бы не наши восточные братья-соседи: фактически именно они, вместе с отечественной Ладой, сделали в выставочном центре «Крокус Экспо» хоть какую-то видимость автомобильного салона. Но всего 10 автомобильных брендов (хорошо — пусть со Смартом их будет 11) — это даже по кризисным меркам ничтожно мало. По сути, в этом году из ведущих мировых автопроизводителей почтили Москву своим присутствием только Mercedes, чьи клиенты чихали на кризис за заборами коттеджей на Рублевке, Volvo (причем машины шведской марки представили даже не сами шведы, а один из их официальных дилеров — «Обухов»), да народный Hyundai. А вот остальные…
Малочисленность экспонатов ММАС-2016 — своего рода «зеркало» состояния отечественного авторынка. Продолжающееся уже чуть ли не третий год подряд падение продаж новых автомобилей — только вершина кризисного «айсберга». Почему вместе с этим происходит сталь масштабное сокращение официально предлагаемых у нас модельных рядов? Только ли в невыгодности ввоза маловостребованных автомобилей дело — ведь в других странах, где продажи еще меньше российских, ассортимент машин и в докризисное время был на зависть нам? Или, может, корень зла кроется в так называемой «поддержке» отечественного автопрома, из-за которой для малораспространенных импортируемых моделей появляется слишком много препятствий на пути к нашим автомобилистам?
Взять, к примеру, обязательное уже со следующего года оснащение новых моделей (с новыми ОТТС) системами спутникового мониторинга и оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Над подобными системами работают многие автопроизводители. Но у нас не просто навязали свой стандарт (а это затраты на интеграцию системы в автомобили), но и утвердили особую процедуру обязательной сертификации, стоимость которой составляет от 100 до 200 тысяч евро для каждой (!) модели, с обязательным прохождением натурных краш-тестов (дополнительно прибавляется стоимость трех разбиваемых во время испытаний машин). При этом цена электронных компонентов, устанавливаемых в автомобиль, не превышает 6000 рублей. Как результат, о сокращении модельного ряда начинают задумываться даже компании из премиум-сегмента! И тут проблема даже не в дополнительных расходах (хотя и в «премиуме» им не рады), а в никому не нужных сложностях и проблемах.
Но вернемся все же к выставке. В рамках обзорного материала мы не будем повторяться об основных премьерах ММАС-2016. Здесь нам хотелось бы сделать акцент на впечатления, которые произвели экспонаты салона, и подумать о будущем. Но сначала все же о машинах.
Говорить что-то про Mercedes или Volvo смысла нет — здесь все в порядке и с дизайном, и с качеством, и с будущим (шведы под крылом китайцев словно получили вторую молодость, а немцы вообще кажутся незыблемым оплотом мирового автопрома). Нет поводов сомневаться и в успехе корейцев, хотя нас сильно расстроило то, что нам не захотели даже вполглаза показать прототип нового Соляриса (кто помнит, в свое время будущий бестселлер российского рынка впервые мы увидели именно в виде концепта RB, показанного на ММАС-2010). Зато отечественные Лады…
Когда год назад в Москве впервые показали кроссово-универсальный вариант Весты, были озвучены осторожные прогнозы появления серийной модификации этой модели примерно через год. Позже, в конце 2015-го, главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин лично подтвердил, что начало производства «внедорожного» универсала назначено на 24 сентября 2016 года. Но весной случилось «страшное»: из-за смены руководства завода и связанных с этим финансово-организационных причин подготовка в производству стильных и ожидаемых в народе универсалов оказалась, по сути, сорванной. И хотя окончательно от машины не отказались, теперь предполагаемая дата начала производства — только вторая половина 2017 года.
В итоге главными премьерами салона в целом и стенда Лады в частности, наряду со странной модификацией «внедорожной» Весты в кузове седан и концепта с совсем уж неясными перспективами XCode, стали спортивные версии седана Vesta и хэтчбека XRAY. Безусловно, «спортивные» версии вазовских новинок выглядят здорово и снаружи, и внутри. Но их ли ждет основная масса российских автомобилистов?
Другое дело Ravon. Новомодных и востребованных кроссоверов узбеки пока предложить не могут. Зато на основе низкобюджетных моделей Chevrolet (а по сути — Daewoo), в прошлом году покинувших российский рынок вместе с материнским концерном GM, наши соседи составили квартет недорогих легковушек бюджетного уровня. И, надо сказать, первое впечатление от «живых» Равонов почти такое же, как и от машин с «оригинальными» именами и «крестами» на эмблемах: недорого и сердито. И хотя к качеству материалов в салоне, а равно и к надежности машин в перспективе, есть вопросы, в целом у среднеазиатского автопроизводителя вырисовываются весьма интересные перспективы. Главное — восстановить кое-как сводящую концы с концами дилерскую сеть, без которой о действительно массовых продажах (а равно и послепродажном обслуживании) говорить не приходится.
Китайцы, к слову, тоже не все «доехали» до Москвы: от участия в ММАС-2016 отказались не только Haima и Haval, но и Lifan с Chery. Поэтому говорить о начале «китаезации» российского авторынка оснований нет. Да и, честно говоря, не очень этого хочется. Китайские машины становятся дороже (стоимость все большего числа моделей из Поднебесной вплотную приближается к миллиону рублей, а некоторые из них перешагнули эту планку, причем в ряде случаев хорошо так «перешагнули» — уже есть модели дороже двух миллионов). Но лишь немногие из них производят действительно приятные впечатления.
В первую очередь это относится к показанной на ММАС-2016 новой модельной линейке Geely. Команда дизайнеров под руководством известного мэтра Питера Хорбери создала для марки свой собственный стиль с характерным рисунком радиаторной решетки. Новые Geely теперь разве что отдаленно напоминают некоторые модели европейских или американских брендов. При этом заметно подросло качество: особых поводов придраться у нас не нашлось.
Остальные «китайцы» отстают. К примеру, Dongfeng в лице полукроссовера-универсала AX3 (фактически это одна из версий седана A30, также представленного на стенде компании), неприятно удивил «дубоватым» салоном и просчетами в эргономике водительского места. Более крупный кроссовер AX7 не намного лучше: пластик интерьера здесь также недорогой и гулкий, а «горб» мультимедийной системы по центру передней панели выглядит чужеродно. Зато в обеих моделях весьма просторные багажники — не в пример таковым у Geely.
Но как говорить о надежности, если у флагманского седана A9 работала электрорегулировка только кресла переднего пассажира, в то время как сиденье водителя на попытки изменить положение никак не реагировало?
А минивэн DFM 370 заставил вспомнить покинувший российский рынок SsangYong Rodius — такой же непропорциональный и грузный «вагон» на маленьких колесиках, который попытались улучшить дизайном в стиле Volkswagen. В итоге осталось впечатление, что от обеих марок было взято, скажем так, не самое лучшее…
Модели от Changan тоже оставили неоднозначное впечатление. К примеру, кроссовер CS75 удивил странным люфтом рулевой колонки: для того, чтобы считать это наличием регулировки по вылету, свободного хода менее сантиметра явно маловато будет. А у его младшего собрата CS35, который готовятся собирать в Липецкой области, рулевая колонка «люфтит» в поперечной плоскости. В обоих случаях подобные огрехи вызывают сомнения не только в качестве сборки, но и в безопасности — а вдруг руль во время движения вообще отвалится?
Но самое печальное впечатление произвели модели от FAW. В памяти еще свежа двухгодичной давности презентация седанчика Oley, который удивил пестрым интерьером с красными вставками и дешевыми материалами отделки. С тех пор ничего не изменилось: Oley все такой же пестрый внутри, а лязг дверей при закрывании напоминает о консервной банке.
Кроссовер FAW X80 собран лучше, а двери здесь закрываются на удивление тихо и мягко. Но крышки вещевых отсеков и бардачка в салоне такие же громкие, как и на Oley. А еще на всех Фавах почему-то никто из сотрудников стенда не догадался поставить прямо рули: ни хват баранки, ни читаемость приборной панели нормально не оценить, да и фотоснимки салонов получаются некрасивыми. Мелочь, но тоже говорящая о многом…
Иранские IKCO (Iran Khodro) на фоне «китайцев» выделяются роскошной велюровой отделкой сидений и дверных карт в стиле японских моделей 90-х годов. Но сама отделка при этом сродни плохо подобранному чехлу, да и на место водителя садиться неудобно — мешает низко посаженный руль и недостаточно широкий дверной проем (наследие старого Peugeot 405, лежащего в основе Samand, Soren и Dena). Компактный седан Runna, созданный на основе седана Peugeot 206, в этом отношении лучше. Но в салоне доминирует ощущение предельно недорогого автомобиля — практически как в старом Логане. Да и в целом иранские модели огорчают ощущением хрупкости — кажется, что сейчас обязательно что-то отвалится…
Очень не хочется верить в то, что именно такие модели уготованы нам на ближайшее будущее. Однако судя по тотальному игнорированию выставки автопроизводителями из Европы или Японии, особого выбора новых автомобилей нам ожидать не приходится — сохранить бы то, что осталось…
Остальные экспонаты ММАС-2016 оставили ощущение сборной солянки. Часть площадей было отдано ретротехнике от компании «Коллекционные автомобили» Вячеслава Лена и реставрационной мастерской «Камышмаш». Лен представил на обозрение более двух десятков экземпляров военной техники Германии, Италии, Америки и даже Японии. О большинстве из них мы так или иначе рассказывали в рамках обзоров «Олдтаймер-Галереи» и в рассказе о выставке «Моторы войны». У весьма интересной экспозиции был только один, но крайне существенный минус: полное отсутствие каких-либо информационных табличек, из-за чего немногие любопытствующие оставались в неведении, что же за экземпляр стоит перед ними и чем он примечателен.
«Камышмаш» показал всего четыре машины. Зато каких! Четыре Rolls Royce 1930-го (модель 20/25), 1937-го (модель Phantom III), 1951-го (модель Silver Wraith) и 1964-го (модель Silver Cloud III) годов показывают своего рода развитие одной из самых консервативных автомобильных марок в мире!
Помимо ретро на ММАС-2016 можно было увидеть несколько любопытных образцов внедорожного тюнинга — таких как доработанные пикапы Toyota Tundra от техцентра «4x4 Tundra» или отечественные УАЗы с силовыми бамперами из пластика, с пневмоподвеской или турбодизелем Cummins под капотом. Целая когорта внедорожников и кроссоверов была представлена в рамках конкурса «Лучший внедорожник года». Однако этих, а также нескольких стендов с автомобильной электроникой, автохимией и автомаслами для компенсации отсутствия большей части автопроизводителей было явно недостаточно. Да и вообще той атмосферы, что была всего два года назад на прошлом автосалоне, когда в павильонах «Крокуса» было представлено почти полсотни автомобильных брендов, сегодня нет.
Впрочем, малое число участников нынешнего автосалона еще не говорит о том, что на ММАС-2016 совсем нечего смотреть. Помимо тех экспонатов, о которых мы рассказали в рамках освещения автосалона, организаторы предусмотрели еще и «программу выходного дня» в виде экстрим-шоу RTR Show of Masters. На площадке перед выставочным центром состоятся показательные выступления команд «Автородео ЛАДА», Legends Russia Series, ралли-кросс, дрифтинг, стантрайдинг и шоу от команды «КАМАЗ-мастер». Все это можно будет увидеть 27-28 августа и 3-4 сентября.
P.S. В очередной раз мы убедились, что девушки в России — самые красивые. Московский автосалон вновь подтвердил этот и без того неоспариваемый факт.