Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
Ну а начать хочется с хорошего. Даже нет, не с хорошего, а просто отличного примера очень правильного отношения клиентки к своей машине. Мазда 3 на фото ниже и ее хозяйка уже знакомы постоянным читателям блога.
Напомню, что эта клиентка первый раз оказалась в мастерской еще в конце 1990-х годов, когда у «студентки, спортсменки и просто красавицы» появилась не новая, но крепкая «восьмерка». Аккуратная и внимательная владелица тогда очень быстро поняла, что профилактика гораздо дешевле ремонта. Прошли годы, вчерашняя студентка мединститута стала отличным врачом-пульмонологом, защитила кандидатскую диссертацию и сменила «восьмерку» на новенькую Мазду 3, прослужившую затем своей хозяйке верой и правдой почти 15 лет. Это была единственная из клиенток, которая в течение гарантийного срока перед визитом к «официалам» предварительно на всякий случай пригоняла машину на осмотр ко мне, а потом удивляла мастеров дилерского техцентра, показывая им, какой конкретно сайлент-блок в задней «многорычажке» заскрипел.
Часто «женские» автомобили под внешним глянцем скрывают последствия аварий, и эта Мазда не исключение. Но ДТП было лишь одно, да и то по вине лихача, догнавшего ее на перекрестке. Удачно посчитанное страховое возмещение позволило клиентке тогда не только отремонтировать машину, но и сделать хороший взнос для досрочного погашения автокредита.
До пробега в 150 000 км Мазда заезжала в бокс лишь для замены расходников в ходе плановых ТО, требования которых ее хозяйка неукоснительно соблюдала.
Сколько разнообразных эмоций может вызвать замена составного «двухэтажного» салонного фильтра Мазды! Снять вещевой ящик, воздуховод, а затем и монтажный блок, предварительно отсоединив от него все разъемы… На фото ниже — один из промежуточных этапов на этом пути.
Замена передних стоек при пробеге около 150 000 км оказалась самым дорогим ремонтом этой Мазды. В задней подвеске, кроме нескольких резинок, которые поменяли еще по гарантии, «родные» детали продержались до продажи машины.
Лет через 10–12 после покупки, когда пробег Мазды подошел к 200 000 км и ее хозяйка уже начинала подумывать о замене машины, несколько мелких неприятностей подкинул мотор. Сначала зашуршали подшипники роликов приводного ремня.
Новый приводной ремень, установленный взамен изношенного заводского, очень быстро, уже к следующему ТО, покрылся трещинами.
Вдобавок двигатель стал понемногу «потеть» маслом вокруг переднего сальника коленвала и по стыку поддона картера.
Хотя убыли масла по щупу почти не было, да и переклеить поддон на этой Мазде несравнимо проще, чем на Ладе Весте, все эти мелочи подтолкнули клиентку к покупке новой машины. Полноприводную Мазду CX-5 в максимальной комплектации ей удалось купить за 2 500 000 рублей как раз перед тем, как начался взрывной рост цен.
Можно ли назвать везунчиком того, кому досталась ее Мазда 3? Несомненно! Это именно тот случай, когда фраза «ездила девушка» означает сравнительно небольшой пробег, аккуратное обслуживание и щадящую эксплуатацию. Вот только проблема в том, что таких внимательных хозяек не так уж и много. Найти пример совершенно иного отношения к машине среди моих клиенток гораздо легче.
Как и Мазда, Лада на следующих фото также не раз появлялась на страницах блога. Ее хозяйка тоже врач, но с другой специализацией — она ветеринар.
Благодаря настойчивым рекомендациям первого супруга, опытного автомобилиста, интервалы между заменами масла клиентка сократила до 7000–8000 км и на расходниках не экономила. Вот ее типичная покупка в недавнем прошлом:
Но замена масла и фильтров долгое время была единственной процедурой, выполнявшейся с этой Ладой регулярно. Тот же ремень ГРМ зачастую менялся только после того, как рвался на куски где-нибудь за городом по дороге на очередную ферму. Клиентка обычно пропускала мимо ушей настоятельные рекомендации записывать пробег машины и делать отметки о ремонтах, чтобы предотвратить подобные казусы. Примерно так же дело обстояло и с проверкой ходовой части — машина оказывалась на подъемнике, когда звуки снизу становились совсем уж невыносимыми. Проставки под верхние опоры передних стоек и распорка между ними на этой Ладе не просто старомодный аксессуар, а насущная необходимость.
При подобном отношении к автомобилю аварии неизбежны, и шрамы от них щедро «украсили» эту Ладу.
Хуже всего смотрится сгнивший после отвратительной покраски капот. Его красили дважды, но это не помогло.
Удивительно, но Лада, работая в таких непростых условиях, продемонстрировала отменную живучесть. Несмотря на отдельные очаги коррозии, силовая часть кузова до сих пор цела.
С коробкой и двигателем проблем не было. Два года назад клиентка задумалась, сколько еще протянет ее «жужа» (да-да, вот так она ее и называет!), и попросила замерить компрессию. Вот эта «фотосессия»:
Недавно она приобрела новенькую Гранту Кросс, но свой старый «универсал» еще использует как грузовик в тяжелых случаях. Когда же придет время его продажи, вряд ли он будет заманчивой покупкой, несмотря на «женскую» эксплуатацию.
А какие выводы можно сделать, сравнивая такие разные судьбы Мазды 3 и ВАЗ-2111? Пока что только один: животных лечить интереснее, а людей — выгоднее. Чтобы точно выявить технические закономерности, мы рассмотрим еще несколько автомобилей моих клиенток. Причем попутно придется сразу же опровергнуть самого основоположника марксизма, утверждавшего, что «бытие определяет сознание». Очевидно, что сознание автомобилисток определяет такое разное бытие их машин.
Независимо от отношения клиенток к своим автомобилям, аварии для них — суровая правда жизни. Да, «все леди делают это», причем порой совершенно непонятно, почему. Виновны ли в этих ДТП некорректные водительские привычки, особенности периферического зрения, глазомера и координации движений, или же окружающие их мужчины, судить не берусь. Однако факт остается фактом: подавляющее большинство известных мне «женских» автомобилей были в авариях, и многие из них — неоднократно. К счастью, серьезные происшествия случаются с ними редко. Последнее такое было прошлой зимой, когда Ниссан Ноут клиентки не удержался на обледеневшей дороге. Справедливости ради надо отметить, что одновременно и несколько водителей-мужчин не справились с управлением на том же участке.
Гораздо чаще с дамами происходят относительно мелкие неприятности при заезде в гараж, развороте во дворе или маневрировании на парковке. Иногда даже мне, толстокожему «гаражнику», жалко их машины. Например, вот у этой БМВ-520 были все шансы стать любимой игрушкой ценителей «янгтаймеров».
В середине 1990-х ее пригнал из Германии отец моей клиентки, и с той поры машина хозяев не меняла. В гараже она провела куда больше времени, чем на дороге, ведь после переселения в Россию ее ежегодный пробег был не более 2000–3000 исключительно летних километров. Но вся беда в том, как дались и клиентке, и ее БМВ эти километры!
Вид на правый бок БМВ вызывает лишь горькое сожаление.
А вот последствия неудачного выезда из гаража.
Править искореженный хромированный бампер все соседи-кузовщики отказались. Трудно сказать, кого я тогда пожалел больше, БМВ или расстроенную клиентку, но взялся за ремонт сам, несмотря на полное отсутствие необходимых для этого навыков. Можно сказать, что половину работы вместо меня выполнила сама машина. Оказалось, что, в отличие от современных пластиковых штамповок, бампер раритетной БМВ разбирается на несколько небольших составных частей, и придать нужную форму каждой из них в отдельности не так уж и сложно. Щедрый мазок от краски гаражных ворот на крыле БМВ удалось полностью удалить простенькой полиролью.
Результат и его стоимость устроили всех.
Но в «группе риска» находится не только кузов БМВ. Еще в самом начале «нулевых» мне пришлось ремонтировать коробку этой машины после того, как неожиданно перестали включаться первая и вторая передачи. Тогда я с удивлением обнаружил, что вылетел упругий штифт, фиксирующий соответствующую вилку на штоке. Поскольку 20 лет назад фотографии ремонтов я не делал, на фото ниже показано похожее место в коробке передач Рено.
Обычно такие штифты приходится выбивать с приличным усилием. Ума не приложу, что надо было вытворять с рычагом коробки передач, чтобы штифт вылетел сам. После этого случая меня уже не удивляли регулярные замены гидроцилиндров сцепления и деталей кулисы коробки ее БМВ.
Однажды, меняя на этой машине масло, я случайно увидел оторванный провод датчика давления.
Когда на приборном щитке перестала загораться красная «масленка», клиентка так и не вспомнила. А ведь для замены масла она приезжает не каждый год… Хорошо хоть, что недавно удалось ее убедить заменить ремень ГРМ, который трудился на этой машине еще с 1990-х годов.
А вот Матиз одной из клиенток.
Выглядит вроде бы неплохо? Да, но лишь потому, что это старое фото. Иногда машина приезжала в бокс в таком виде:
Бывало и так:
В тот раз клиентка, узнав у соседей-кузовщиков стоимость ремонта, попросила сделать хоть что-то, чтобы повреждения не очень бросались в глаза. Что ж, еще со времен «Трех мушкетеров» подобные просьбы дамы принято выполнять.
Надо отметить похвальную предусмотрительность хозяйки Матиза, сразу отбросившей вариант полноценного ремонта со сборкой-разборкой и покраской. К чему лишние расходы, если затем машинка приехала в мастерскую уже вот так, да еще и со скомканным подкрылком в багажнике:
И снова мне пришлось простейшими подручными средствами придавать Матизу более-менее пристойный вид.
Но все это, конечно, малозначимая косметика. Зато технически Матиз всегда исправен, на ТО и необходимые ремонты его владелица денег не жалеет.
И вот тут-то мы подходим к еще одной проблеме «женских» автомобилей. Дело в том, что даже клиентки с большим водительским опытом, намотавшие порой на колеса своих машин сотни тысяч километров, очень редко могут сами отличить серьезную и опасную неисправность от незначительной мелочи, совершенно не влияющей на езду. Помочь в этом могла бы регулярная и своевременная диагностика в любом сервисе, но, как мы уже видели, немногие дамы настолько внимательны к своим автомобилям. Например, Рено Меган на фото ниже оказался в мастерской лишь потому, что давно знакомый со мной брат его владелицы привел ее чуть ли не за руку.
Поведение Мегана на дороге его хозяйку полностью устраивало, разве что, по ее словам, что-то иногда впереди поскрипывало, хотя и совершенно не мешало ездить. Осмотр показал, что надо бы заменить подтекающие сальники приводов, а также порванные пыльники ШРУСов и правой передней стойки.
С пыльниками ШРУСов и сальниками разобрался быстро, благо более-менее подходящие запчасти оказались в наличии. Заодно и масло в коробке поменял, ведь когда была прошлая замена, хозяйка Мегана не помнила.
А вот пыльника на стойку поблизости не нашлось. Но ведь с этой мелочью вполне можно поездить, не так ли? Хотя вот шток стойки как-то странно стоит, почти прижимаясь одной стороной к пружине…
Что-то не то с верхней опорой этой стойки? Но на подъемнике рассмотреть снизу ничего не получилось. Вроде бы все как обычно?
Надо внимательнее глянуть на это место сверху, и машина опускается вниз. Однако крепления верхних опор к кузову закрыты пластиком.
Что ж, хотя такого заказа и не было, лезу под пластик. Бинго! Вот она, верхняя опора, но где же кончик штока стойки?
Становится ясно, что из верхней опоры стойки вырвана центральная металлическая часть, куда и крепится шток стойки. Для замены этой опоры стойку надо снять в сборе с пружиной. Вот только сейчас пружину на своем месте удерживает лишь вес машины да сопротивление деталей подвески. Если начать просто снимать стойку как обычно, пружина, распрямившись, может наделать неприятностей. Пришлось ее сжать стяжками еще на машине, «а дальше — вопрос техники».
Как выяснилось, опора стойки развалилась на три части. «Что-то поскрипывало»? Да наверняка звуков хватало, и продолжались они не один день. Вот только хозяйка машины на это внимания не обращала.
На самом деле верхняя опора стойки Мегана должна выглядеть вот так:
Наблюдавший за ремонтом брат хозяйки Мегана предложил при сборке в «проблемную зону» с двух сторон подложить толстые шайбы, на всякий случай. Мало ли что…
Надо отметить, что рядом с каждой автомобилисткой непременно есть мужчина. Неважно, кто он — брат, друг, муж, коллега или сын. Главное то, что он может запросто внести и свою лепту в особенности эксплуатации «женской» машины, причем далеко не всегда такую полезную, как в случае с Меганом. Вот так у меня на подъемнике оказался Ситроен, внезапно «потерявший» одну из своих задних пружин.
Точнее, не совсем потерявший — пружина лежала в багажнике. В таком виде его владелица получила автомобиль после того, как дала Ситроен своему бывшему мужу прокатиться на рыбалку.
Как потом ей рассказал незадачливый рыбак, машина застряла в грязи, а пружина вылетела, когда Ситроен вытаскивали. Неужели буксировочный трос зацепили за эту пружину? Кто знает…
А вот последствия «покатушек» сына клиентки на мамином Форде Фьюжн. Она потом была очень удивлена, когда увидела вырванную «с мясом» опору коробки.
Но хватит о грустном, надо же отметить и позитивные особенности «женской» эксплуатации. Прежде всего несомненный факт: большинство клиенток почти никогда не эксплуатируют машину в предельных или заведомо опасных режимах. Светофорные гонки или езда на максимальной скорости, выезд на встречную полосу для рискованного обгона на горном серпантине, регулярное преодоление бродов и болот — это мужские развлечения. Исключения из этого правила бывают, но не часто. Именно поэтому «женские» автомобили редко попадают в тяжелые аварии.
Кроме того, мне не встречались клиентки, «украшающие» свои машины разнообразным техническим тюнингом. На фото ниже — сугубо мужские игрушки, на «женских» машинах обычно такого нет.
Ну и самое главное: часто по мере совершенствования дорожных и житейских навыков клиентки избавляются от вредных автомобильных привычек. В этом случае покупка автомобиля у них разумна и совершенно безопасна. Вот как раз такой пример:
Этот Шевроле Круз — третья по счету машина у моей давнишней клиентки. На первой, учебно-тренировочной старенькой «девятке», она как-то с разгона въехала в ворота соседнего гаража. На второй, «свежей» Калине однажды приехала почти без масла в моторе, чтобы пожаловаться на его неожиданный стук. Но к тому моменту, когда она направилась к дилеру Шевроле за Крузом, ей уже хватило накопленного опыта, чтобы эксплуатировать машину без ненужных потерь. Да, этот автомобиль не раз попадал ко мне на ремонт. Но он ни разу не был в аварии, все ТО проходил вовремя, а его дефекты сразу же устранялись.
С точки зрения потенциального покупателя у этого Круза лишь один недостаток — он не продается. Но даже в таком случае нельзя сбрасывать со счетов женскую ветреность и непредсказуемость. Вот эта регулярно обслуживаемая Шкода с минимальнейшим пробегом тоже еще совсем недавно не продавалась.
Но когда ее владелица на работе получила очередное повышение, она задумалась о продаже Шкоды, чтобы не ездить на такой же машине, как и у ее подчиненных. Узнал я об этом случайно, когда она поинтересовалась, что лучше и престижнее — Чери Тиго или Джили Кулрей. Ох, как трудно было ответить без ненормативной лексики…
Ну а как поступил бы я сам, если бы искал машину по объявлению и увидел пометку «ездила девушка»? Отбросил бы этот вариант как заведомо неподходящий или, наоборот, сразу же заинтересовался? Пожалуй, в подобной ситуации я все же обратил бы внимание на такое объявление в первую очередь. Вот только осматривал бы этот автомобиль с особой тщательностью, почти на грани придирчивости, попутно устроив серьезный допрос его владелице. Хотя, как известно из голливудской классики, дама во время самого жесткого допроса может легко обескуражить любых специалистов.















































































