Пятнадцать лет назад бюджетные иномарки были другими: никакой экокожи, минимум электроприводов, кондиционер и магнитола за доплату. По сути — коробка с двигателем, сиденьями и колесами. Одним из самых серьезных игроков сегмента была узбекская Daewoo Nexia, которая за свою многолетнюю карьеру обросла множеством мифов по поводу своей надежности. Проверяем их на примере седана 2010 года выпуска с двумя владельцами и пробегом в 160 000 км, который в 2013 году был куплен за 180 000 рублей.
Обычно автомобилям не везет либо с кузовным железом, либо с ЛКП. Nexia — исключение, у нее плохое все. Чрезвычайно низкая коррозионная стойкость кузова у Daewoo усугубляется низким качеством и невысокой прочностью лакокрасочного покрытия. В итоге имеем реальный отпрыск того самого былинного, вечно ржавеющего Опеля из анекдотов.
Причин тому несколько. Основная в том, что кузовные детали Nexia никогда не видели оцинковки, а лишь фосфатировались. При появлении сколов и царапин это лишь на некоторое время могло отсрочить возникновение рыжего налета, тем более с учетом нестабильного качества металла, из которого делались кузова узбекских седанов.
Типичные слабые места устанешь перечислять. Прогнивают до дыр колесные арки, насквозь ржавеют задние двери, легко появляются сколы спереди и на дверях, которые начинают цвести в первую же зиму. Окрашенные в цвет кузова бамперы хрупкие и нежные. Они до хруста боятся контакта с бордюрами и прочими препятствиями. Прилично сохранившиеся внешне Nexia можно найти разве что в южных регионах или в глубинке. В городах, где зимой на дорогах больше реагентов, чем снега, Daewoo обречена. Установленные подкрылки и «брызговики» плюс обработка дополнительным антикором внутренних полостей могут лишь отсрочить надвигающуюся беду.
У этой Nexia почти нет живого места на кузове и даже под капотом. Пока ржавчина поверхностная, но проще перечислить, где ее нет. Вот во что превращается Nexia, которая с рождения живет в питерском климате и лишена дополнительного антикора.
Оборудование кузова Nexia тоже не страдает от избытка качества. Лобовое стекло слабое — трещины на нем часто появляются не только от камней, но и от холода из кондиционера. Фары не лучше. У дверей своя беда. Передние склонны к провисанию, а задние отличаются слабым металлом в районе петель. Багажник подводит растягивающаяся замочная пружина.
У этого седана лобовое стекло еще родное, зато сколько хлопот было с трапецией «дворников». За восемь лет, что служит автомобиль своему нынешнему хозяину, эта деталь менялась пять раз. Причины всегда одинаковые: один из «дворников» начинает плохо прижиматься к стеклу, из-за чего в центре образуется неочищаемая полоса шириной сантиметров десять.
В последний раз трапеция менялась прошлой осенью. Выбор пал на неоригинальную деталь от «Стартвольта» ценой в 900 рублей. Встала без проблем, работает нормально. От оригинальной она отличается только крепежом и тем, что не крашена, а оцинкована. Брать оригинал, который стоит минимум в два раза дороже, нет никакого смысла. Как показал опыт, все равно придется менять в лучшем случае через два года.
Другой пример такой экономии — задняя часть глушителя. Владелец седана обновляет эту деталь каждые пару лет. Он принципиально ставит дешевый заменитель ценой в 1000 рублей. Оригинал обойдется примерно в 5000 рублей, но хватит его максимум на четыре года.
Для концевиков дверей таких лайфхаков не существует, а проблема есть. Они расположены слишком низко, и из-за плохой герметизации кузова туда постоянно попадают вода и грязь. На этой Nexia с этим приходится разбираться чуть ли не каждый год. Пару раз из-за этого даже полностью разряжался аккумулятор.
Просочившаяся в салон вода — нормальное явление для Nexia. Все из-за слабой герметизации стыков кузовных панелей и стекол. Если процесс запустить, то можно получить рассадник грибка.
Осенью прошлого года после двухмесячного простоя на улице в салоне этой Daewoo поселилась плесень. Главный очаг заражения был обнаружен на заднем сиденье, но затронуло также и ткань на ближайшей дверной карте. После осмотра выявили источник проблемы — лужа под одним из задних ковриков. Пришлось делать тотальную уборку и сушку салона.
За свою длительную карьеру Nexia успела примерить четыре двигателя. Это бензиновые рядные «четверки», которые имеют распределенный впрыск и легко переваривают 92-й бензин. Наиболее надежными стоит признать простые, если не сказать примитивные по конструкции 8-клапанные моторы G15MF (75 л.с.) с одним распредвалом в головке и классическим трамблером в системе зажигания. Их ресурс до первого капремонта — порядка 250 000–300 000 км. Среди болячек: распределитель зажигания, невысокий ресурс ГРМ, капризный гидрокомпенсаторный механизм регулировки зазоров клапанов и боязнь даже малейшего перегрева.
Более современный A15MF мощностью 85 л.с. имеет компоновку газораспределительного механизма с двумя рабочими валами. Его ресурс — не меньше 200 000 км. Надежность похуже, чем у G15MF. Часто выходят из строя датчики, например, датчик положения коленчатого вала и холостого хода. Но главная неприятность — при обрыве ремня ГРМ тут гнет клапаны. Эта же напасть преследует и 1,5-литровый 8-клапанный A15SM, который установлен на данном автомобиле и представляет собой модернизированную версию G15MF.
16-клапанный F16D3 мощностью 109 л.с., который появился после рестайлинга, тоже не без греха. Тут установлен не самый лучший ремень ГРМ. У агрегатов первых лет выпуска часто зависали клапаны. Среди других проблемных мест — помпа, высоковольтные провода, свечи зажигания и термостат.
Вдобавок все двигатели Нексии — известные «маслоеды». Также моторам Daewoo присуща такая неприятная особенность, как течь масла из-под прокладки клапанной крышки. Обидно то, что просто замена прокладки помогает очень слабо. В идеале надо посадить оригинальную деталь на герметик.
Другая беда независимо от двигателя связана с расширительным бачком. В силу конструкции у него слишком высоко расположен сток «обратки». Из-за этого со временем в систему охлаждения начинает попадать воздух. Если из дефлекторов при включенном отопителе дует холодный воздух, то, скорее всего, это оно. Метод лечения давно известен. Нужно задрать передок автомобиля, выкрутить пробку из расширительного бачка и давить на педаль газа, выгоняя воздушную пробку из системы охлаждения.
Серьезных проблем с двигателем A15SM у данной Nexia было две, и все на пробеге около 95 000 км. Сначала дала течь прокладка клапанной крышки. Вскрытие показало, что она была оригинальной, но уже очень задубевшей. На ее место также встала заводская прокладка, посаженная на герметик.
Меньше чем через месяц приказала долго жить помпа. Вскрытие показало, что при прошлой замене ремня ГРМ официальный дилер сделал все на редкость некачественно. Помпа стояла криво, поэтому со временем ее заклинило и она оборвала не меньше 20 зубьев на ремне ГРМ. Повезло, что клапаны не погнуло! Поскольку все произошло вдали от города, то особого выбора запчастей не было. В итоге для ремонта был приобретен ремень Continental, прижимной ролик Fenox и помпа Graf. Работа под ключ обошлась в 2018 году в 6500 рублей. С тех пор при каждой замене ГРМ, которая производится раз в 40 000 км, владелец Нексии старается присутствовать лично.
Других хлопот было немного. В «масложоре» мотор не замечен. Менялись лямбда-зонды. Когда начались проблемы с холостым ходом, первый раз помогла замена дроссельной заслонки. Во второй раз пришлось менять датчик холостого хода. Был заглушен клапан EGR и по примеру других владельцев Nexia поставлена самодельная заглушка, сделанная из пивной банки. Завоздушивания системы охлаждения пока удалось избежать, но крышка расширительного бачка менялась уже четыре раза.
Большинство Nexia оснащаются простой 5-ступенчатой «механикой», которая была разработана еще инженерами Opel. Изредка встречаются экземпляры с автоматической коробкой, которую на наш рынок никогда не поставляли.
Механическая коробка отличается очень растянутыми передаточными числами и лишена синхронизатора на первой скорости, что накладывает свою особенность при переключениях. Первую передачу на ходу приходится вколачивать силой или использовать перегазовку. Также коробка имеет легко разваливающуюся кулису. Со временем начинает подтекать сальник главной передачи. Масло в этой коробке желательно менять каждые 80 000–90 000 км, хотя согласно мануалу оно залито на весь срок службы. Чтобы облегчить включение передач, можно поменять тяги привода вместе со втулками. Сцепление служит порядка 80 000 км.
У данной Nexia сцепление закончилось на пробеге в 76 000 км. Больше всего беспокоил выжимной подшипник. При замене был установлен комплект сцепления Valeo. Других проблем с коробкой не было. Масло менялось один раз, на пробеге в 100 000 км.
Подвеска со стойками McPherson спереди и балкой сзади — гордость и беда Nexia. Пусть повороты не ее стихия, зато Daewoo балует отличной плавностью хода. Седан хорошо держит прямую и не боится даже накатанной продольной колеи. К сожалению, все это присуще только полностью исправной Nexia, а она бывает такой очень редко. Шаровые опоры и амортизаторы плохо переносят быструю езду по дорожным колдобинам. Если уверовать во всеядность подвески узбекского седана, то срок их службы будет недолгим — не больше 60 000 км пробега.
Другое слабое место — пружины задней подвески. Они легко и непринужденно ломаются на Nexia любого возраста. Вместо того чтобы регулярно их менять, лучше поставить более прочные пружины от Daewoo Espero, Lanos или Opel Vectra.
Но не все так плохо. Шаровые, наконечники рулевых тяг, все рычаги и сайлент-блоки отличаются завидной надежностью. В среднем их ресурс составляет порядка 90 000 км. Немногим меньше живут ступичные подшипники. Рулевая рейка крепкая и неприхотливая. Жаль, что рулевых тяг обычно хватает примерно на 30 000 км.
Эта Nexia до сих пор довольствуется родной подвеской. Амортизаторы, ШРУСы и все пружины, включая задние, тут заводские. Видимо, потому что седан никогда не видел дорог хуже грунтовок Ленинградской области, а в основном ездит по городу. Но ступичные подшипники меняются регулярно — примерно каждые 50 000 км. Рулевые тяги за те восемь лет, что автомобиль служит нынешнему владельцу, обновлялись три раза.
Кондиционер, при его наличии, был важным преимуществом Nexia в борьбе с ВАЗами. Но для подержанного экземпляра это не всегда плюс. Причин его поломки может быть немало: обрыв приводного ремня, неисправность компрессора, повреждение радиатора. Восстановление работоспособности системы не всегда по карману владельцу Daewoo.
Если кондиционер исправен, его работа вызывает нарекания. Когда он включен, то изрядно отбирает мощность у двигателя. При затяжном обгоне или подъеме это может стать проблемой. При этом кондиционер в Nexia недостаточно эффективен, если на улице жара свыше 30 градусов.
Система отопления тоже не идеал. При включенном отопителе есть только два варианта. Воздушный поток можно направить либо в ноги, либо на лобовое стекло, прямо как на старых «Жигулях». Салонного фильтра в системе вентиляции не предусмотрено, а вентиляционные каналы расположены не самым лучшим образом, внизу задних дверей. В итоге потоки воздуха часто не доходят до заднего стекла и оно запотевает или обмерзает.
У данной Nexia кондиционера нет, а значит, нет и проблем. То, что на дверях красуется шильдик топовой версии GLE, не значит ничего. В данном случае первый владелец разорился только на ГУР, корректор фар, ПТФ, электростеклоподъемники, атермальные стекла и центральный замок. А вообще бесплатно в этой версии можно было получить только тканевую обивку панелей дверей и тахометр на панель приборов. Все остальное числилось в списке опций.
Кто бы мог подумать, что в такой простой машине много проблем связано с электрикой. Датчики, реле и прочие составляющие электрооборудования, которыми комплектовалась Нексия, никогда не отличались качеством изготовления. Например, у ранних экземпляров было много случаев необъяснимого загорания лампочки Check Engine. В итоге выяснилось, что причина в глюке контроллера, который был неправильно согласован с датчиком положения коленвала. Эту «болячку» победили только в 2009 году.
Другой пример — неисправность приборной панели. Из-за этого у Nexia часто зависали стрелки приборов. Проблема преследовала как новые, так и подержанные автомобили. Разобраться с индийским поставщиком приборов Daewoo смогла только к 2010 году.
Если не работает клаксон, то жди беды. Скорее всего, сгнила проводка. У Daewoo она крайне неудачно проложена под радиатором, вследствие чего сильно нагревается и регулярно поливается грязью из-под колес. Куда важнее то, что в той же гофре находятся провода вентилятора радиатора. А если сгнили и они, то можно получить перегрев двигателя со всеми вытекающими.
Много крови у владельцев попили проблемы с контактной группой замка зажигания. К сожалению, это конструктивная особенность модели. На шесть контактов тут выведены: зажигание, питание от аккумуляторной батареи, магнитола, стартер и вентилятор печки. Из-за таких больших нагрузок регулярно оплавляются контакты. Обычно сигналом об этом становится некорректная работа стартера или то, что машина начинает глохнуть прямо на ходу. Можно менять контактную группу, благо она недорогая. Но «умирать» способна хоть каждый месяц. Кардинально решить проблему можно с помощью установки дополнительных разгрузочных реле.
Преследуют владельцев Nexia и другие неприятности. Часто приходится менять блок подрулевых переключателей. Регулярно отказывают высоковольтные провода и гниет электропроводка противотуманных фар. Крышка распределителя зажигания считается чуть ли не расходником.
Данному седану с электрикой, считай, повезло. Однажды начал барахлить центральный замок. Чистка контактов и замена реле никакого эффекта не дали. Оказалось, что причиной был активатор центрального замка. В другой раз накрылось реле «дворников», перестал работать прерывистый режим. Помогла замена на оригинал. Раза четыре менялись высоковольтные провода. Сил заводского аккумулятора хватило лишь на пять лет, сейчас под капотом трудится уже третья по счету неоригинальная АКБ. Когда автомобиль стал заводиться через раз, помогла замена втягивающего реле стартера. На пробеге в 157 000 км стало скакать напряжение генератора — пришлось менять регулятор напряжения. Но даже с учетом всего этого на обслуживание Nexia владелец ежегодно тратит в среднем 20 000 рублей.