Российский рынок новых автомобилей в 2013 году за рекордами не гнался — продажи меньше, чем в предыдущий период (более точный и подробный расклад после подведения итогов будет опубликован в январе). Тем не менее, автопарк вырос, а наступающий Год Лошади, столь символичный для автомобильного сообщества, в свою очередь не обещает быть жадным. В плане развития и расширения не обделит — ожидаются новые модели и даже новые марки, в том числе с производством в России.
Мы свидетели активных перемен в мире моторов, лошадиные силы на глазах качественно меняются. Обычные ДВС продолжают «мельчать»: уменьшается количество цилиндров и рабочий объем, а литровая мощность и в целом эффективность растут — эпоха «даунсайзинга», кажется, подошла к своему апогею. Вместе с тем свою дорогу нащупывают альтернативные силовые установки — гибридные, на газовом топливе или вот электрические. Автомобильный дизайн и компоновочные решения тоже переосмысляются, а маркетологи и управленцы бьются над оптимизацией всего и вся.
Конечно, мировые тенденции, так или иначе, затронут российский рынок — процесс интеграции давно в действии. И все же новый 2014 год в России не сулит революций, у нас выбор автомобилей пока будет сосредоточен вокруг более традиционных ценностей. Мелких и значимых новостей прогресса обещается масса, но таких, чтобы сразу переломить ход развития авторынка, вряд ли можно ждать. Да и многие нововведения, опять же, коснутся уже устоявшихся сегментов, причем и без того насыщенных — кроссоверы и «малобюджетники». Кстати, в силу разных обстоятельств на 2014 год перенесено ряд премьер из 2013-го. В самом начале нового года ничего особенного не предвидится: так, «текучка». Cобытия начнутся с весны и во втором полугодии. Все мельчайшие детали развития авторынка будут озвучены в наших новостях и обзорах, а сейчас представим лишь некоторые важные моменты, которыми обещает отметиться 2014-й.
Откатавшая добрые полвека в составе концерна Nissan, марка Datsun в своей биографии поставила точку еще в 1986 году. Оказалось — многоточие: мог ли кто подумать, что спустя три десятилетия, в эпоху влиятельных объединений, эта скромная марка будет поднята с завалинки истории? О ней вспомнили, когда альянсу понадобилось расширять недорогие сегменты рынка. Ведь Nissan и Renault по статусу уже не могут «подписываться» под какими-то проектами, а вот Datsun вроде бы в самый раз — когда-то марка ассоциировалась именно с недорогими автомобилями. Для таких стран, как Индия и Индонезия, варианты уже обнародованы: хэтчбек Go и компактвэн Go+, созданные на платформе Nissan Micra/March с двигателем 1,2 литра. Наступает очередь России.
Вопросов было два: что будет взято за основу и куда можно втиснуть новинку с точки зрения рынка, ведь машин эконом-класса и без того вагон, в том числе у самого альянса Renault-Nissan. В декабре на специальной пресс-конференции ситуацию прояснил директор Datsun в России Жером Сего: рассматривается ниша иномарок стоимостью до 400 000 рублей, а техническое воплощение — с использованием уже существующих платформ ВАЗа (речь о Lada Kalina/Granta). С двигателями альянса Renault-Nissan, но рабочим объемом больше, чем 1,2 литра, плюс варианты с АКП.
По имеющимся данным, новая модель существует и «обкатывается», ее возможные варианты дизайна уже гуляют по сети, готовится инфраструктура, хотя начало реализации проекта придется подождать. Конкретные модели Datsun, комплектации, а также цены должны объявить в апреле. В августе в Москве состоится презентация, а с сентября начнутся продажи через 25 дилерских центров, «приписанных» к Nissan.
Пока о внешности российского Datsun можно судить только по корпоративному тизеру:
из нескольких гуляющих по Интернету изображений до сих пор ни одно не признано официально
В свое время Nissan с помощью «усыновленного» Datsun довольно шустро провел экспансию на рынок США, теперь посмотрим, как оно получится в России у целого альянса. Объем планируемого производства пока не назывался, видимо, ясности в этом вопросе еще нет.
Дебют весной 2013-го Skoda Octavia нового (третьего) поколения по всем параметрам возвел эту модель на полступеньки выше. Во всяком случае, разрыв с хэтчбеком Fabia, пусть даже сегмента В+, стал откровенно большим — по цене разница за базовые версии почти в 200 000 рублей. В какой-то мере этот промежуток заполняет «друг» по концерну VW — Polo Sedan. Но для самой Skoda явно образовалась потребительская яма. Вот это недостающее звено и решено «заклепать» новым лифтбеком Skoda Rapid, который буквально соединяет две составляющие: конструкция автомобиля использует передний модуль от Fabia, а задний от Octavia предыдущего поколения.
На других рынках, в том числе украинском, эта соплатформенная с VW Polo «промежуточная» модель уже продается. Однако выход на Россию затянулся. Но для нас уготована особая история — продажи ожидаются весной-летом с началом производства внутри страны, сейчас идет подготовка. В какой-то мере Rapid выглядит уменьшенной копией «третьей» Octavia — есть схожие черты во внешности. Да и размеры тянут на нормальный автомобиль С-сегмента: во всяком случае, он длиннее (на 109 мм) и шире (на 7 мм) VW Polo, даже больше его по базе (на 50 мм) — в этом, собственно, маркетинговый нюанс.
Кроме того, российский Rapid ожидается (технические подробности будут озвучены позже) с базовым атмосферным двигателем 1,6 литра, чего уже лишена Octavia и не имеет европейский вариант Rapid. Багажник в 550 литров завершает картину будущей новинки от Skoda. Цена, по логике вещей, тоже должна вписаться в отведенную маркетинговую нишу: базовая стоимость, по прогнозам, будет немногим больше полумиллиона рублей.
Как известно, ожидается и обновленный Skoda Yeti, но ничего особенного в этом нет, если не считать потерю автомобилем своей оригинальной облицовки.
Nissan Qashqai@ один из хитов российского рынка, а некоторый спад продаж в 2013 году можно увязать с подготовкой модели нового поколения. Год 2014-й, и ориентировочно весна, станет моментом истины — сможет ли новый Qashqai в условиях сильно обострившейся конкуренции повторить и преумножить былой успех?
Кроссовер не только изменился по дизайну. Он, по сути, стал более «легковым»: длиннее на 49 мм, шире на 20 мм и ниже на 15 мм, при этом запас места над головами увеличился на 10 мм, а багажник на 20 литров, что можно связать с понижением пола и уменьшением клиренса. Да и конструкция шасси стала проще: полный привод теперь как опция (на 4WD приходится лишь 1/3 продаж), а для переднеприводных задняя подвеска сделана по типу скручивающейся балки. Зато появилось два режима усилителя руля (обычный и спортивный), функция старт-стоп и система гашения колебания кузова (в базовую комплектацию не входит).
Для Европы двигатели новые и разные, а продажи нового Qashqai там начнутся уже в январе. Для россиян «по многочисленным просьбам» оставили прежний 2,0-литровый атмосферник, а в качестве новизны — бензиновый 1,2-литровый DIG-T в 115 сил с моментом 190 Нм, а также 1,6-литровый 130-сильный дизель. По коробкам без интриги — «механика» и вариатор X-Tronic. На наш рынок машину сначала планируется поставлять из Англии, а потом начнется местная сборка. В Европе новая модель подорожала примерно на 40 тысяч рублей (в пересчете), как получится у нас, — узнаем немного позже. Старый же Qashqai пока еще предлагается от 789000 рублей.
Ну а следом в новом (и схожем) обличии придет другой популярный кроссовер — Nissan X-Trail. В Японии он продается с декабря, у нас же его появление предполагается во втором полугодии 2014-го. К особенностям нового X-Trail можно отнести его явно возросший статус: предусмотрены адаптивная подвеска с амортизаторами изменяемой жесткости, полностью светодиодная оптика, система контроля за рядностью движения и слепыми зонами, круговой обзор через камеры, а также наличие 7-местной версии. Какими ценностями будет обладать российский X-Trail, и когда начнется производство у нас, пока не известно.
Попытки китайских автокомпаний закрепиться в России следуют одна за другой. Вероятно, шансов больше у тех, кто уже проявил себя и готов предложить нечто большее за адекватную стоимость. Не беремся гарантировать успех, но кроссовер Chery Tiggo нового поколения (модель Tiggo 5) мог бы рассчитывать на внимание. Причиной чему хотя бы тот факт, что это не модернизация существующего Tiggo, когда-то срисованного с RAV-4, а модель на новой технологической платформе i-Auto, в разработке которой приняли участие «перекупленные» китайцами европейские специалисты. В частности, бывшие сотрудники из Mercedes, Porsche, Opel.
Новый Chery Tiggo имеет длину в 4505 мм (+115 мм по сравнению с прежним), базу в 2610 мм (+100 мм) и уже продается у себя на родине. С бензиновым двигателем 2,0 литра в 139 л.с. серии Acteco — такой же устанавливается на топовых версиях предшественника. Пока только с передним приводом и на выбор с МКП или вариатором с возможностью фиксации 7 «ступеней». Потом появится полный привод и в духе времени 1,6-литровый бензиновый турбомотор.
В России Chery Tiggo 5 ожидается летом 2014-го, вероятно, с той же силовой начинкой, с какой сейчас продается в Китае, — то есть атмосферным двигателем 2,0 литра, передним приводом, МКП или вариатором. Конечно, цена ожидается «соразмерно» повышенная, возможно, на уровне кроссовера Great Wall Hover H6 (от 750 000 рублей). Притом новинка не заменяет собой предшественника — более доступный «старый» Tiggo остается в продаже.
Но еще раньше, весной, на рынке РФ должна появиться другая модель «мирового качества»: седан Chery Arrizo 7 (С-сегмент), созданный на единой платформе с новым Tiggo. Только базовым двигателем будет 1,6-литровый в 126 л.с. Ну и новый номер «обязательной программы»: компактный седан Chery E3 с двигателем 1,5 литра в 109 л.с., выход которого также планируется на весну.
Когда-нибудь люди пресытятся кроссоверами, они даже могут исчезнуть как вид. Но пока такие машины в расцвете сил. В том числе в компактном классе. Этим не погнушался и Ford: изначально придуманный для Латинской Америки, потом переросший в глобальный проект, — Ford EcoSport появится и на российском рынке. Более того, будет у нас выпускаться по полному циклу альянсом Ford Sollers (сейчас его производство организовано в Бразилии и Индии), для продажи именно на нашем рынке, причем случиться это может уже в первом полугодии. Так-то ход верный: о достойной замене для Fusion давно судачили, и вот вам замена в духе времени. Тем более EcoSport вышел покрупнее, чем Juke, и только чуть короче, чем Mokka. Снаружи напускная «брутальность», интерьер же выполнен в изящном стиле Fiesta, а среди опций — возможность голосового управления функциями через смартфон.
Известно, что на российском рынке будут предложены полноприводные версии (для других рынков 4WD не обязателен), повышенный клиренс, а также традиционные варианты двигателей, что имеет даже большее значение. Ведь этот «глобальный» SUV комплектуется разными моторами, включая литровый 3-цилиндровый EcoBoost для Европы, а специально для России должен выпускаться с более «понятными» для нас моторами. По крайней мере, с выбором из двух бензиновых.
Ради конкурентных преимуществ и цена просто обязана учитывать уже состоявшихся на рынке одноклассников. С учетом того, что среди конкурентов представители Ford Sollers называли и Renault Duster, стоимость обещает не шокировать. Можно предположить, что она будет немногим более чем от 600 000 рублей. Кстати, EcoSport станет самым маленьким среди прочих SUV, выпускаемых ныне альянсом Ford Sollers — это Ranger, Explorer и Kuga, а в 2014-ом производственную программу разбавит еще и кроссовер Edge, поначалу поставляемый из США.
Ну а сам EcoSport не должен стать единственной новинкой в классе. Радость дебюта на российском рынке придется делить с Chevrolet Tracker, который является соплатформенником Opel Mokka. Так-то родное имя у машинки Trax, но для славянских рынков из-за спорной трактовки дали нейтральный псевдоним Tracker, о котором вспомнили еще в бытность выпуска двойника Suzuki Vitara. Впрочем, различия непосредственно с Mokka не только в эмблеме и названии. Здесь иной, собственный дизайн, а также обещаются другие, более комфортные настройки подвески и, что немаловажно, — чуть меньшие цены (Mokka сейчас предлагается от 729 000 рублей), что может быть связано с особенностями комплектации.
Вот только сам выход на наш рынок явно затянулся. Представив еще в 2012 году, Trax/Tracker хотели «двинуть» на Россию уже в 2013-ом, причем с перспективой сборки модели внутри страны. Но событие перенесено, причем не ясно, на какое время. Очевидно, сначала руководство GM закончит процесс локализации Mokka. Кроме того, зреет новая Chevrolet Niva, представить которую намерены в августе — с другим двигателем и измененным дизайном.
Кроме того, новые субкомпактные кроссоверы появились и у французов: Peugeot 2008 и Renault Captur. Оба были представлены весной 2013-го в Женеве, оба созданы на платформе моделей В-сегмента, оба имеют длину немногим больше 4,1 метра, и оба намерены появиться на российском рынке. Правда, для обоих же название кроссовер выглядит особенно декоративным: полный привод не предусмотрен, да и клиренс не впечатляет.
Для Peugeot 2008 базовым двигателем выступает 3-цилиндровый 1,2-литровый мощностью 82 л.с., хотя есть и традиционные 1,6-литровые, которые для России должны стать приоритетными. Причем с бензиновым двигателем в 120 сил должна быть доступна хорошо известная 4-ступенчатая АКП. Судя по всему, совсем скоро Peugeot официально объявит о ценах, комплектациях и дате начала продаж. Ничего сверхъестественного по технической части не сулит и Renault Captur, вот только с его дебютом в России пока более туманные предположения.
Зато по части «социальной ориентированности», то есть оснащения современными средствами коммуникации, новинки, вне всяких сомнений, на высоте вне всяких сомнений. Так, в качестве опции Peugeot 2008 предложит мультимедийную систему с 7-дюймовым сенсорным экраном, которая посредством связи 3G позволит считывать информацию о погоде, пробках и даже местных достопримечательностях, проверять электронную почту и выходить в соцсети. Впрочем, подобные возможности сейчас характерны для большинства зарубежных новинок: именно электронные коммуникации являются одним из основных «трендов» авторынка.
Не впервой нам встречать посланцев с той стороны океана — из США. На этот раз приплывет целый японский премиум-бренд — Acura. Проба пера для журналистов состоялась еще осенью, а весной 2014-го начнутся официальные продажи. Упор делается на кроссоверы — официальный старт марки начнется с моделей MDX и RDX. Так сказать, постарше (длина 4,8 метра, класс Lexus RX, Infiniti FX) и помладше (длина 4,6 метра, класс Infiniti EX).
Оба с двигателем 3,5 литра, но разной мощности — 273 и 290 л.с. Есть разница и в конструкции полного привода: в MDX применяется уникальная трансмиссия SH-AWD, а в RDX система попроще, с муфтой в приводе задних колес, как у CR-V. Будут ли российские версии только с полным приводом или как для США еще и с передним, до сих пор не озвучено, однако сразу было заявлено о специальной адаптации к нашим условиям. В частности, клиренс на MDX и RDX увеличен до 200 и 205 мм, предусмотрен обогрев руля, задних сидений и зоны покоя дворников, русифицирована навигация.
В самом конце 2013 года представители Acura приоткрыли еще одну информацию — о комплектациях обоих кроссоверов. В частности, MDX будет предложен в двух версиях: Techno и Advance, где уже первый вариант имеет кожаный салон с электрорегулировкой водительского кресла по 10 положениям, 3-зонный климат-контроль, LED-фары с автокорректором, 19-дюймовые диски и прочее. Но информация по ценам до сих пор не открыта, надо полагать, эту важную составляющую для продвижения тщательно готовят с учетом рыночного положения потенциальных конкурентов.
Зато известно, что одними кроссоверами Acura не ограничится. Следом будет представлен и седан, но вот какой — «компактный» ILX или сразу флагманский RLX, будет ясно позже. А в 2015 году на суд россиян выкатят перерожденный суперкар NSX с гибридной силовой установкой.
И то верно, ведь даже американский Chevrolet уже в 2014 году (ориентировочно весной) собирается официально представить нам свой очередной легендарный суперкар — Corvette Stingray, который пройдет специальную для Европы подготовку и дооснащение. Машина седьмого поколения во многом «модерн»: активная подвеска с магнитореологической жидкостью в амортизаторах, двигатель с прямым впрыском и системой частичного отключения цилиндров, но главное достоинство незыблемо — атмосферный V8 объемом 6,2 литра. При мощности 466 л.с. и пиком момента 630 Нм разгон до сотни менее чем за пять секунд. Цена предполагается в районе четырех миллионов рублей за «базу», куда кроме всевозможной спортивной атрибутики входит роскошная мультимедиа.
Василий Ларин |