Некоторые комментаторы считают, что путешествие на обычном легковом автомобиле куда приятнее, чем езда на автодоме. Поэтому первая тема звучит так…
Спорщики аргументируют свой выбор тем, что на легковушке можно спокойно перемещаться по дорогам на высокой скорости, при этом ночевать в придорожных мотелях и питаться в придорожных кафе.
Конечно же можно! Но по всей видимости, такие комментаторы не попадали в ситуацию, когда на сотни километров нет не только мотелей и кафе, но даже заправок. А мы в таких ситуациях бывали неоднократно.
Например, где ночевать на платной трассе Москва — Санкт-Петербург? Много ли там мотелей? [Правильный ответ — ноль].
Однажды мы остановились на ночевку на одной из стоянок именно на этой трассе. Проснувшись утром, я вышел на улицу и увидел совершенно удивительное — рядом с автодомом припарковался кроссовер Lamborghini Urus, который стоит как десять моих автодомов. А в красивых спортивных креслах водителя и переднего пассажира в позе эмбриона спят парень и девушка. Они отдали за эту машину 15 миллионов, а вот спать им приходится в совершенно невыносимых условиях…
Нет, для путешествий мне больше нравится автодом!
Это едва ли не самая странная категория вопросов — она сводится к тому, что Россия слишком большая страна для путешествий на автодоме и не имеет инфраструктуры для полноценного караванинга.
Это личное дело каждого, но, на мой взгляд, в том, чтобы путешествовать по огромной стране, есть особенный кайф. Крым, Кабардино-Балкария, Дагестан — это лишь крайние точки наших путешествий за последние пару лет:
По ряду причин не удалось осуществить поездку через всю страну — из Карелии на Алтай. Разве это скучно? От такого путешествия не получить удовольствия?
Но помимо дальних поездок мы используем автодом и для вылазок на природу — друзья с палатками, а мы рядом со всеми удобствами. Весь скарб палаточного лагеря отлично входит к нам в багажник, готовить при необходимости можно не на костре, а на плите:
В общем — почему бы и нет? Поэтому и получается, что автодом у нас отдыхает только зимой…
Этот вопрос стоял перед нами в самом начале — что же выбрать: автомобиль-дачу или прицеп-дачу? Кроссовер у нас есть, и к нему вполне можно цеплять достаточно большой прицеп. Но есть важный момент, из-за которого мы выбрали автодом. Однако этот аргумент противоречит ПДД — и многие наверняка уже догадались, к чему я клоню…
Скажу так — однажды мне приснилось, что прямо во время движения пассажир встает со своего кресла и идет по коридору в заднюю часть автодома, а там ложится в кровать и спит. Прямо как в купейном вагоне. Или тот же пассажир может во время движения сходить в уборную. Или дойдет до холодильника и вернется с какой-нибудь вкусной едой. Или… ну, в общем, вы поняли.
Нет, я конечно же, знаю, что во время движения ни в коем случае нельзя отстегивать ремень безопасности и ходить по салону автодома. Но мечтать не вредно!
Впрочем, есть и еще один аргумент — маневрировать на автомобиле с прицепом-дачей куда сложнее, чем на автодоме. Не раз убеждался в этом!
Настоящую дискуссию в комментариях под предыдущей статьей вызвал вопрос въезда в грузовой каркас Москвы, а также проблема хранения автодома между путешествиями. Но спешу разочаровать скептиков — дело в том, что мой автодом относится к категории B: он весит 3350 килограммов! Поэтому никаких проблем с въездом в Москву и даже ее центр у меня нет.
Ни разу не возникало трудностей и с хранением машины — да, она занимает два места на обычной парковке:
Но перед нашим домом парковка не очень обычная:
Благодаря газону задний свес автомобиля удается «убрать» и встать на обычное парковочное место. Впрочем, тут действует принцип «кто ищет, тот всегда найдет». Если бы парковка была более традиционной, я бы наверняка что-то придумал. Караванеры — люди со смекалкой!
Вопрос из разряда неберущихся, да? Ну какой из автодома внедорожник? Он и с асфальта-то съехать не сможет, поди. Так, да не совсем так — судите сами:
Грунтовые дороги — без проблем. Песчаные дороги — тоже вполне проезжабельно, но предельно аккуратно, с разведкой трассы, внатяг и с отключенной противобуксовочной системой. Последнее — обязательно, потому что иначе с вами может произойти вот такое:
Серьезное бездорожье, конечно же, не для автодома. Но на этот случай я уже придумал решение. Если позволят финансы, то в будущем куплю легендарный вездеход ЛуАЗ-967 (он же ТПК — транспортер переднего края). Легкий, трехместный, плавающий(!!!) — что еще нужно? Ставлю его на прицеп и беру с собой в путешествие. Выглядеть это будет примерно вот так:
И вот тогда посмотрим, кто кого на бездорожье! Ну а пока и сам автодом неплохо справляется с теми задачами, которые мы на него возлагаем.
За четыре года путешествий мы лишь дважды останавливались где-либо за деньги. Назвать это кемпингом было бы большим преувеличением — в обоих случаях это фактически была платная парковка на берегу моря (один раз в Крыму и один раз под Дербентом). При этом за рубежом мы ни разу не пользовались услугами кемпингов — даже с учетом того, что в некоторых странах есть совершенно четкие правила и ограничения.
Но правила и ограничения влекут за собой и поблажки для караванеров. Скажем, в Германии нельзя просто так взять и остановиться на обочине для ночевки. Однако даже в очень-очень маленьких городках — в нашем конкретном случае это был город Оттобойрен с населением в шесть тысяч человек — предусмотрены специальные условия для обслуживания автодомов. Мы приехали в этот городок (фактически в деревню) к друзьям и в шутку поинтересовались, нет ли у них стоянки для автодомов. Друзья на полном серьезе сказали: «Есть». И мы пошли смотреть…
Отдельная площадка, на которой можно бесплатно обслужить автодом — слить «серую» воду и капсулу туалета, а также залить чистую воду. Рядом — стоянка для трех автодомов с возможностью подключения электричества (220В). И тоже бесплатно, но с одним условием — срок стоянки ограничен тремя днями!
В Италии на каждой заправке есть площадка для бесплатного обслуживания автодома, а протяженность парковок на АЗС порой превышает километр — ночуй на здоровье, места хватит всем. Кстати, на этих же итальянских площадках для кемперов при необходимости можно и заночевать — там даже есть розетка с бесплатным электричеством.
А вот еще один пример, с которым мы столкнулись в той же Италии. На дворе начало ноября. Мы приехали в городок Сирмионе, который расположен на южном берегу озера Гарда. Нормальная парковка в городе одна — и она платная. Подъезжаем и видим такую картину:
Шлагбаумы открыты нараспашку, на терминалах для оплаты висят какие-то записки. Вылезаем из машины, идем читать…
Кстати, обратите внимание — на въезде висит знак, запрещающий въезд мотоциклистов и… тех, кто ездит на автомобиле и буксирует прицеп-дачу!
Итак, ценник не самый низкий, но тут нужно учесть, что на территории стоянки есть зона для бесплатного обслуживания автодомов:
Но на приклеенных к терминалам оплаты бумажкам написано: «В ноябре 2017 года парковка платная только в дни фестиваля»:
Так что въезд, стоянка и обслуживание автодомов — совершенно бесплатно. И мы со спокойной душой заехали на стоянку:
Но не надо думать, что стоянку сделали бесплатной из-за отсутствия спроса. Посмотрите, сколько автодомов находилось на ней:
Что я хотел донести до вас в этой главе? Не так страшны европейские правила — мы ни разу не столкнулись с тем, чтобы нас попросили откуда-то уехать. Ни в одной из европейских стран. И при этом ни разу не пользовались услугами кемпингов — только отдых дикарями, только экстрим!
Было очень приятно узнать из комментариев, что я богатый человек. Спасибо, друзья! Такой вывод вы сделали исходя из того, что я приобрел автодом и путешествую на нем: «Такой вид отдыха — для богатеньких». Ваши бы слова сами знаете кому в уши…
На самом деле мой автодом стоил не так и много — в 2017 году я купил его за полтора миллиона. Да, с тех пор цены на подобную технику сильно выросли, но этот вопрос уже не ко мне. В моем случае автодом окупился (если сравнивать с арендой такого же кемпера) уже к середине второго большого путешествия.
Что же касается такого формата отдыха как такового — ну вот не люблю я просто две недели лежать на пляже. Мне скучно — это никак нельзя назвать путешествием. А вот провести пару месяцев, переезжая с места на место, изучая новые города и страны, общаясь с новыми людьми — вот это действительно интересный отдых!
Недельный срок на то, чтобы собрать все необходимое и погрузить в автодом, кое-кому показался слишком большим. Мол, собраться можно «за день максимум, а то и за несколько часов». Хочу разочаровать излишне оптимистично настроенных читателей — если и удается собраться за неделю, то это уже хорошо.
Смотрите сами — вот что я загружаю в жилой отсек (самое основное):
Затем — багажник. Тоже не буду перечислять здесь все — попробую вспомнить основное:
И все перечисленное выше должно быть загружено в багажник! Причем так, чтобы любую вещь можно было достать без особенных проблем. Кроме того, необходимо иметь возможность проверить VIN скутера, при этом не доставая его из багажника — за время наших путешествий дважды приходилось его демонстрировать: один раз таможенникам на польско-белорусской границе, а второй раз нам попались излишне привередливые сотрудники ГАИ. В обоих случаях VIN скутера удалось посмотреть прямо в багажнике автодома.
Собрав и загрузив все эти вещи в машину, я заливаю бак с водой (120 литров), проверяю капсулу туалета и при необходимости готовлю ее, проверяю наличие газа в баллонах.
Вот теперь машина, в принципе, готова к старту. Если кто-то сможет собрать и загрузить в машину все перечисленное выше за «несколько часов или за день», то этому человеку нужно поставить памятник. Мне вот никак не удается…
Отдельная благодарность за практические вопросы — это то, с чем мне когда-то пришлось разбираться самостоятельно.
Где и каким образом мы заправляем воду в бак? По инструкции в бак нужно заливать питьевую воду, но мы все понимаем, что это фантастика. Мы заливаем обычную воду через фильтр, но до и после путешествия (а по возможности и при наличии хорошего источника воды прямо во время путешествия) промываем бак. А берем мы эту самую воду везде, где придется — это действительно творческая задача. В большинстве случаев кран есть на любой АЗС и заправщики разрешают залить воду. На юге часто встречаются питьевые источники — тоже вариант. Однажды мы заливались прямо из озера — нас «угостили» насосом, который очень быстро накачал нам полный бак воды. Короче — не стесняйтесь спрашивать у людей, и они вам помогут. В самом крайнем случае можно зайти в любой магазин и купить самую дешевую воду в бутылях. Бак для воды имеет две горловины — одна выходит на левый борт автодома, а вторая имеет доступ сверху. Открыв пробку, вы можете спокойно залить воду из бутыли.
Каким образом опустошаем туалет? Здесь также есть несколько вариантов. Отходы сливаются либо в любой туалет на трассе, либо в специальный слив на стоянке для автодомов, либо в крайнем случае просто в кусты — та жидкость, которую мы используем, полностью расщепляет все отходы, превращая их в удобрения.
Как решали вопрос заправки газовых баллонов? Официально заправлять баллоны можно только там, где, например, заправляют бытовые баллоны для домов. На АГЗС такие баллоны заправлять нельзя. Как бы. По правилам. Но по факту — их очень даже заправляют! Но не на каждой заправке, не каждый заправщик и не каждый баллон. У меня баллоны композитные. Мало того что они легче металлических — а это суммарно экономит 18 килограммов — так они еще и позволяют на просвет посмотреть и примерно увидеть, сколько же газа в них осталось. Поэтому главное — успеть сказать заправщику, что баллон композитный, и тогда он, скорее всего, без дальнейших пререканий заправит его — для этого у правильных заправщиков есть специальный переходник с шланга на баллон.
И последняя на сегодня тема — надежность немолодого автодома, ремонт в дальней дороге и замена колес.
На самом деле при выборе машины я осознанно остановился на старом шасси — пообщался со многими владельцами современных Fiat Ducato, и все единогласно высказались в пользу более старой версии. Почему? По их словам, там «нечему ломаться, мало электроники и двигатель-миллионник».
На данный момент за четыре года активного использования ремонт свелся к замене генератора — и то по моей вине, потому что я не уследил за приказавшим долго жить задним аккумулятором, установленным в жилом отсеке. Он коротнул и сжег генератор. Произошло это в километре от дома и проблема решилась заменой аккумулятора и генератора.
Поездки по горным серпантинам не могли не сказаться на тормозах — как-то мне пришлось менять задние тормоза в Греции! Причем стоимость ремонта и запчастей оказалась ниже, чем в России:
И наконец, колеса. Их я прокалывал дважды, оба раза задние. Один раз это произошло рядом с шиномонтажом и замена колеса «на обочине» не понадобилась. А вот во второй раз это случилось на трассе и мне пришлось самому ставить «запаску». И это не стало, цитирую одного из комментаторов, «задачей из разряда ”миссия невыполнима”». Поднял домкратом, поменял колесо и поехал дальше. Чем это отличается от обычной легковушки — я не понимаю.
На этом — все. Я и так превысил поставленный мне лимит. Надеюсь, что смог ответить на многие вопросы, но если у вас появятся новые — не стесняйтесь и задавайте их в комментариях!