Назначение Михаила Мишустина на должность главы Правительства РФ иные московские политологи описывали в весьма комических тонах. Дескать, вызвали Михаила Владимировича в администрацию Президента, положили на стол толстенную папку с компроматом на него и сказали: «или компромат пойдет в дело, или соглашайся на должность». Как известно, президент Путин утвердил Мишустина премьер-министром, и после десяти лет руководства Федеральной налоговой службой Михаил Владимирович возглавил кабинет.
Розыск тайных активов премьера мы, пожалуй, оставим общественно-политическим СМИ, тем более что декларация о доходах не показывает ничего подозрительного. Вот разве что за прошлый год Михаил Владимирович заработал всего 18,2 млн рублей, а его супруга, не владеющая никаким бизнесом, — 54,8 млн. С 2008 по 2013 годы Владлена Юрьевна Мишустина все же числилась индивидуальным предпринимателем — основным видом деятельности ИП была зафиксирована «деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев», а дополнительными — «деятельность баров», «производство фильмов» и пр. Однако нас интересуют все-таки автомобили — нет ли здесь чего интересного, не висит ли на Михаиле или его жене какой-нибудь Lamborghini Urus или Bugatti Veyron? Увы, нет. Дело в том, что сам премьер вообще не владеет транспортными средствами, а на его супругу записан всего-навсего Ford Kuga. Этот автомобиль был приобретен супругой Михаила Владимировича в 2018 году: годом ранее на нее были оформлены VW Tiguan и Nissan X-Trail.
Чтобы убедиться в равнодушии Мишустина к автомобилям, мы изучили все его декларации с 2010 года: оказалось, что нынешний премьер знает толк в комфортных тачках, потому что на протяжении нескольких лет владел лимузином Merсedes-Benz S500. Кстати, и доходы у него тогда были не чета нынешним. Скажем, за 2013 год он заработал 30,7 млн рублей, а его супруга — и вовсе 150 миллионов! При этом свою «школу танцев» Владлена Юрьевна закрыла аккурат в мае 2013 года.
Напомним, что предшественник Мишустина Дмитрий Медведев в разные годы отчитывался отечественными ретромобилями ГАЗ М-20 «Победа» и ГАЗ-21 «Волга», иметь которые вообще считается престижным в верхних эшелонах российской власти. Скажем, на Игоре Шувалове — бывшем первом вице-премьере — «висели» и тольяттинская «копейка», и советский «членовоз» ЗИЛ-41047. Нынешний первый заместитель председателя правительства Андрей Рэмович Белоусов колесным транспортом не владеет, притом что его супруга, опять же зарабатывающая больше мужа, довольствуется Audi A4.
Теперь посмотрим на транспорт самого близкого российской автомобильной прессе министра — Дениса Валентиновича Мантурова. В правительстве Мишустина (равно как и в правительстве Медведева) он отвечает за развитие промышленности и торговли, регламентируя в том числе и работу всей автомобильной индустрии России, увязанной как на локальные продукты, так и на импорт. Денис Мантуров по обыкновению занимает лидирующее место по доходам среди руководителей министерств. В прошлом году он заработал 586 022 058 рублей и 14 копеек. Для сравнения, за 2017 год Мантуров отчитался суммой всего-то в 213,5 миллиона. Такому бурному росту доходов министра можно только позавидовать! Неудивительно, что будучи де-факто главным пресс-секретарем проекта «Кортеж-Aurus», Денис Валентинович прилюдно много раз заявлял о желании приобрести отечественный лимузин — автомобиль ему вполне по карману.
Согласно данным постановок на учет, которыми располагает редакция Дрома, в 2019 году только один человек приобрел Aurus Senat, и если верить декларации о доходах членов кабинета министров РФ, этим человеком был не Мантуров. Во владении Дениса Валентиновича остаются заявленные в прошлые годы Land Rover Range Rover, Lada Vesta и «Москвич» ИЖ-408. К слову, в 2017 году на нем висели еще ИЖ-412, ВАЗ-2103, ГАЗ М-21. Невольно закрадывается мысль, что Мантуров удвоил доходы, именно продав отечественные старые «ведра»…
Вернемся к Aurus Sedan. Согласно данным редакции Дрома, в первом полугодии 2020 года на учет встали еще три частных Ауруса — нет ли среди этих трех счастливых обладателей лимузинов «автомобильного» министра? Если Денис Валентинович не проговорится о покупке в интервью, нам придется ждать деклараций о доходах за 2020 год. Кстати, одним из потенциальных покупателей Ауруса можно считать и зампредседателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко, который лишь немного уступил Мантурову по доходам в 2019 году, заработав 432,3 млн рублей. Однако по состоянию на конец прошлого года Чернышенко владел только одним автомобилем — Land Rover Range Rover. Немало заработал и сын секретаря Совбеза Дмитрий Николаевич Патрушев, руководящий сельским хозяйством нашей страны — почти 157 млн рублей. Вкусы у Патрушева-младшего попроще — он владеет всего-навсего Toyota Land Cruiser. Это вполне подходящий транспорт на тот случай, если «хлебопашец» задумает поговорить с комбайнером или трактористом: «Прадик» вполне себе сможет съехать на пашню.
По примеру Мишустина и его первого зама многие члены кабинета довольствуются казенным транспортом, правда, в некоторых случаях подводных камней искать не нужно — достаточно посмотреть на данные других членов семьи. Скажем, у зама председателя правительства Виктории Абрамченко машин нет, зато водит муж, на котором числятся три Мерседеса (GLE 350D, V 220D, Х 350 D) и снегоболотоход СF moto 800-2 в придачу. Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Николаевич Кобылкин неустанно борется за чистый воздух, поэтому сам старается не способствовать выбросам вредных веществ в атмосферу, в отличие от жены, предпочитающей Land Rover Range Rover Sport. Министр труда и соцзащиты Котяков что есть сил пытается преодолеть социальное неравенство, притом что в его собственной семье нет равновесия: Антон Олегович машины не имеет, а у его супруги — Mercedes-Benz GL 400.
Министру иностранных дел Сергею Викторовичу Лаврову не до машины, ведь он не вылезает из заграничных командировок, во время которых его жена ездит по Москве на скромной Skoda Superb. Министр здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко тоже не покупает машину, видимо, в знак солидарности с подавляющим большинством медработников нашей страны, которым она просто не по карману. Жена Мурашко старается не выделяться и ездит на Toyota RAV4. Министр экономического развития Максим Геннадьевич Решетников не в состоянии развить в транспортном отношении даже собственную семью: несмотря на доход в 7,6 млн рублей (у жены — 460 тыс. руб.), кроме Kia Cerato других машин нет…
Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, равно как и ведомство, возглавляемое им, в транспортном смысле «гол как сокол»: ни у него, ни у супруги машин нет, да и доход — так себе. Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов на доходы прошлого года просто физически не смог бы накопить на приличную машину — он заработал всего 2,6 млн рублей. И хотя его жена отчиталась суммой в шесть раз больше, личного транспорта в семье пока нет. Зато у министра финансов РФ Антона Германовича Силуанова с финансами все в порядке! В его распоряжении — BMW X6, три мотоцикла различных брендов и два отечественных раритета ГАЗ-69 и ВАЗ-21011. Не отстает и министр энергетики Александр Валентинович Новак, который в свободное от работы время гоняет на одном из двух мотоциклов BMW (К1200LT и К1600GTL), притом что за четырехколесный транспорт отвечает жена — на нее записаны BMW X5 и Porsche Cayenne.
У министра цифрового развития и связи с деньгами тоже все в порядке (90,7 млн руб. за 2019 год), но поскольку личный автомобиль с позиций цифрового развития общества — это анахронизм, личного транспорта у Максута Игоревича Шадаева не имеется. Работающий пенсионер Сергей Кужугетович Шойгу, не выдержав груза навалившихся на него лет, решил расстаться с некогда принадлежавшии ему шестиместным автомобилем ЗИМ ГАЗ-12. Судя по всему, в свободное от работы время Сергей Кужугетович с супругой совершают длительные пешие прогулки.
Что касается самой популярной марки автомобилей в семьях членов кабинета Мишустина — это Mercedes-Benz. Наверное, не зря Владимир Владимирович Путин лично согласовывал условия специального инвестиционного контракта сборочного завода Daimler в Московской области. Другое дело, что не все чиновники ездят на новых машинах, скажем, за заместителем Мишустина Юрием Ивановичем Борисовым числится видавший виды ML 500 (у жены — BMW X6).
Завершая рассказ о машинах членов нынешнего состава правительства, не можем не остановиться на получившем недавно скандальную известность в связи с хабаровскими событиями Юрии Петровиче Трутневе — полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе и попутно — заместителе Мишустина. Он лидирует и по количеству, и по стоимости семейного гаража. Вместе с супругой он владеет BMW Х6 М50D, Mercedes-Benz GLЕ 450, Porsche Cayenne Turbo, Toyota Highlander. Плюс к тому — мотовездеход, снегоход и автоприцеп. Многовато для одной семьи? А почему бы и нет, ведь Дальний Восток — это рыба, это лес, это крабы. Красиво жить не запретишь!
Теперь переместимся в другие ключевые ведомства, декларации руководителей которых представлены уже на сайте Администрации Президента РФ. Здесь ситуация в целом похожа на правительственную: многие записывают дорогие машины на членов семьи. К примеру, бывший министр обороны Сергей Иванов (ныне — спецпредставитель Путина по вопросам природоохранной деятельности и экологии) личным транспортом не владеет, а вот на жене «висит» Porsche Cayenne. На таком же автомобиле ездит и жена представителя президента в Конституционном суде Коновалова, притом что за самим Александром Владимировичем числится VW Caravelle. Еще один Porsche, только уже Macan, обнаруживаем у жены Владимира Александровича Симоненко, одного из начальников Управления делами президента. У него самого машины нет. У начальника другого подразделения в Управлении президента Александра Дмитриевича Харичева тоже нет автомобиля, зато у жены — опять же Porsche, причем уже Macan S.
Теперь засветим транспорт известных личностей верхнего эшелона власти, самым публичным среди которых можно смело назвать пресс-секретаря Путина и замруководителя президентской администрации Пескова. За Дмитрием Сергеевичем числятся Mercedes-Benz V250, Kia Ceed и мотовездеход Can-Am, а вот у его жены Татьяны Навки, доход которой в 16 раз больше мужниного, имеются два Мерседеса — CL63 AMG и GLE 63. Собственно, в Администрации Президента Mercedes-Benz — опять же самая популярная марка, хотя, скажем, руководитель протокола Владислав Николаевич Китаев довольствуется стареньким Opel Astra. На бывшем генеральном директоре АвтоВАЗа Игоре Анатольевиче Комарове, ныне представляющем Путина в Приволжском федеральном округе, по понятным причинам «висит» Lada Largus, хотя, вероятно, для семейных поездок он тоже больше предпочитает Мерседес — Viano. Кстати, на жену Комарова записан еще один Виано и Land Rover Range Rover Evoque.
Особняком стоит бывший генпрокурор Российской Федерации, а ныне — представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка. Он тоже пользуется советским раритетом, причем нетрудно догадаться каким — ГАЗ-13 «Чайка»… Не менее экстравагантно смотрится на своей Toyota Tundra и руководитель канцелярии Президента Александр Голублев, особенно когда цепляет к заокеанскому пикапу отечественный автоприцеп «Курганец». Встречается и еще более нестандартное видение транспортного обеспечения собственной семьи. Например, у Владимира Ильича — праправнука Льва Толстого и носителя знаменитой фамилии, уже много лет занимающего должность советника Президента РФ, имеется лишь мотолодка «Казанка 5М4», а для сухопутных перемещений он всегда может позаимствовать у супруги Skoda Octavia.
Что касается Ларисы Павловны Мишустиной, бывшей некогда депутатом Государственной Думы РФ первого созыва, она просто однофамилица нынешнего премьера, и, в отличие от отца и сына Патрушевых, ее работа старшим референтом Президента РФ — вовсе не проявление кумовства, то есть, пардон, не традиции производственных династий. Она прекрасный специалист и зарабатывает побольше иных министров — 7,6 млн рублей, предпочитая скромный Toyota Auris. Вспомним и популярную Эллу Панфилову, отбарабанившую, по ее же собственным словам, в свое время много лет «на производстве». Профсоюзная работа явно отточила вкус нынешнего председателя ЦИКа: Элла Александровна владеет VW Beetle. Не удивимся, если машина — на стенсе и на «ручке».
Ну а что же наш многолетний главнокомандующий Путин? За прошлый год Владимир Владимирович отчитался исключительно отечественными транспортными средствами — двумя «Волгами» ГАЗ М-21, классической «Нивой» и автомобильным прицепом фирмы «Скиф». Такой выбор вполне объясним: за прошлый год Путин смог заработать лишь 9 726 595 рублей и стал одним из самых небогатых чиновников высшего российского звена. Отрадно, что слова президента не расходятся с делом, ведь он неоднократно и как раз в приложении к личному транспорту чиновников говорил: «скромнее надо быть, скромнее…».