Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Но сначала принципиальный вопрос: а почему именно Лада? Может, все-таки «ино»? Этот вариант мы недавно рассматривали, причем бюджет был ограничен суммой 100 000 рублей. Конечно, спорить на эту тему можно так же долго, как и сравнивать прелести блондинок и брюнеток, чтобы в итоге выбрать рыжую. С точки зрения механика, если нужен действительно рабочий автомобиль, то на европейской части нашей необъятной Лада обладает неоспоримыми преимуществами — простотой, дешевизной и скоростью ремонта. Да, у каждой модели ВАЗа есть отдельные позиции, по которым цена запчастей, сроки их доставки и стоимость ремонта могут вполне соперничать с «иномарочными», и я раньше уже приводил такие примеры. Но эти немногие исключения лишь подтверждают общее правило: обычно именно Ладу можно вернуть в строй быстро и относительно недорого. Да, она проиграет в комфорте «иноземцам», но будет всегда готова обеспечить доставку из точки А в точку Б. Требовать большего от машины стоимостью 100 000–200 000 рублей, на мой взгляд, и не надо.
Просматривая объявления о продаже, сразу отсеял варианты, навскидку не вызывавшие доверия. Автомобили с проблемными документами, множеством хозяев и бурным прошлым зачастую обманчиво дешевы, но это именно тот самый случай с бесплатным сыром.
Что же касается технической части, то многолетний опыт техобслуживания и ремонта чуть «живых» машин невероятно осложнил выбор кандидатов на покупку. Парадокс? Вовсе нет! Дело в том, что «опыт, сын ошибок трудных» выработал у меня массу предубеждений и предрассудков, впитавшихся в плоть и кровь вместе с бензином и маслом из разобранных агрегатов.
Например, я искренне уверен, что надо держаться подальше от недорогих столичных машин. Из-за всесильной ржавчины они в итоге часто разбираются не гаечными ключами, а газовой горелкой и «болгаркой», ну а что механику трудно, то клиенту дорого.
Выбирая дешевый рабочий автомобиль, я бы присматривался к комплектациям попроще. Даже кондиционер на старой машине, на мой взгляд, — ненужное излишество. Почему? А вот посмотрите, как выглядел радиатор двигателя клиентского Опеля с той стороны, которая прикрыта радиатором кондиционера.
Перегреть мотор в таком случае можно запросто. К тому же стоимость радиаторов для кондиционированных ВАЗов вполне сравнима с иномарочными, да и работа по замене бывает ничуть не проще. Так что для старой Лады отсутствие кондиционера — только плюс.
Ну и любому модному «16-клапаннику» с облегченной поршневой на десятилетней машине я предпочту кондовый «невтыковый» «восьмиклапанник». Да, он не так прогрессивен, но зато куда спокойнее переносит реалии среднероссийской эксплуатации.
И раз уж зашла речь о наших реалиях, то опять придется упомянуть уже так надоевший вирус и сопутствующие ему мероприятия многодневных «оплачиваемых выходных». Местные торговые площадки вторичного авторынка «самоизолировались» постоянно замкнутыми воротами, преодолеть которые можно лишь в сопровождении сотрудника после предварительной телефонной договоренности. Продавцы-частники тоже зачастую сокращают контакты, так что посмотреть нужную машину порой непросто. С другой стороны, вирусный «мертвый сезон» на авторынке обнадеживает возможными скидками и снижением цен. Проверим!
Итак, выбираем Ладу. Но какую? Все ВАЗ-2101…2107 сразу предлагаю отправить в самое подходящее для них место — в музей. И, опять же, об этом сегменте мы совсем недавно рассказывали.
Время этих машин закончилось лет 20 назад. Конечно, вазовская «классика» еще долго будет пользоваться спросом из-за минимальнейшей цены, стартующей от 25 000–30 000 рублей за машину в состоянии «на ходу». Если звезды сойдутся в нужном знаке, в пределах 100 000 рублей можно отыскать экземпляр в идеальном состоянии. Но переднеприводные Лады не только лучше ведут себя на дороге, но и проще в ремонте, надежнее, экономичнее, меньше гниют, а при равных пробегах дешевле в содержании. Поэтому давайте оставим «классику» ценителям, а в выбранном бюджете рассмотрим покупку Приоры, Калины и, если повезет, Гранты.
Почему не ВАЗ-2114 или 2115? Одна из причин — конструктивные недостатки, унаследованные от ВАЗ-2108 без всяких изменений. Хрупкие кронштейны продольных растяжек (ака «крабы»), способные повредить переднюю панель кузова, архаичный кран печки, дверные ручки традиционно кошмарного качества, отвратительная коррозионная стойкость — этот скорбный список можно долго продолжать. Да, двум моим клиентам повезло купить десятилетние ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115 в состоянии нового автомобиля, но обычно продающийся ВАЗ этой серии выглядит примерно вот так:
На примере клиентских машин с достоверными пробегами 160 000–180 000 км можно легко увидеть, что ждет такую покупку в не очень далеком будущем.
ВАЗ-2110…2112, особенно на излете своего производства, избавились от множества былых недостатков, свойственных потомкам ВАЗ-2108, сохранив лишь никудышную коррозионную стойкость…
… и по-прежнему слабую заднюю балку. Да-да, речь идет вот об этой ржавой полосочке на фото ниже, именно такие следы дают сквозные трещины балки.
На Калинах и Грантах балку усилили, и проблема исчезла, повысилась и коррозионная стойкость. Нещадно ругаемый АвтоВАЗ хоть и медленно, но эволюционирует, и каждая новая Лада оказывается в чем-то лучше предыдущей. Поэтому мы и начнем с Калины. Рестайлинговые машины в заданную денежную вилку никак не попадают, но Калин первого поколения на рынке достаточно. Вот только при цене 100 000 рублей или чуть больше они выглядят так грустно, что ценовую планку придется сразу приподнять.
Первый кандидат на покупку вполне неплохо смотрелся на фото.
Увы, но более близкое знакомство сразу отбило желание даже заводить мотор.
А если прицениться к Приоре за похожую сумму?
Приора 2008 года, пробег 99 000 км, три владельца. Цена — 147 000 рублей. Три владельца за 12 лет не дотянули пробег до 100 000 км? Как говорил Станиславский, «не верю!». Клиентские Приоры с подобными пробегами выглядят абсолютно новыми и внутри, и снаружи, и даже под капотом. Рассматриваемый автомобиль таким никак не назовешь…
Кстати, лишний раз удивляюсь варварскому способу крепления подкрылков, приводящему к неизбежной ржавчине. И так делали, да и продолжают делать миллионы автомобилистов!
Наличие гидроусилителя руля — для старой Приоры тоже явный минус.
Использовавшаяся в те времена рулевая рейка может задать неприятные вопросы, и даже элементарная замена ее пыльника куда сложнее обычного. Выглядит это примерно вот так:
Кроме того, ремень навесного оборудования в этом случае проходит вокруг опоры двигателя, для его замены надо вывешивать мотор и отсоединять эту опору. На фото — мотор клиентской Приоры с кондиционером, где точно такая же компоновка.
Обычному автовладельцу поменять ремень генератора на Приоре без кондиционера и гидроусилителя несложно даже на обочине, но на Приоре с гидроусилителем это не так просто. Один клиент в итоге попросил при замене этого ремня поставить их два: один на свое штатное место, а второй обвести вокруг опоры и закрепить на кузове на всякий случай, чтобы при необходимости по-быстрому самому заменить его в дороге.
А вот еще одна Приора.
Тоже 2008 года, пробег 123 000 км, один хозяин. Машина без вредных в ее возрасте излишеств типа кондиционера или «гидры», цена в объявлении — маркетинговые 149 900 рублей. Все бы неплохо, но…
Уже не удивляюсь тому, как фото может «замаскировать» дефекты кузова, и отправляюсь осматривать следующий автомобиль, немного подороже.
Калина 2012 года с пробегом 193 000 км. У нее было два владельца, объявленная цена — 159 500 рублей. Состояние — «ремонта не требует». Не требует? Вы серьезно???
Ну как же так… И уже неважно, что пробег похож на честный, салон неплохо сохранился, а под капотом надежный старый «восьмиклапанник».
Что ж, похоже, что бюджет опять надо увеличивать. Уже незаметно преодолен символический рубеж в 150 000 рублей, но пока это практически никак не сказалось на качестве осматриваемых машин. Но, может, ситуация изменится, если перейти сразу к цене в 170 000?
Вот и следующий кандидат. Жаль, что тени во дворе уютного частного дома в пригороде мешают сделать хорошие фото.
Калина 2011 года, 143 000 км на одометре, была в одних руках. Цена — ровно 170 000 рублей. Хозяин сразу предупреждает о нескольких перекрашенных кузовных деталях и сам показывает, что левое переднее крыло не совпадает с цветом всей машины.
При кузовном ремонте плохо восстановили капот, на нем вздувается шпатлевка и начинает проступать ржавчина.
Увы, но как говорил знакомый маляр, «капот, как и крыша — лицо машины».
А вот «такой же, но только другой» универсал и цена точно такая же. Комплектация моя любимая — ничего лишнего.
Калина 2012 года, тоже один хозяин, на одометре 163 000 км. Вообще-то в объявлении значилась цена 198 000 рублей, но после проявленного минимального интереса к машине прозвучала цифра «170 000». Берем? Но легко подавшееся подо мной сиденье и размягчившийся, как пластилин, руль отбили желание осматривать машину дальше. Пробег явно очень велик… Да и кузов при ближайшем рассмотрении тоже не порадовал.
А ведь вот эта клиентская Калина с пробегом больше 300 000 км сохранилась лучше!
Ну а если еще немного накинуть к цене, какие появятся варианты?
Приора 2009 года с пробегом 200 000 км, просят за нее 180 000 рублей. Вроде бы слегка занижена… или показалось? Открываю капот — не показалось!
Ох, и не люблю я такой тюнинг! Ну почему именно к Приорам определенная часть владельцев относится, как к спорткарам? Уж лучше бы поршни с увеличенными выемками установили!
И вообще с Приорами как-то не складывается, посмотрю-ка еще одну Калину.
Калина 2011 года, один хозяин, заявленный пробег 81 000 км. Запрашиваемые в объявлении 185 000 рублей легко превратились в 180 000. Коррозия зацепила и ее, но слегка, оставив свои следы на кромке капота и крышке багажника.
И это оказалась первая машина из увиденных, к которой можно было отнестись серьезно, а в случае реальной покупки осмотреть более тщательно и, возможно, купить.
А можно присмотреться и к этому универсалу.
Калина 2010 года, было два владельца, на одометре около 130 000 км. Просят за нее 195 000 рублей. Неплохой вариант!
Получается, что граница стоимости «живой» Лады вплотную приближается к нашему виртуальному максимуму — 200 000 рублей. И тут наконец-то появилась возможность прицениться к Гранте!
Гранта 2014 года, один хозяин, выставлена за 197 000 рублей. Комплектация — «барабан», но «Вам шашечки или ехать»? Цифры на одометре похожи на правду.
Под капотом «невтыковый» мотор с полезной доработкой — кронштейном для крепления генератора, позволяющим регулировать натяжение его ремня. Изначально такая регулировка здесь не предусмотрена.
К кузову можно придраться, но на фоне ранее осмотренных машин он неплох. Ржавчины нет даже вокруг саморезов подкрылков, как обычно, безжалостно загнанных в кромки крыльев.
Скидка? В ответ скептическое: «Ну разве что на “обмыть”…». И это понятно — дешевле Гранту с нормальными документами и не пригнанную из Москвы в нашем городе купить сложно.
А вот Калина за 200 000 рублей. Может, она лучше?
Она старше Гранты на год, два владельца, пробег 180 000 км. Продавец сразу рассказывает о замене лобовика и показывает крашеные крыло и дверь. Единственное преимущество этой машины — тросовая КПП, как-то не убеждает...
Ну а что если виртуально чуток подзанять и, выйдя из установленного бюджета «от 100 до 200», немного заглянуть за горизонт? Может, эта Калина получше?
2012 год, один хозяин, пробег 130 000 км, установлена навигация и даже лобовое стекло с подогревом, а заявленная цена сразу опускается до пограничных 200 000 рублей. Но я бы прошел мимо этой машины. Двигатель от Приоры в тесном подкапотном пространстве Калины — не самый практичный выбор.
Лобовое стекло с подогревом надо бы поменять.
На капоте и крыльях — неизбежные следы ржавчины.
Вишенка на торте — надо сразу купить комплект летней резины!
Нет уж, лучше посмотреть еще один универсал.
Калина 2010 года продается за 225 000 рублей. У нее было три хозяина, но на одометре — всего 73 000 км. И снова вспоминается Станиславский… Под капотом — «16-клапанник» объемом 1,4 литра.
Увидеть это — еще хуже, чем обнаружить там мотор от Приоры, поскольку при такой же плотной компоновке он не сможет порадовать той же динамикой. Это — самый неудачный силовой агрегат АвтоВАЗа.
Кстати, о Приорах. Если «перешагнуть» 200 000 рублей, можно выбрать неплохой автомобиль.
Машина 2013 года прошла в одних руках 168 000 км. Но ее цена — 235 000 рублей, и это уже совсем другая история…
Могут возникнуть вопросы: почему при осмотре не применялся такой популярный сейчас толщиномер, а машины не отправлялись на подъемник?
На мой взгляд, толщиномер актуален только при выборе почти нового автомобиля. «Наши заокеанские партнеры», говоря о неизбежных в жизни случайностях, порой используют выражение «Жизнь в большом городе». Применительно к 10–12-летним автомобилям это означает, что «небитых-некрашеных» на рынке не будет. Это надо принять и воспринимать спокойно — ну невозможно с нашим трафиком за столько лет в мегаполисе не поцарапать хотя бы бампер или крыло. Что же касается осмотра в автосервисе, хотя бы и в простейшем гаражном, то это, безусловно, необходимо, но… Отправлять в сервис весь рыночный автохлам — пустая трата времени и денег, поэтому детально осматривать надо лишь ту машину, которая очень понравилась и ее по-настоящему захотелось купить. Для этого лучше использовать подъемник, а не яму. Иногда таким образом вскрываются следы серьезных аварий или обнаруживаются явные огрехи прошлых кузовных ремонтов. Это может оказаться поводом отказаться от покупки вообще или, по крайней мере, как следует поторговаться. Помогут сбросить цену и возможные дефекты ходовой части, которые тоже лучше всего диагностируются именно на подъемнике. Конечно, копеечные шаровые опоры или тормозные колодки вряд ли сильно повлияют на стоимость машины, но вдруг...
Какие же напрашиваются выводы?
Самый главный — в ценовой группе «до 150 000» можно выбирать только среди ВАЗ-2110…2115. Конечно, «случаи разные бывают», но обычно Калину, Приору и тем более Гранту в хорошем состоянии можно найти лишь с бюджетом 180 000–200 000 рублей. При этом поиск достойной Лады напоминает работу горнорудного комбината, выдающего крохотную порцию драгметалла после переработки нескольких вагонов почти пустой руды. Даже применяя фильтры «один владелец, местная регистрация», крайне тяжело найти машину действительно от хозяина, а не от «перекупа». Несомненно, такие Лады на рынке есть, но мне они не встретились, я имел дело только с посредниками. Увы, но интересные варианты быстро разбирают перекупщики. Поэтому достоверно узнать, как обслуживался приобретаемый автомобиль, вряд ли получится. Это подтверждает старое правило: после покупки неновой машины необходимо полноценное ТО, причем его окончательная стоимость не всегда предсказуема.
Состояние автомобиля, описанное в объявлении, часто надо воспринимать на ступень ниже. То есть если сказано, что оно замечательное, то, может, машина действительно неплоха. Но если звучит «хорошее состояние, ремонта не требует», то порой это означает, что ремонт все-таки нужен. А уж если говорится «требует мелкого ремонта» — готовьтесь к серьезным затратам, ведь мелкий ремонт продавец сделал бы и сам.
Любопытно, что цены продавцов-частников и салонов трейд-ин практически не отличались, как не отличалось и состояние продаваемых ими машин. Знаю многих клиентов, которые, приобретая новые автомобили, сдавали дилерам свои прежние с пробегами до 120 000 км. Так что при поиске недорогой машины с одним хозяином и небольшим пробегом контакты с менеджерами автосалонов могут оказаться весьма полезными.
Обычно редакция подобные автообзоры снабжает «голосовалкой» на тему «Какая машина вам нравится?», но к рассмотренным автомобилям такой опрос применить сложно. Эти машины редко приобретают потому, что они понравились и их захотелось купить. Гораздо чаще совершить такую покупку заставляет жизнь, делая классическое «предложение, от которого невозможно отказаться».
А какую машину из осмотренных я бы взял себе? Ох, нельзя такое механику говорить, но как там у древних: «Платон мне друг, но истина дороже»... Если бы я сейчас искал автомобиль с двумя сотнями тысяч рублей в кармане, то вообще не пошел бы за «секонд-хендом». Помните, какую машину старина Форд называл лучшей? Так что мой выбор — при минимальной уверенности в завтрашнем дне использовать эти деньги как первый взнос и купить в кредит пусть и самую дешевую, но новую машину. Вам же надо ездить, а не обеспечивать работой знакомого механика?