Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, наиболее насыщенный сегмент рынка — легковые модели стоимостью примерно от 600 до 800 тысяч рублей. Но без учета SUV — о них речь пойдет отдельно. В первую очередь, это вотчина полноценного С-сегмента со всеми его ответвлениями в плюс и минус, и как следствие — жесткое противостояние всех основных автопроизводителей.
Сейчас это уже воспоминание — время, когда корейские автомобили позиционировались в сторонке от японских и европейских одноклассников: простые, без притязаний, зато по демпинговым ценам. Сегодня «корейцы», если это не целевой малобюджетный проект, вполне так уверенно заявляются наравне с признанными мировыми автостроителями. Более того, сейчас такая ситуация, что иногда дешевле приобрести скромного европейца или японца, чем продвинутого корейца того же класса, особенно с топовым двигателем.
В то же время азиатские компании пока более традиционны в конструировании своих автомобилей. И хотя это не дает зримого выигрыша в ценах, но в отличие от передовых европейских решений обходятся без турбонаддува и непосредственного впрыска, и вообще пока игнорируют новую европейскую тенденцию к малообъемным сверхфорсированным моторам. В общем, пока не шокируют наш рынок турбо-карликами, перспективы живучести которых еще под вопросом. Ведь как ни крути мотор, в массовом сегменте эксплуатационная надежность зависит от уровня технической сложности агрегата. Маленьким сверхмощным моторам труднее переносить наши суровые будни, да и ремонт их дороже. Опять же, неоднозначные в деле коробки-роботы азиаты тоже еще не продвигают. Был прецедент у Toyota Corolla, но и тот оказался временным.
Начнем с тех представителей традиционного С-сегмента, которые по итогам 2012 года вошли в двадцатку самых продаваемых в России моделей. Лидер из них Ford Focus — в прошлом году занял пятое место в общем модельном рейтинге с результатом более 92 тысяч проданных автомобилей. Кроме всех факторов, успех обеспечен разнообразием предлагаемых версий: три типа кузова, пять вариантов двигателей и на сегодня уже пять уровней оснащения. Итого в диапазон 600-800 тысяч рублей как раз фокусируется почти вся модельная армада.
За рамками «до» остаются некоторые базовые варианты как раз для любителей простеньких двигателей — в данном случае 1,6 литра в 85 сил и только с МКП. А «после» идут некоторые топ-варианты с двигателем 2,0 л, а также в любом случае машины с 2,0-литровым 140-сильным дизелем. В последнем случае речь об эксклюзивах — дизельные «Фокусы» предлагаются только в двух верхних комплектациях и только с коробками PowerShift по ценам уже плюс-минус 900 тысяч рублей! А вот «Фокусы» с тем самым «турбо-карликом» — новейшим 3-цилиндровым мотором объемом 1,0 литр в 100 сил, оставлены только для рынка Европы, что вполне благоразумно.
Пусть и с приличным отрывом от Focus, на втором месте в С-сегменте по итогам 2012 года оказался Chevrolet Cruze — более 63 тысяч автомобилей. Судя по отзывам, покупатели в первую очередь обращали внимание на выразительную внешность модели. Как бы там ни было, а по итогам продаж за первый квартал 2013 года Cruze хотя бы смог удержать предыдущий результат, тогда как Focus снизил обороты на 15%! А ведь выбор тех же двигателей у Cruze не такой богатый, как у Focus, да и цены отнюдь не ниже. Однако с нового года семейство Cruze пополнилось универсалом, причем для этой версии подготовили более мощный 1,6-литровый двигатель, хотя 6-ступенчатую АКП и топовый мотор 1,8 оставили без изменений.
Следом идет Opel Astra: она третья в нашем списке по С-сегменту — вместе с поколением Family в 2012 году реализовано более 52 300 автомобилей. Новое семейство Astra J отличается разнообразием форм и содержаний, в том числе предлагается спорт-хэтч GTC, который пользуется спросом. К отличительным особенностям Astra J из европеоидной расы относится весьма богатое базовое оснащение, куда сразу входят не только 4 подушки и ESP, но также кондиционер, CD и даже подогрев кресел.
Правда, и стоимость машин выше: с ценами примерно от 650 тысяч рублей в наш диапазон попадет далеко не вся команда, в том числе «вылетает» часть версий хэтчбека и седана даже с базовым 1,6-литровым двигателем, что уж говорить о более дорогих исполнениях. А версия GTC с дизелем 2,0 литра в 130 сил или с бензиновым турбомотором 1,6 литра в 170 сил так и вовсе дороже 900 тысяч рублей.
Зато предыдущее поколение Astra Family как раз полностью укладывается в рамки 600-800 тысяч рублей, даже с учетом топ-версий и опционных пакетов, для которых тоже остается «место». Три типа кузова, три уровня оснащения, два традиционных двигателя, классическая 4-ступенчатая АКП — все выглядит строго и оптимально. Даже странно, что в новом году все модельное семейство Astra за первый квартал сбавила объемы продаж почти на треть (-29%). Видимо, Opel по примеру других не смог привлечь хорошими скидками, которые и позволили немного «поднять» рынок за первые два месяца 2013 года.
Почти на равных с Opel Astra из прошлого года выехала Skoda Octavia — разница буквально в две сотни автомобилей. И год новый модель начала более оптимистично: пусть незначительная, но за первый квартал есть прибавка в 1%. А ведь цены за машину не низкие, базовое оснащение бедненькое (одна подушка, ABS, начальный электропакет), да и выбор моделей не показательный, в том числе по двигателям. Если не брать в расчет одну «символическую» версию с моторчиком 1,4 л в 80 л.с. по цене до 600 тысяч, другие «доступные» версии тоже держатся на простом двигателе 1,6 литра в 102 л.с. Все остальные — турбо, с которыми цены сразу взлетают, а универсал и в базе не «подарок» по стоимости.
Тем не менее, рыночные результаты хорошие, причем сейчас речь идет о «распродаже» остатков, потому что к лету мы ждем Octavia нового, третьего поколения, которая еще больше в размерах, еще более «турбовая» (атмосферных моторов на первом этапе не предполагается), и, видимо, еще дороже. Повторит ли новинка уверенную динамику предшественника, вот так уверенно сказать трудно.
В прошлом году неплохо отстрелялась и Toyota Corolla — 21-е место с результатом более 33 тысяч проданных машин, что позволило оставить позади еще многих конкурентов. А ведь модель более чем скромна в выборе — один кузов, один типовой двигатель (если не считать стартовый 1,3 литра) и простая 4-ступенчатая АКП, хотя именно с ее появлением вместо робота к машине вернулся интерес. Но в новом году модель пока себя не проявила — за первый квартал Corolla не попала и в 25 самых продаваемых моделей. С началом года начались продажи нового Toyota Auris. Он, конечно, стал интересней внешне, и технически другой — новый мощный мотор 1,6 литра, вариатор, но вряд ли стоит ждать рыночного прорыва. Цены заметно выше «королловских» и, по сути, уже располагаются там, где покупатели как один потирают руки на компактные кроссоверы.
Mitsubishi Lancer остается в привычном образе: в кузове седан (хэтчбек сейчас не предлагается) модель вписывается почти всеми комплектациями, включая двигатель 1,8 литра в варианте с МКП или вариатором, хотя основное предложение приходится на базовый 1,6, в том числе с классической АКП. Такой же парой располагает Mazda 3, причем модель есть в двух типах кузова и каждая в шести вариантах комплектации — выбор приличный, и все укладывается в эти цены. Но, к сожалению, только с маломощным двигателем 1,6 л, тогда как с достойным мотором 2,0 л в 150 л.с. в паре с современной 5-ступенчатой АКП «тройку» сделали неприступной — цены как в бизнес-классе, свыше 900 тысяч. А вот Honda Civic, увы, в наш ценовой сегмент попадает лишь одной базовой версией, пусть и в очень хорошем оснащении. И это лишь седан, тогда как хэтчбек вообще недоступен в этих ценах.
Публикация обзора как раз совпадает с выходом на российский рынок нескольких новинок. В том числе Volkswagen Golf седьмого поколения. Модель хоть и считается лицом класса, но в отличие от Европы, большие продажи за ней в РФ никогда не отмечались. Изменится ли ситуация сейчас? Цены без учета опционных пакетов как раз вписываются в данный диапазон, хотя несколько топ-версий выходят за эти рамки. В базовом оснащении Golf VII числятся семь подушек, ABS, ESP, индикатор давления в шинах, электронная имитация блокировки дифференциала, функция рекуперации энергии при торможении, отключаемая система старт-стоп, кондиционер. В силовом меню для нас фигурируют только бензиновые моторы TSI: объемом 1,2 и 1,4 литра в разных версиях по мощности, но все с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. В качестве автомата — 7-ступенчатый робот DSG.
Не будем гадать об успехе нового «Гольфа», продажи которого уже начались, время покажет, к тому же поклонники платформы могут обратить внимание и на Seat Leon, у которого кроме самобытной стилистики выбор моторов и диапазон цен менее категоричные. Сейчас этот бренд с новой силой продвигается в РФ, и пока в продаже Leon второго поколения, созданный на платформе Golf V. Но ближе к лету выйдет новая модель, и вот там-то моторная линейка тоже будет новой, хотя цены все равно должны быть пониже, чем у Golf.
А у самого VW по этой части появилась и другая приманка — седан Volkswagen Jetta, точнее, последние с ней эксперименты. Мало того, что к турболинейке примкнул базовый двигатель из серии «классика жанра» — тот самый 1,6-литровый в 105 л.с. Он может и не очень гармонирует с драйверским шасси автомобиля, но отвечает за неприхотливость и делает цену модели чуть ближе к народу. И вот сейчас именно c этим двигателем подготовлена новая спецверсия Conceptline, с более хорошим оснащением — цены и выход на рынок станут известны немного позже.
Компании Citroen надо отдать должное за вывод в прошлом году «неформальной» во всех отношениях линейки DS, хотя больших объемов продаж не ожидается — в наши цены попадают только некоторые базовые варианты хэтчбеков. Видимо, дело престижа. А вот на реальные продажи ориентирована совсем другая новинка текущего времени — модель Citroen C4 в кузове седан. Многие конкуренты в этом классе обзавелись седанами, теперь вот и Citroen в тренде, причем случилось это сразу за выводом Citroen C-Elysee. В чем и есть изощренный маркетинг — седан С4, на который уже принимаются заявки, позиционируется как модель более высокого класса, с разницей в базовой цене от C-Elysee почти в 120 тысяч рублей. Однако если последний брать с двигателем 1,6 в 115 л.с., то разница всего около 15 тысяч. Схожая ситуация назрела у Peugeot: модель 408, причем хитро воплощающая размеры D-сегмента по ценам «гольф-класса», уже есть, а на пороге рынка модель попроще — 301-я.
Вот такая французская седаномания. Разве что Renault не вторит подобным раскладом, но и здесь не обошлось без тематической новости — на рынок вышел обновленный седан Renault Fluence. Интересней внешность, современнее силовая часть, однако осталась возможность приобрести эту модель и с таким «динозавром», как 2,0-литровый бензиновый двигатель традиционной конструкции. Более того, хэтчбек Megane тоже еще доступен с таким же мотором, хотя в обоих случаях это сразу сказывается на цене, особенно в паре с вариатором.
Конечно, и корейские бренды в этом диапазоне развернулись от души, хотя в максимальных версиях с более мощными двигателями они тоже «неприступны». От Kia тут не только обновившийся в прошлом году Kia cee’d в двух вариантах кузова, но сейчас еще выходит и седан Kia Cerato нового поколения. Правда, «бонусом» сезона его не назовешь — вожделенные версии с 2,0-литровым мотором стоят в районе 900 тысяч.
У Hyundai схожая ситуация выбора: в С-сегменте есть новые хэтчбек и универсал Hyundai i30, а седан представлен на полступеньки более старшей моделью Hyundai Elantra. Есть свои особенности в комплектациях, двигателях и ценах, но отличия от линейки Kia не столь уж принципиальные. Например, для более дорогой (чем Cerato) Elantra топовым выступает 1,8-литровый двигатель в 150 л.с., но цена свыше 900 тысяч, да и базовый мотор за эти цены доступен только с МКП, поскольку версии с 6-АКП уже за рамками. О модели D-сегмента Hyundai i40 и говорить нечего.
Вообще, если передовые технологии и прочие «переплаты» смущают принципиально, на рынке в этом классе еще остаются интересные «ископаемые» — та же Nissan Tiida. Да, модель немолодая (замена еще только ожидается), двигатель один и скромный, задняя подвеска — обычная балка. Но если подходить без амбициозных мерок, то машина оказывается со своими преимуществами. Дизайн не старый, а сдержанно консервативный, салон и багажник просторные, двигатель не «заморочен» новомодными системами, доступен с классической 4-ступенчатой АКП. И цены вполне адекватные, особенно с учетом базового оснащения: четыре подушки, ABS, электропакет с задними стеклоподъемниками и подогревом сидений, кондиционер, аудиосистема — в общем, по минимуму «все включено».
А еще в этом диапазоне цен открываются возможности приобретения моделей в «нестандартных» исполнениях по кузову. Речь о разного рода вэнах. Например, можно не бросаться на новый Golf, а остановиться на Volkswagen Golf Plus. Мало того, что это хэтчбек, увеличенный (в первую очередь по высоте) до размеров компактвэна, так еще и выбор двигателей куда демократичней — традиционные варианты и хайтековые. Интересный компактвэн сейчас предлагает Opel — модель Opel Meriva второго поколения для удобства посадки-высадки имеет боковые распашные двери. Свои варианты компактвэнов есть у Kia — модели Kia Venga и Kia Soul, причем по исполнению это абсолютно разные машины, каждая со своими особенностями. Для Soul даже предусмотрен дизель, хотя с ним модель уже в другом ценовом измерении. Впрочем, как и все другие, но уже более старшие минивэны, что официально представлены на рынке РФ.
Но хорошей альтернативой дорогим минивэнам выступают грузопассажирские модели — Peugeot Tepee, Renault Kangoo и прочие, созданные на базе утилитарных фургончиков. Они, конечно, совсем не такие комфортные и мощные, как «настоящие» минивэны, зато вместительные, функциональные и проще в обслуживании.
Кроме всего, «альтернативой» сейчас можно назвать саму ситуацию на рынке. В таблице указаны типичные (ориентировочные) цены без учета скидок у дилеров, но сейчас, в условиях падения спроса и затоваривания складов, некоторые поставщики в срочном порядке пересматривают ценовую политику. То есть сейчас не только по-прежнему действуют «спеццены» на автомобили 2012 года выпуска, но в некоторых случаях уже наблюдается снижение базовых цен на модели 2013 года. Обольщаться не надо — особых поблажек автокомпании не дадут, и все же «поймать» какую-то выгоду сегодня вполне реально.
Новые легковые модели (кроме SUV) по ценам 600-800 тысяч рублей на апрель 2013 года:
Модель | Кузов | Двигатель (л/л.с.) | Ориентировочная стоимость |
Chevrolet Cruze | Хэтчбек | 1,6/109 | 599-699 |
Chevrolet Cruze | Хэтчбек | 1,8/141 | 667-795 |
Chevrolet Cruze | Седан | 1,6/109 | 609-709 |
Chevrolet Cruze | Седан | 1,8/141 | 677-806 |
Chevrolet Cruze | Универсал | 1,6/124 | 665-710 |
Chevrolet Cruze | Универсал | 1,8/141 | 700-817 |
Citroen C4L | Седан | 1,6/115 | 579-710 |
Citroen C4L | Седан | 1,6/120 | 647-795 |
Citroen C4L | Седан | 1,6/150 | от 760 |
Citroen C4 | Хэтчбек | 1,6/110 | 595-690 |
Citroen C4 | Хэтчбек | 1,6/120 | 622-795 |
Citroen C4 Picasso | Минивэн | 1,6/120 | от 755 |
Citroen DS3 | Хэтчбек | 1,4/95 | 661 |
Citroen DS3 | Хэтчбек | 1,6/120 | от 744 |
Citroen DS4 | Хэтчбек | 1,6/120 | 727 |
Citroen Berlingo | Минивэн | 1,6/90 | 616-694 |
Citroen Berlingo | Минивэн | 1,6/120 | 697-789 |
Fiat Doblo | Минивэн | 1,4/77 | 589-644 |
Ford Focus | Хэтчбек | 1,6/105 | 598-730 |
Ford Focus | Хэтчбек | 1,6/125 | 655-778 |
Ford Focus | Хэтчбек | 2,0/150 | от 708 |
Ford Focus | Седан | 1,6/105 | 608-740 |
Ford Focus | Седан | 1,6/125 | 665-788 |
Ford Focus | Седан | 2,0/150 | от 718 |
Ford Focus | Универсал | 1,6/85 | 654 |
Ford Focus | Универсал | 1,6/105 | 661-696 |
Ford Focus | Универсал | 1,6/125 | 685-794 |
Ford Focus | Универсал | 2,0/150 | от 738 |
Honda Civic | Седан | 1,8/142 | от 749 |
Hyundai i30 | Хэтчбек | 1,4/100 | 649 |
Hyundai i30 | Хэтчбек | 1,6/130 | от 679 |
Hyundai i30 | Универсал | 1,6/130 | от 729 |
Hyundai Elantra | Седан | 1,6/132 | от 699 |
Kia cee’d | Хэтчбек | 1,4/100 | 600 |
Kia cee’d | Хэтчбек | 1,6/129 | от 650 |
Kia cee’d | Универсал | 1,6/129 | от 680 |
Kia Cerato New | Седан | 1,6/130 | от 670 |
Kia Venga | Компактвэн | 1,4/90 | 630 |
Kia Venga | Компактвэн | 1,6/125 | 650-780 |
Kia Soul | Компактвэн | 1,6/129 | от 640 |
Mitsubishi Lancer | Седан | 1,6/117 | 599-750 |
Mitsubishi Lancer | Седан | 1,8/143 | от 750 |
Mazda 3 | Седан | 1,6/105 | 654-788 |
Mazda 3 | Хэтчбек | 1,6/105 | 664-798 |
Nissan Tiida | Седан | 1,6/110 | 580-730 |
Nissan Tiida | Хэтчбек | 1,6/110 | 590-740 |
Opel Astra Family | Хэтчбек | 1,6/115 | 604-670 |
Opel Astra Family | Хэтчбек | 1,8/140 | 670-738 |
Opel Astra Family | Седан | 1,6/115 | 614-678 |
Opel Astra Family | Седан | 1,8/140 | 678-748 |
Opel Astra Family | Универсал | 1,6/115 | 629-693 |
Opel Astra Family | Универсал | 1,8/140 | 693-763 |
Opel AstraJ | Хэтчбек | 1,6/115 | от 650 |
Opel AstraJ | Хэтчбек | 1,4/140 | от 788 |
Opel AstraJ | Седан | 1,6/115 | от 675 |
Opel AstraJ | Универсал | 1,6/115 | от 724 |
Opel Astra GTC | Хэтчбек | 1,8/140 | 719 |
Opel Astra GTC | Хэтчбек | 1,4/140 | от 775 |
Opel Meriva | Компактвэн | 1,4/101 | 625-713 |
Opel Meriva | Компактвэн | 1,4/140 | 731-765 |
Opel Meriva | Компактвэн | 1,4/120 | 702-790 |
Peugeot 408 | Седан | 1,6/110 | 569-631 |
Peugeot 408 | Седан | 1,6/112 | 657-734 |
Peugeot 408 | Седан | 1,6/120 | 671-689 |
Peugeot 408 | Седан | 1,6/150 | 746-789 |
Peugeot 308 | Хэтчбек | 1,6/120 | 668-769 |
Peugeot Tepee | Минивэн | 1,6/90 | 616-718 |
Peugeot Tepee | Минивэн | 1,6/120 | 697-738 |
Renault Megane | Хэтчбек | 1,6/106 | 619-741 |
Renault Megane | Хэтчбек | 2,0/138 | от 756 |
Renault Megane Coupe | Хэтчбек | 1,6/110 | от 760 |
Renault Fluence New | Седан | 1,6/106 | 625-697 |
Renault Fluence New | Седан | 1,6/114 | 703-776 |
Renault Fluence New | Седан | 2,0/138 | от 761 |
Renault Kangoo | Минивэн | 1,6/84 | 640-710 |
Renault Kangoo | Минивэн | 1,5/86 | 680-750 |
Seat Leon | Хэтчбек | 1,4/85 | 570-610 |
Seat Leon | Хэтчбек | 1,6/102 | 592-710 |
Seat Leon | Хэтчбек | 1,2/105 | 600-720 |
Skoda Octavia | Лифтбек | 1,6/102 | от 624 |
Skoda Octavia | Лифтбек | 1,4/122 | от 734 |
Skoda Octavia | Лифтбек | 1,8/152 | от 764 |
Skoda Octavia | Универсал | 1,6/102 | от 759 |
Toyota Corolla | Седан | 1,3/101 | 642 |
Toyota Corolla | Седан | 1,6/124 | от 690 |
Toyota Auris New | Хэтчбек | 1,3/99 | 735 |
Toyota Auris New | Хэтчбек | 1,6/132 | от 774 |
VW Golf New | Хэтчбек | 1,2/85 | 599-660 |
VW Golf New | Хэтчбек | 1,2/105 | от 697 |
VW Golf New | Хэтчбек | 1,4/122 | от 784 |
VW Golf Plus | Компактвэн | 1,4/80 | 629 |
VW Golf Plus | Компактвэн | 1,6/102 | 672-812 |
VW Golf Plus | Компактвэн | 1,2/105 | от 731 |
VW Golf Plus | Компактвэн | 1,4/122 | от 755 |
VW Jetta | Седан | 1,6/105 | 702-785 |
VW Jetta | Седан | 1,4/122 | от 729 |
VW Caddy | Минивэн | 1,2/86 | от 744 |
Ранее на тему:
Василий Ларин |