Кроссоверы и внедорожники по праву можно выделить в отдельную, независимую категорию рынка. Спрос стабильно высокий, предложение разнообразное и продолжает расширяться, да и доля продаж у дилеров значимая — иные бренды только за счет реализации таких моделей и «выезжают». В общем, глобальный и перспективный сегмент, с выбором и вилкой цен от эконом-класса до премиум.
Причем даже если рассматривать наиболее доступный сектор, скажем, от 500 тысяч рублей до миллиона, то уже есть выбор как между инженерными, так и маркетинговыми решениями. Есть кроссоверы современной концепции: несущий кузов, полностью независимая подвеска, поперечно расположенный двигатель, автоматически подключаемый полный привод. Хотя полный привод как таковой здесь теперь вещь необязательная: зачастую в новых SUV реализуется лишь характерная стилистика, а проходимость — дело второстепенное. Но есть машины и с классическим шасси, где полный привод и прочая «джиперская» атрибутика составляет суть.
Логично предположить, что самыми доступными кроссоверами должны быть самые компактные модели. Но такая логика здесь давно неприемлема — все зависит от производителя, а уж «лезть» в самый динамичный сектор рынка во всех его проявлениях сегодня никто не гнушается. По официальной линии от зарубежных фирм тема самых компактных кроссоверов на российском рынке началась еще в 2007 году: с парочки близнецов Suzuki SX4 и Fiat Sedici, которые хоть и выглядят хэтчбеками, но все же чуть больше и выше типичных хэтчей В-сегмента.
В этом году в Женеве был продемонстрирован Suzuki SX4 следующего поколения, который стал чуть больше и обещает другие характеристики. Но появление новинки в серии официально еще не озвучено, так что пока будем довольствоваться уже хорошо известной моделью, с двумя подушками, ABS, электропакетом, CD/MP3 и кондиционером в базовом оснащении. Правда, защищать звание кроссовера способны именно полноприводные варианты SX4, у которых и клиренс сравнительно высокий — 190 мм, что на 15 мм выше вариантов 2WD. Возможна МКП и классическая АКП в 4 ступени, а вот двигатель один на всех — 1,6-литровый.
Но, как уже говорилось, полный привод и высокий клиренс для компактных SUV — определения сейчас не решающие. При этом цены все равно не либеральные. Скажем, Mini Countryman длиной немногим более четырех метров в свое время тоже был заявлен в группу кроссоверов, но, по сути, принадлежит к ним только по стилю, c неприлично низким клиренсом как у обычного хэтчбека, и с ценами под миллион. А c полным приводом, который предусмотрен лишь в спорт-версиях (Cooper S) с турбомотором в 184 силы, стоимость и вовсе «не детская».
Примерно по тому же пути пошел и Nissan Juke, разве что его экстравагантный дизайн больше выражает принадлежность к SUV, а уровень цен пониже. Предложен хороший выбор комплектаций, но полный привод идет как эксклюзив — только с топовым турбомотором в 190 сил (стоимость в районе миллиона и выше). И что самое характерное — это не скомпрометировало модель на рынке, наоборот, на лицо большой успех: в конце прошлого года Juke по продажам даже опережал популярный Nissan Qashqai. А с учетом неминуемой конкуренции, производитель делает все, чтобы подогревать интерес к модели: здесь и расширение комплектаций, включая специальные Shiro и Ministry of Sound, и создание суперверсий Juke-R и Juke Nismo.
Хотя для рядового покупателя важнее то, что все эксперименты с Juke по сверхвозможностям обернулись появлением как раз новых «приземленных» вариантов — в этом сезоне за базовые ценности семейства отвечают варианты с эконом-двигателем 1,6 литра мощностью всего в 94 силы (против основного до этого в 117 сил). И доступен он только с МКП, не говоря уж о наличии только 2WD. Такие вот «антикризисные» шаги стали наблюдаться на рынке кроссоверов.
Вообще, это уже общая тенденция или даже эпидемия, когда кроссоверы предлагаются в широком ассортименте комплектаций, но производители лишают нас гибкости выбора именно по силовой части, то есть по комбинации двигателей и трансмиссии. Не удивил в этом плане и новичок Opel Mokka: с атмосферным 1,8-литровым ДВС есть выбор привода, но каждый только с определенной коробкой (2WD с МКП, а 4WD только с АКП), турбо 1,4 л идет только с 4WD и только с МКП. Осенью появится дизельная Mokka, может тогда выбор станет поинтересней.
Не повернулся к народу и Skoda Yeti — версий масса, а на какой остановиться «бедному крестьянину», вопрос открытый. Моторы у Yeti только турбо, а с полным приводом только самые мощные из них, включая 2,0-литровый дизель, но и цены уже «взрослые», около и за миллион. Пресловутый Nissan Qashqai даже с двигателем 1,6 л и передним приводом нынче не слишком-то доступен, причем версия в 114 л.с. идет только с МКП, а версия в 117 л.с. сил только с вариатором. А с 2,0-литровым и полным приводом (с другими моторами 4WD и не предлагается) так и вовсе позиционируется уже фактически от миллиона. Однако это семейство единственное в классе, где за эти цены есть и удлиненные 7-местные варианты.
На некий демократизм претендует Mitsubishi ASX, к тому же после модернизации подвески он стал еще привлекательней с точки зрения ходовых качеств. Но, опять же, полный привод идет только с топовым 2,0-литровым мотором, и если желать именно такой ASX, то все это дороже. Не особо тут разнообразят картину и его французские соплатформенники. И если Citroen C4 Aircross еще «дразнится» 1,6-литровой версией с 2WD, то Peugeot 4008 категоричен, как Наполеон — только 2,0 литра, полный привод и ценник «выше крыши». Слезы и по Subaru XV, который идет только с полным приводом, но все значимые версии (тем более с 2,0-литровым двигателем) фактически за нашей ценовой гранью.
Что уж говорить о когорте типичных кроссоверов среднего класса, в том числе Suzuki Grand Vitara, который теперь «до миллиона» предлагает только 3-дверный вариант с двигателем 1,6 литра, МКП и упрощенной полноприводной трансмиссией (full-time, но без понижающей передачи, которая есть у старших моделей). Хотя можно подчеркнуть эксклюзивность данной версии — аналогов в классе просто нет, плюс хорошее оснащение (4 подушки, ABS, климат-контроль, подогрев сидений, аудиосистема).
Или вот парочка «хитрых» кроссоверов: Volkswagen Tiguan формально тоже еще фигурирует в ценовой вилке «менее млн», но только «маркетинговой» версией с двигателем 1,4 литра в нижнем варианте мощности, 2WD, МКП и базовым оснащением. Ford Kuga, как можно увидеть в сводной таблице, тоже «начинается» до миллиона, но в схожей конфигурации: базовый малообъемный турбомотор, передний привод и МКП. А все лучшие версии этих моделей — это уже семизначные цифры. В этом плане несколько иначе «подаются» корейские модели: Kia Sportage (осенью ожидается рестайлинг) и Hyundai ix35 в диапазоне «до миллиона» тоже с передним приводом, но хотя бы представлены с 2,0-литровыми атмосферными двигателями и с некоторым выбором комплектаций, включая варианты с АКП.
Поэтому, наверное, и существуют очереди на Renault Duster, который может и простоват, но по соотношению размеры/цена смотрится выигрышно — с запасом вписывается в нашу цену со всеми своими многочисленными версиями. Одно плохо: лакомая для многих пара 2,0-литровый мотор и АКП доступна только с передним приводом — производитель пока так и не освоил с такой коробкой «раздатку» на заднюю ось.
Сумел вписаться в реалии нового времени и SsangYong Actyon, который по результатам пяти месяцев превысил прошлогодние продажи на 29% — на фоне других это отличный показатель. Причины на поверхности: новая базовая версия меньшей стоимости (но лишенная кондиционера и литых дисков), наличие бензинового и дизельного двигателей (равного объема и мощности, но с разной моментной характеристикой), которые на равных же предлагаются с передним и полным приводом, с МКП и АКП во всех случаях. То есть видим оптимальную комбинацию вариантов. Ну и цены, которые по большей части еще вписываются «до миллиона».
Разумеется, есть и ожидаются китайские варианты. Особенно с учетом того, как широко по этой теме развернулся один только Great Wall. Под этой маркой в сегменте кроссоверов теперь целый набор моделей, старший и новейший из которых Great Wall Hover H6 (и достаточно крупный — длина более 4,6 метров) не уступает всем уже привычным в этом классе решениям: на выбор передний привод и полный, МКП и АКП, бензиновые двигатели (включая турбированный!) и дизельный. Правда, и цены на эту новую, и как утверждают, уже полностью оригинальную разработку, не назовешь откровенно альтернативными. Кстати, текущим летом начинаются продажи именно дизельных версий Hover H6, а бензиновые появятся ближе к осени.
Отнюдь не демпинговая, но все же более доступная стоимость у компактных моделей этого производителя — Great Wall Hover M2 и Great Wall Hover M4, для российского рынка также выступающих как новинки 2013 года. Их дизайн еще заимствован у известных японских моделей (микровэн Toyota bB и хэтчбек Toyota ist), но зато машины стилистически и довольно зримо переосмыслены как SUV, то есть, сделаны в соответствующем обвесе и с повышенным клиренсом. Сейчас Hover М2 уже есть в продаже и предлагается в трех переднеприводных версиях, Hover М4 в четырех вариантах комплектации появится у дилеров в сентябре, а сейчас собираются заказы — цены уже известны. Также обе модели планируется поставлять и с полным приводом.
В конце лета россиян должен удивить и другой китайский бренд — Geely, который уже «сделал имя» на легковых моделях, и вот теперь вторгается в нишу среднеразмерных кроссоверов. Это будет модель Geely EX7, в дизайне которой нетрудно узнать «копипаст» RAV-4 предыдущего поколения. Сначала предполагается двигатель 1,8 литра и передний привод, затем могут появиться двигатели 2,0 и даже 2,4 литра, а также полный привод. Цены обещают как раз вписаться в диапазон примерно от 550 тысяч до миллиона рублей.
В данном классе к свежим явлениям рынка относится дебютировавший в прошлом году Lifan X60, да и «ветеран» Chery Tiggo претерпел очередное обновление. Притом X60 пока предлагается только с одним двигателем, 2WD и МКП, и вообще только в двух вариантах комплектации, тогда как Tiggo расщедрился на разные конфигураций.
Для тех же, кому надоело слышать о китайском масспродукте, есть и другая информация: летом на Российский рынок выходит еще одна новинка из «глубин Азии» — Luxgen 7 SUV. Эта экзотическая пока для нас марка принадлежит компании Yulon Group из Тайваня. Особенностью модели является ее премиум-позиционирование: по размерам (длина 4,8 метра), оснащению и ценам — от миллиона рублей, то есть как раз уже для следующего обзора кроссоверов.
Как ни меняется концепция современных SUV, а настоящие джипы еще в строю, причем даже с выбором вписываются в эти цены. Есть тут и свой уникум: Suzuki Jimny, который при сверхкомпактных размерах (длина всего 3,7 метра — меньше только квадроциклы) обладает всеми атрибутами классического внедорожника — рама, неразрезные мосты сзади и спереди, раздатка с понижающей передачей.
Причем этот не имеющий официальных аналогов миниджип можно приобрести с классической же 4-диапазонной АКП, а в базовое оснащение сразу входят две подушки, ABS, «туманки», кондиционер, подогрев сидений, CD-проигрыватель. Плюс ко всему последний рестайлинг эффектно обновил Jimny, в том числе на капоте появилась «ноздря» воздухозаборника, хотя силовая политика не изменилась — единственный и не очень мощный бензиновый двигатель.
Подобной бескомпромиссной схемой шасси в ценах до миллиона обладает еще парочка джипов — это наши UAZ Hunter и Patriot. Несмотря на то, что сейчас эти машины оснащают отечественным дизелем (ЗМЗ-51432), цена за него кажется чрезмерно высокой — на 90 тысяч рублей дороже бензиновой версии в аналогичной комплектации. Кстати, для Patriot «входная» версия (которая так и называется — Welcome) имеет только электропакет, а дизель доступен с наиболее дорогими вариантами из разряда люкс, где есть кондиционер, подогрев передних сидений, а кузов окрашен «металликом». В заслугу семейству можно поставить и наличие моделей с кузовом пикап, а также «Патриоты» вот-вот появятся в слегка обновленном виде.
«Староверные» SUV пока еще предлагают и корейские компании, точнее, теперь единственная из них — SsangYong. Универсальный SsangYong Kyron и пикап SsangYong Actyon Sports@@ можно приобрести по ценам до миллиона. Подвеска у них комбинированная: сзади цельный мост, спереди более комфортная на рычагах, клиренс не слишком большой, но есть главная принадлежность к миру внедорожников — рамное шасси, жестко подключаемый полный привод и двухступенчатая раздатка. Есть выбор коробок и двигателей, правда, последнее недоступно с пикапом — он предлагается только с дизелем.
Подобная концепция SUV также еще числится за китайцами, притом с ценами по ранжиру, то есть ниже корейских. И хотя Great Wall очевидно переходит на кроссоверы, в предложении остаются рамные модели Great Wall Hover H3 и Great Wall Hover H5 с хорошим базовым оснащением, к тому же в последнем случае на выбор предлагаются бензиновый двигатель и дизельный, а также АКП. Кроме того, внедорожный ассортимент замыкает утилитарный пикап Wingle 5, который хоть и остался прежним по начинке, зато после рестайлинга явно в лучшую сторону изменился в дизайне — прежняя «морда» совсем уж ни в какие ворота не шла.
Однако в отличие от «современников», категория «классиков» не может похвастать бурным развитием предложения — увы, законы нынешнего рынка неумолимы. Меж тем угроза смены имиджа нависла и над Chevrolet Niva. Сейчас эта модель представляет некий переходный мостик — с несущим кузовом и передней независимой подвеской, но с постоянным полным приводом, жесткой межосевой блокировкой и двухступенчатой раздаткой, как у нормальных джипов. Но, как уже известно, в следующем году обещают показать модель нового поколения, для производства которой даже строят новый завод. Не станет ли новая Chevrolet Niva банальным кроссовером? По нашим предварительным данным, в новой модели появится другой двигатель, изменится кузов, но по-своему уникальную трансмиссию хотят оставить без принципиальных изменений. И это правильно!
И по поводу стоимости. Сейчас понятие «ориентировочные цены» особенно актуально — в условиях падения продаж, которое наблюдается все последнее время, дилеры активно практикуют скидки, причем уже на автомобили 2013 года выпуска, которые в свою очередь подорожали. Опять же, особо рассчитывать на скидки тоже не стоит, особенно на «голые» базовые версии, которые у большинства компаний как были в разряде символического предложения, так и остались.
Новые автомобили категории SUV по ценам от 500 тысяч до миллиона рублей на июнь 2013 года:
Марка и модель | Кол-во дверей/мест | Объем и мощность ДВС (л/л.с.) | Ориентировочные цены (руб.) |
Chevrolet Niva | 5/5 | 1,7/80 | 449-549 |
Chery Tiggo 2WD | 5/5 | 1,6/119 | 536-548 |
Chery Tiggo 4WD | 5/5 | 2,0/136 | 660 |
Citroen C4 Aircross 2WD | 5/5 | 1,6/117 | 849 |
Citroen C4 Aircross 2WD | 5/5 | 2,0/150 | от 919 |
Ford Kuga 2WD | 5/5 | 1,6/150 | 899-993 |
Great Wall Hover M2 2WD | 5/5 | 1,5/99 | 519-566 |
Great Wall Hover M4 2WD | 5/5 | 1,5/99 | 500-596 |
Great Wall Hover H6 2WD | 5/5 | 2,0/140 | от 969 |
Great Wall Hover H3 | 5/5 | 2,0/116 | 700-745 |
Great Wall Hover H5 | 5/5 | 2,4/126 | 700-755 |
Great Wall Hover H5 | 5/5 | 2,0/143 | 800-865 |
Great Wall Wingle 5 | 4/5 | 2,2/106 | 645-695 |
Hyundai ix35 2WD | 5/5 | 2,0/150 | от 900 |
Kia Sportage 2WD | 5/5 | 2,0/150 | от 890 |
Lifan X60 2WD | 5/5 | 1,8/128 | 500-560 |
Mitsubishi ASX 2WD | 5/5 | 1,6/117 | 849 |
Mitsubishi ASX 2WD | 5/5 | 1,8/140 | от 880 |
Mini Countryman 2WD | 5/5 | 1,6/98 | 870-945 |
Mini Countryman 2WD | 5/5 | 1,6/122 | от 940 |
Nissan Juke 2WD | 5/5 | 1,6/94 | 650-690 |
Nissan Juke 2WD | 5/5 | 1,6/117 | 745-945 |
Nissan Juke 2WD | 5/5 | 1,6/190 | 856-940 |
Nissan Juke 4WD | 5/5 | 1,6/190 | от 975 |
Nissan Qashqai 2WD | 5/5 | 1,6/114 | 806-955 |
Nissan Qashqai 2WD | 5/5 | 1,6/117 | от 860 |
Nissan Qashqai 2WD | 5/5 | 2,0/141 | от 906 |
Nissan Qashqai 4WD | 5/5 | 2,0/141 | от 986 |
Nissan Qashqai+2 2WD | 5/7 | 1,6/114 | 845-980 |
Nissan Qashqai+2 2WD | 5/7 | 2,0/141 | от 910 |
Nissan Qashqai+2 4WD | 5/7 | 2,0/141 | от 986 |
Opel Mokka 2WD | 5/5 | 1,8/140 | 729-855 |
Opel Mokka 4WD | 5/5 | 1,8/140 | 915-970 |
Opel Mokka 4WD | 5/5 | 1,4/140 | 895-950 |
Peugeot 4008 | 5/5 | 2,0/150 | от 999 |
Renault Duster 4WD | 5/5 | 1,6/102 | 520-620 |
Renault Duster 2WD | 5/5 | 2,0/135 | 598-710 |
Renault Duster 4WD | 5/5 | 2,0/135 | 615-725 |
Renault Duster 4WD | 5/5 | 1,5/90 | 640-690 |
Skoda Yeti 2WD | 5/5 | 1,2/105 | 739-909 |
Skoda Yeti 2WD | 5/5 | 1,4/122 | 787-940 |
Skoda Yeti 4WD | 5/5 | 1,8/152 | от 939 |
Suzuki SX4 2WD | 5/5 | 1,6/112 | 629-739 |
Suzuki SX4 4WD | 5/5 | 1,6/112 | 709-839 |
Suzuki Grand Vitara | 3/5 | 1,6/106 | 895 |
Suzuki Jimny | 3/5 | 1,3/85 | 745-815 |
Subaru XV | 5/5 | 1,6/114 | от 985 |
SsangYong Actyon 2WD | 5/5 | 2,0/149 | 699-929 |
SsangYong Actyon 4WD | 5/5 | 2,0/149 | от 839 |
SsangYong Kyron | 5/5 | 2,3/150 | от 829 |
SsangYong Kyron | 5/5 | 2,0/141 | от 879 |
SsangYong Actyon Sports | 4/5 | 2,0/149 | от 910 |
UAZ Hunter | 5/5 | 2,2/114 | 525 |
UAZ Patriot | 5/5 | 2,7/128 | 500-665 |
UAZ Patriot | 5/5 | 2,2/114 | 721-755 |
UAZ Pickup | 4/5 | 2,7/128 | 573-625 |
UAZ Pickup | 4/5 | 2,2/114 | 663-715 |
Volkswagen Tiguan 2WD | 5/5 | 1,4/122 | 899 |
Volkswagen Tiguan 2WD | 5/5 | 1,4/150 | от 999 |
Ранее на тему:
Василий Ларин |