Продажи за 2014 год в сравнении с предыдущим периодом лишь отчасти характеризуют тенденции на рынке. Понятно, что такие модели, как Nissan Almera и Daewoo Gentra сильно прибавили за счет того, что в 2013 году только начинали свою карьеру, тогда как «падеж» ряда китайских и других моделей из числа доступных стал куда более примечательным явлением. Совсем другая ситуация в начале 2015 года: за два первых месяца продажи иных компаний, причем совсем не китайских, сократились вдвое и более!
Казалось бы, самые привлекательные модели по соотношению «размеры/цена/качество» в 2015-м должны захватить лидерство в своем классе и обеспечить продажи, но по результатам двух первых месяцев однозначной картины не складывается. Так, отечественная Lada пока еще не взяла реванш — продажи снизились по всем моделям. Удержать позиции удалось таким автомобилям, как Kia Rio и Renault Logan, а Hyundai Solaris даже умудрился прибавить на 4%. Тогда как Nissan Almera, Volkswagen Polo, Renault Sandero заметно сбавили. То есть покупатели, конечно, шли за лучшим предложением в условиях всеобщего роста цен, но нельзя сказать, что поголовно кинулись разбирать самое доступное.
Продажи некоторых легковых автомобилей стоимостью 400–650 тысяч рублей в России за 2014 год (по данным АЕВ)
Марка/модель | Кол-во продаж | Показатель к 2013 году |
---|---|---|
Lada Granta | 152 810 | -9% |
Hyundai Solaris | 114 644 | +1% |
Kia Rio | 93 648 | +4% |
Lada Kalina | 65 609 | -3% |
Lada Largus | 65 156 | +13% |
Renault Logan | 60 434 | +19% |
Volkswagen Polo Sedan | 58 953 | -19% |
Lada Priora | 47 818 | -17% |
Nissan Almera | 46 225 | +294% |
Renault Sandero | 36 849 | -16% |
Skoda Rapid | 19 975 | – |
Daewoo Gentra | 19 065 | +226% |
Chevrolet Aveo | 16 678 | -30% |
Chevrolet Cobalt | 15 141 | -18% |
Datsun on-Do | 11 414 | – |
Daewoo Matiz | 9 561 | -59% |
Daewoo Nexia | 9 069 | -315% |
Geely Emgrand | 7 789 | -46% |
Kia Picanto | 4 452 | -11% |
Lifan Solano | 4 047 | -132% |
FAW V5 | 1 952 | -26% |
Citroen C-Elysee | 1 942 | -43% |
Peugeot 301 | 1 752 | -29% |
Другие компании и вовсе не стали дожидаться дальнейшего развития событий, а попросту «самоликвидировались». В марте концерн GM заявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части линейки Chevrolet. Но если Opel к эконом-классу вообще не имел никакого отношения, то демократичный Chevrolet занимал здесь не последнюю долю. Причем с российского рынка уводят именно массовые модели. И если семейство Chevrolet Cruze еще до падения рубля перестало считаться «бюджетным», то Chevrolet Aveo и Chevrolet Cobalt все-таки неплохо поддерживали сегмент наиболее доступных зарубежных автомобилей, к тому же сборка Aveo уже была организована в Нижнем Новгороде. А тут прямо-таки добровольно оставили конкурентам место под солнцем, объясняя радикальные действия невозможностью в дальнейшем инвестировать в локализацию производства.
Но конкуренты тоже принимают антикризисные меры, хотя о капитуляции речь все же не идет. Компании Renault, PCMA и Nissan объявили о сокращениях объемов производства на своих российских предприятиях. Следом за ними о подобных действиях сообщил и VW — с апреля завод в Калуге (где по полному циклу в том числе собирают Volkswagen Polo и Skoda Rapid) перейдет на четырехдневную рабочую неделю, затем последуют корпоративные отпуска и отмена третьей рабочей смены. Причина на поверхности: за два первых месяца 2015 года VW на 40% снизил продажи (хотя Skoda только на 3%).
При этом на калужском заводе VW явно готовятся к запуску обновленного седана Volkswagen Polo. Судя по предварительным данным, изменения во внешности пройдут в духе обновленной Volkswagen Jetta — слегка «заострится» вся облицовка (новый бампер, решетка радиатора, фары, капот), будут некоторые изменения и по корме. А старый бензиновый двигатель 1,6 литра скорее всего освободит место мотору того же объема, но уже новой серии EA211 мощностью в 110 сил, какой сейчас в качестве базового ставится на Skoda Octavia и Skoda Yeti. Ведь под Калугой уже построен завод по производству таких двигателей (с объемом до 150 тысяч в год), запуск которого планировался на второе полугодие 2015-го. Вероятно, ближе к осени должен появиться и обновленный Polo sedan. Сейчас же приходится констатировать, что текущая модель за год подорожала на 140 тысяч рублей с учетом двигателя мощностью в 105 сил, и только за счет дефорсированных версий семейство Polo еще держится в означенном диапазоне.
Компании Hyundai и Kia выбрали свою, особенную стратегию — не повышать резко цены, пусть себе в убыток, но сохранить российское производство и место на рынке. Так мы и видели: цены на ведущие модели этих брендов с конца прошлого года особо не подскочили, и за первые месяцы 2015-го продажи оказались не просто одними из лучших, а еще и с некоторой прибавкой. Кроме того, сейчас подоспела очередная модернизация, а именно после обновленного Hyundai Solaris уже вышел и обновленный Kia Rio. Цены рестайлинговой модели назвали пару дней назад, в диапазон «до 650» попадает несколько версий, одна из которых с АКПП. Автомобиль получил изменения во внешности, которые делают его эффектней и даже более солидным, есть улучшения в интерьере, расширен и оптимизирован список оборудования с более удобным для покупателей выбором опций.
Поставщиком недорогих «иномарок» остается и UZ-Daewoo, причем российские дилеры не жалуются на дефицит продукции, в том числе наиболее современной в производственной линейке завода модели Daewoo Gentra. Этот седан длиной 4515 мм (то есть полноценный С-сегмент), как известно, по сути перелицованный Chevrolet Lacetti, который ушел с рынка еще в 2013 году. Gentra предлагается с единственным 1,5-литровым двигателем, зато имеются версии с шестиступенчатой АКП. На известные экономические события здесь отреагировали так: сначала стоимость машин этой марки поднялась на 30%, но в феврале цены снизили примерно на 20%, и пока они остаются на таком уровне. Если резких падений рубля не будет, то можно надеяться и на стабильность текущей стоимости, во всяком случае, в апреле. Кстати, древняя Daewoo Nexia по габаритам тоже не мелкая (длина 4516 мм), предлагается в семи вариантах с двигателем 1,5 литра и в шести вариантах с двигателем 1,6 литра, но ни подушек, ни ABS нет нигде, и доступна только МКП.
Французская парочка Citroen и Peugeot пострадали изрядно: за январь и февраль первый потерял продажи на 78%, а второй и вовсе на 81%, но в отличие от GM, уходить из России PCA не намерена. Правда, модельный ряд будет реформироваться и сокращаться (в ближайшие два года примерно вдвое), и это с учетом выпускаемых в России моделей. В то же время до «событий» самыми доступными (кроме моделей А-сегмента) были как раз импортируемые седаны-близнецы Citroen C-Elysee и Peugeot 301, которые создавались и позиционировались именно как «большие автомобили за разумные деньги». Но даже до обвала рубля обе машины так и не составили серьезную конкуренцию на рынке малобюджетных иномарок — продажи были непоказательные. Это ставит под вопрос их дальнейшее пребывание на российском рынке, хотя пока они остаются в продаже и официально ни о каком сворачивании на данный момент речи не идет.
В кризис же положение Citroen C-Elysee и Peugeot 301 усугубило их зарубежное происхождение (производство в Испании) — цены подскочили довольно высоко, на 180 тысяч рублей, что фактически «выбило» их даже из нашего расширенного ценового диапазона. Здесь еще, прямо скажем, базовые варианты сами по себе выглядят малопривлекательными: «пустые» по оснащению и всего лишь с трехцилиндровыми двигателями 1,2 литра.
Вообще, базовыми исполнениями здесь цепляются многие модели, но с такими версиями ситуация остается деликатной, в том числе в отношении более удачливых моделей. Вот Skoda Rapid: дебютант прошлого года продавался хорошо, и антикризисные меры благодаря локализации выглядят адекватными — подорожание «всего» на 80 тысяч рублей. Однако базовые версии в «чистом виде» у дилеров по-прежнему так просто не найти — выставлять и продавать их, как есть, невыгодно, только с допоборудованием. Поэтому остается или ждать заказ (а это месяц-другой и возможное изменение цен), или платить текущую цену за имеющийся автомобиль. И такой базовый вариант за счет опций от дилера по цене уже может не вписываться и в 650 тысяч.
А в отношении популярной продукции Renault (рост цен минимум на 50 тысяч рублей) еще надо иметь в виду, что официальные цены не учитывают стоимость доставки до дилера. В зависимости от региона это еще плюс до 30 тысяч рублей и более. Правда, компания пока чуть ли не единственная из всех, у которой именно в кризисное время предлагаются сразу оба поколения Renault Logan. Спрос на предыдущую модель по-прежнему есть, в объеме производства она занимает около 10% и пока речи о сворачивании не идет — заказы сейчас принимаются и на лето. Кстати, предыдущий Logan не только подешевел (на 25 тысяч рублей), но и сохранил версии с АКП (в паре с двигателем 1,6), тогда как и новый Logan, и новый Renault Sandero пока идут только с МКП.
Само собой, в данной ситуации будут привлекать к себе и китайские производители, особенно те из них, у кого сохранилось производство в России и была налажена достаточно широкая дилерская сеть, а новички 2014 года могут и покинуть рынок. Несмотря на потери, в строю остается компания Chery, чьи автомобили поставляются как из Китая, так и собираются в Черкесске. К «прорывным» новинкам компании на российском рынке в прошлом году можно отнести седан D-сегмента Chery Arrizo 7 с двигателем 1,6 л в 126 сил и на выбор с МКП или вариаторной коробкой, но «семерка» по ценам уже позиционируется заметно выше. Зато с июля 2014-го вышел новый седан Chery Bonus 3, который по соотношению «размеры/цена» (длина 4450 мм, база 2570 мм) стал более привлекательным предыдущего «Бонуса», не нашедшего особого спроса. Как подтверждение — каждый месяц продажи новинки только росли, за второе полугодие дилеры смогли реализовать почти тысячу автомобилей. Правда, на успехи в новом году может повлиять подросшая цена.
Подобное предложение сложилось и у других китайских компаний, хотя разница в габаритах, лошадиных силах, коробках передач и ценах есть. Так, с осени прошлого года на рынке обновленный Lifan Solano (длина 4550 мм), который теперь идет с одним 1,5-литровым двигателем (прежний, который еще распродается у дилеров, оснащался моторами 1,6 и 1,8), и возможно, эта смена и стала одной из причин снижения спроса. Кроме того, есть новая, более компактная модель Lifan Celliya (длина 4300 мм), которая тоже предполагает версию с вариатором, а также модель D-сегмента Lifan Cebrium (длина 4700 мм), который пока еще цепляется за эту категорию цен. Кроме уже широко известного Geely Emgrand (длина седана 4635 мм), в схожем размере в прошлом году попробовал выйти Changan Eado (длина 4620 мм, база 2660 мм), а в С-сегменте седан Dongfeng S30 (длина 4526 мм), причем обе модели оснащаются классическими четырехступенчатыми АКП. К седану Eado в новом году планировалось прибавить и достаточно самобытный хэтчбек Eado XT, выполненный в другом стиле. А у компании FAW, кроме компактных моделей, планировался выход обновленного FAW Besturn B50, но все это будет уже явно другой ценовой сегмент.
Как бы ни было, но в этой ценовой категории решающую роль обещает играть продукция АвтоВАЗа, оригинальная и совместная. С конца 2014 года здесь тоже были наценки, причем не символические: Лада Гранта подорожала на 43 тысячи рублей, а более «импортная» Лада Ларгус и вовсе на 81 тысячу. Но и общее предложение, несмотря на уже довольно обширный ассортимент, только расширяется: в последние месяцы появились новые модели, модификации и новые изменения в оснащении, и как показывает рынок, не напрасно. Так, можно констатировать, что первенец нового направления — седан Datsun on-Do и составивший ему пару уже в новом году хэтчбек Datsun mi-Do — вместе начали год неплохо. За два первых месяца в общем было реализовано 5837 автомобилей, это больше, например, чем было продано универсалов Lada Largus. Но в начале апреля хэтчбеки подорожали на 17 тысяч рублей.
В марте для Лада Калина внедрили регулировку водительского кресла по высоте, также весной в этом семействе и на Lada Granta появится улучшенная шумоизоляция и новая обивка сидений, а в качестве опции — дистанционный запуск двигателя с брелока. На Lada Largus поставят модернизированный привод стеклоочистителя, а в качестве опции предложат задний парктроник. Кроме того, в семействе Lada Granta вслед за седаном пятиступенчатую роботизированную коробку с марта стали предлагать и для лифтбека. Конечно, это устроит не всех, но «робот» здесь заменил японскую гидромеханическую АКП, с которой автомобиль обходился дороже, а спрос был небольшим. Судя по всему, автомата Jatco скоро лишится и семейство Lada Kalina, хотя для «японского» семейства Datsun mi-Do автоматическая коробка будет предлагаться все же японская. Также продукция Волжского автозавода стала обзаводиться специфичными «кроссовыми» версиями (Kalina Cross, Largus Cross), но таких модификаций теперь немало и у других производителей, и подробней их лучше рассматривать в отдельном обзоре.
В пользу АвтоВАЗа говорят и общие цифры: если в начале года рынок в целом просел почти на 40%, то АвтоВАЗ только на четверть. И планы на 2015-й амбициозные — с нынешних 16% увеличить долю на рынке до 20%. В том числе за счет перспективной модели 2015-го Lada Vesta. В начале февраля на ИжАвто стартовал пилотный выпуск модели, далее ожидаются другие подготовительные процессы, а на 25 сентября намечен запуск серийного производства. Сначала в кузове седан, потом хэтчбек и универсал, с проектным объемом 100 тысяч автомобилей в год. Новый продукт АвтоВАЗа при длине седана 4410 мм не дотягивает до современных представителей С-сегмента, а будет разделять «предклассовую» нишу наряду с такими автомобилями, как Solaris, Rio, Polo, отличаясь от них более низкой ценой в любых экономических ситуациях.
Легковые модели стоимостью 400–650 тысяч рублей 2015 года выпуска (по состоянию на апрель 2015 года)
Марка, модель | Тип кузова | Двигатель, л/л.с. | Цены, тыс. руб. |
---|---|---|---|
Citroen C1 | хэтчбек | 1,0/68 | от 651 |
Citroen C-Elysee | седан | 1,2/72 | от 650 |
Chery Bonus 3 | седан | 1,5/109 | 486–535 |
Changan Eado | седан | 1,6/113 | от 539 |
Dongfeng DFM S30 | седан | 1,6/117 | 495–539 |
Datsun on-Do | седан | 1,6/82 | 376 |
Datsun on-Do | седан | 1,6/87 | 402–492 |
Datsun mi-Do | хэтчбек | 1,6/87 | 432–556 |
FAW V5 | седан | 1,5/102 | 399–440 |
FAW Oley | седан | 1,5/102 | 470–530 |
FAW Besturn B50 | седан | 1,6/103 | 540–640 |
Geely GC6 | седан | 1,5/94 | 419–439 |
Geely Emgrand | седан/хэтчбек | 1,5/98 | 509–532 |
Geely Emgrand | седан/хэтчбек | 1,8/126 | 537–669 |
Hyundai Solaris | седан | 1,4/107 | 536–680 |
Hyundai Solaris | седан | 1,6/123 | от 604 |
Hyundai Solaris | хэтчбек | 1,4/107 | 526–674 |
Hyundai Solaris | хэтчбек | 1,6/123 | от 594 |
Kia Picanto | хэтчбек | 1,0/69 | 525–595 |
Kia Picanto | хэтчбек | 1,2/85 | от 635 |
Kia Rio | седан | 1,4/107 | 515–623 |
Kia Rio | седан | 1,6/123 | от 641 |
Kia Rio | хэтчбек | 1,4/107 | 565–623 |
Kia Rio | хэтчбек | 1,6/123 | от 641 |
Lada Kalina | хэтчбек | 1,6/87–106 | 376–529 |
Lada Kalina | универсал | 1,6/87–106 | 388–541 |
Lada Granta | седан | 1,6/82–106 | 331–474 |
Lada Granta | лифтбек | 1,6/87–106 | 349–511 |
Lada Priora | седан | 1,6/98–106 | 435–532 |
Lada Priora | хэтчбек | 1,6/98-106 | 443–540 |
Lada Priora | универсал | 1,6/98–106 | 446–538 |
Lada Largus | универсал | 1,6/87–105 | 479–589 |
Lifan Selliya | седан | 1,5/96 | 510–580 |
Lifan Solano New | седан | 1,5/100 | 490–570 |
Lifan Cebrium | седан | 1,8/128 | 615–655 |
Nissan Almera | седан | 1,6/102 | 539–667 |
Peugeot 107 | хэтчбек | 1,0/68 | от 587 |
Peugeot 301 | седан | 1,2/72 | от 645 |
Renault Logan | cедан | 1,6/82 | 454–597 |
Renault Logan | cедан | 1,6/102 | 530–617 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,1/75 | 479–532 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,6/82 | 484–589 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,6/102 | 557–609 |
Skoda Rapid | лифтбек | 1,2/75 | 559–651 |
Skoda Rapid | лифтбек | 1,6/105 | от 612 |
VW Polo | седан | 1,6/85 | 538–649 |
VW Polo | седан | 1,6/105 | от 600 |
UZ-Daewoo Nexia | седан | 1,5/80 | 450–596 |
UZ-Daewoo Nexia | седан | 1,6/109 | 525–596 |
UZ-Daewoo Gentra | седан | 1,5/107 | 419–599 |