Официальные продажи на авторынке показывают снижение (за первые шесть месяцев 2013 года на 6% по сравнению с прошлогодним периодом), дилеры активизируют работу по выправлению ситуации — масштабная реклама, скидки, привлекательные кредиты и даже увеличение времени работы шоу-румов. Но повернуть историю вспять не получается: цены растут, и общая картина предложения такова, что автомобили сегмента выше среднего в большинстве своем уже перевалили за миллион рублей. В принципе, легковые модели в диапазоне от 800 тысяч до миллиона рублей никогда и не входили в список самых продаваемых и не отличались большим разнообразием. Тем не менее, спрос на них есть, а новинки последнего времени только подогревают здесь интерес.
Итак, что сегодня реально приобрести по ценам еще до миллиона, но уже дороже того, чем довольствуется массовый потребитель — примерно от 800 000 рублей? То есть в той категории, где по оснащению не должно быть компромиссов. Хотя где их сейчас нет?
Еще не так давно можно было говорить о конкретных и не столь многочисленных представителях D, D+ и даже Е-сегментов. Но сейчас предложение разлилось полноводной рекой, а границы принадлежности к тому или иному сословию довольно сильно стерлись: марки, габариты, варианты кузова, диапазон версий и цен — все здесь смешалось.
Например, Ford Mondeo по размерам вполне уживается в рамках бизнес-класса (при длине седана 4,8 метра с хвостиком), то есть Е-сегмента. Однако базовая версия с двигателем 1,6 литра при не очень богатом оснащении говорит о более демократичном позиционировании модели. Но дело в том, что на сегодня только эту базовую версию, а также вариант с атмосферным 2,0-литровым двигателем и можно приобрести по ценам до миллиона, тогда как более солидные комплектации (с двигателем 2,3, с 2,0 турбо и дизелем) уже за чертой.
Седан Mazda6 в своем новом поколении по размерам тоже дорос до «бизнеса» (длина 4,87 метра — даже чуть больше, чем Toyota Camry), и теперь доступен до миллиона тоже лишь в начальном силовом варианте. Ладно еще, что базовым здесь выступает двигатель объемом 2,0 литра. А вот свежеиспеченные версии с мотором 2,5 уже за рамками. Это касается и самой Camry, и других размерных аналогов — Renault Latitude и Kia Optima, а также Skoda Superb и Opel Insignia.
Причем в двух последних случаях речь идет о выборе типа кузова и наличии турбодвигателей. Но есть свои особенности. По кузовному исполнению наиболее полно теперь представлена Insignia, и все три типа кузова еще доступны до миллиона благодаря базовому атмосферному двигателю 1,8 литра. Но модификации с тремя вариантами турбомоторов, включая полноприводную версию — все это разменивает второй миллион рублей. Для Superb уже в базе идет турбомотор, и цены начинаются «до», но в целом семейство, не скромничая, перебралось в премиум-сегмент далеко за миллион, особенно с появлением универсала и полноприводных версий с двигателем 3,6 литра.
Есть в Е-сегменте персонажи, которые уже и не играют с «граничными» ценами, а полностью ушли дальше. Это и Nissan Teana, и тем более новый Honda Accord, который со своими 4,89 метрами длины и базовым 2,4-литровым двигателем полноценно заявился в высокую лигу. А Hyundai Sonata и вовсе сошла с дистанции: политика компании изменилась — в качестве «начального» бизнес-класса предложена модель поменьше, а в «бизнес» по крупному играют совсем другие представители с другими ценами.
Будем считать, что к сегменту D+ сегодня относятся модели с длиной кузова немногим меньше 4,8 метра. Это Volkswagen Passat, Peugeot 508, Citroen C5 или Hyundai i40. Конечно, в данном случае можно говорить, что нижняя планка цен более доступна, с учетом разных по объему и мощности двигателей, но верхняя планка тоже «не знает границ». И если для Passat это давно норма (с мотором 1,8 машина уже за пределами), то «выскочка» Hyundai i40 несколько самонадеян, особенно в кузове универсал — этот вариант уже в базе значительно дороже миллиона. Даже Citroen C5 с его эксклюзивными решениями в подвеске выглядит более адекватно.
Кого-то здесь еще не хватает? Конечно, Subaru Legacy, но этот полноприводный седан в последней редакции 2013 модельного года лишился 2,0-литрового двигателя и совсем ушел вверх по ценовой лестнице. И это в то время, когда дилеры из своих «запасников» еще могут предложить 2,0-литровые версии машин 2011 года выпуска — по специальным ценам выйдет менее миллиона рублей. И хотя это предложение ограничено (как вообще на любые автомобили с приличными скидками), сам факт говорит о рыночном положении модели — спрос-то весьма скромный.
Да и что мы в целом хотим, если ценовой диапазон (от восьмиста до миллиона) заполняют автомобили в принципе меньшего класса? В первую очередь, речь о моделях С-сегмента, а точнее их топовых версиях — с наиболее мощными двигателями и верхним уровнем оснащения. В этом плане обособленно держится Ford Focus: все три типа кузова с 2,0-литровыми двигателями укладываются в диапазон цен примерно от 730 до 850 тысяч рублей — аналогичного соотношения больше никто предложить не может. В том числе корейские одноклассники Hyundai i30 и Kia cee'd, и даже модели чуть постарше — Hyundai Elantra и новый Kia Cerato, которые воплощены в кузове седан и где фигурируют атмосферные двигатели 1,8 и 2,0 литра соответственно.
Основная же часть европейских моделей в этом диапазоне представлена с турбомоторами. Причем в некоторых семействах за верхний ценовой уровень «отвечают» и проспортивные версии хэтчбеков, такие как Opel Astra GTC или Volkswagen Scirocco. Нечто подобное припасено и у корейцев — Hyundai Veloster и Kia pro cee'd, хотя обе модели предлагаются всего с одним вариантом двигателя, и даже не самым мощным из потенциально возможных.
Своим путем пошел Citroen, создав уже на действующих «народных» платформах новое мажорное семейство DS. А золотую середину в нем выдерживает Citroen DS4 — это и проспортивный хэтчбек, и немного кроссовер, на что указывает соответствующий стиль с повышенным клиренсом. Но что касается настоящих спорт-хэтчей: Ford Focus ST, Opel Astra OPC, Renault Megan RS и других, то их стоимость уже давно зашкаливает за миллион.
Своим чередом иные представители обычного «гольф-класса» за последнее время успели переместиться, очевидно, в D-сегмент, если исходить из их длины более 4,6 метра. Это Volkswagen Jetta, Opel Astra в новом кузове седан, весенние дебютанты Citroen C4 Sedan и новая Skoda Octavia, а также самый свежеиспеченный «пирог» — новая Toyota Corolla, продажи которой начались в июле.
С базовыми моторами (у всех атмосферные, кроме Octavia) эти машины еще играют на своем старом поле, но с более серьезной силовой начинкой устремились ввысь. Из них Corolla по традиции остается преданной только атмосферным двигателям, но тоже со своими причудами. Базовым здесь выступает все тот же 1,3-литровый (надо ведь выдержать ценовые рамки приличия), но версии более мощные и стоят других денег. А главное, новый имидж семейства теперь поддерживает 1,8-литровый двигатель, который идет только с автоматической коробкой (вариатор) и предлагается с ценами уже до миллиона с хвостиком. Хэтчбек Auris еще в начале года всех «успокоил» своим прайсом, и теперь вот появилось его достойное продолжение — после ухода не имевшего спроса Avensis, новая Corolla вдруг стала связующим мостиком к Camry.
Другой гордый японец, седан Honda Civic, тоже успел обновиться — с июня заметно видоизмененная модель уже предлагается в салонах дилеров. Поднимет ли это продажи, пока не ясно, но и без того не низкие цены после рестайлинга еще поднялись — в базе на 30 000 рублей.
Осенью появится и новая Mazda3: в размерах она не обещает скачок амбиций, но с учетом всего нового цены вряд ли окажутся на том же уровне, который и без того невеселый, особенно на одинокие версии с двигателем 2,0 литра в паре с АКП. Впрочем, подождем до сентября, когда обещают объявить цены, а в ноябре увидим у дилеров и первые машины. О других «теневых» японцах: Subaru Impreza и тем более Suzuki Kizashi, даже не вникая в их габаритные особенности, говорить особо нечего — все ясно из их цен. А вот у Nissan другая крайность — здесь увлеклись малобюджетными проектами, в то время как яма между Tiida и Teana уже долгое время остается незаполненной.
Осенью будет представлен новый Peugeot 308, хотя каким бы замечательным он ни стал, для России это событие будет иметь минимальное значение. Для нас на легковой «грядке» компании сейчас обильно удобряются две культуры: 301-ая и 408-ая, которыми питают все массовые запросы.
Но вот что самое необычное в данном ценовом сегменте, это появление премиум-брендов — Audi, BMW, Mercedes. Пусть их самыми маленькими представителями и не всеми версиями из возможных, но тем не менее. К тому же, несмотря на размеры, автомобили не обделены современными технологиями (в том числе 8-ступенчатой АКП) и дизайнерскими решениями.
Особо стоит отметить Mercedes А и В-классов: совсем недавно они прошли «переподготовку», в результате которой «А-класс» из оригинального микровэна превратился в типовой хэтчбек С-сегмента. Так сказать, чтобы однополчанам BMW 1 серии и Audi A3 скучать не приходилось. Есть «премиальные» и поменьше — Audi A1 или Mini Cooper. А вот Volvo поступила по-своему: убрав из списка модель S40, эта марка покинула «нижнюю» ценовую нишу.
Точнее, в одном объеме: данный ценовой срез открывает нам не столь многочисленную и не очень популярную на официальном рынке (доля продаж менее 10%), и все же востребованную нишу — это минивэны. Причем не самые компактные и не те модели, созданные на базе утилитарных грузопассажирских фургончиков, которые в большинстве своем вписываются в меньшие цены, а по-настоящему легковые минивэны. Пусть они по-своему отличаются размерами и вместимостью — на 5 или 7 посадочных мест. Правда, сюда уже не входит Ford Grand C-Max — в 2012 году его поставки в РФ прекращены как раз ввиду низкого спроса. Также не входят еще присутствующий Ford S-Max или новинка сезона Fiat Freemont , но по другой причине — цены уже свыше миллиона. Но и без них есть, что посмотреть.
Надо уточнить, что в этом сегменте всегда не весть какая активность, поэтому любая новинка претендует на повышенное внимание. К свежим дебютантам в этих ценах относится Opel Zafira Tourer, в котором особенно привлекает дизайн: по сравнению с предыдущей Zafira (которая тоже предлагается, но с приставкой Family) получилось вполне прогрессивно. Обновились и уже давно известные модели, такие как Renault Scenic, Mazda5 и Toyota Verso.
Среди минивэнов стали появляться модели, «маскирующиеся» под кроссоверы — пластиковые накладки, чуть выше обычного клиренс. К таковым относится 5-местный Peugeot 3008 и новинка 2012 года — 7-местный Chevrolet Orlando. И все же до привычных нам SUV они не дотягивают ни клиренсом, ни размером колес, ни хотя бы наличием версий 4WD. Впрочем, осенью ожидается рестайлинговый 3008-ой, и пока неизвестно, в какую сторону произойдут изменения. Кроме того, к концу года должен появиться Citroen C4 Picasso нового поколения, премьера которого состоялась на Женевском автосалоне. Судя по всему, ближе к кроссоверам он не стал, однако выглядит весьма эффектно — в данном сегменте сейчас это актуально.
Обособленно выступает Volkswagen — в этот диапазон он умудрился включить не только цивильный Touran, но также изрядную долю пассажирских версий многочисленного семейства Caddy, берущего начало с грузовых фургончиков. Кстати, теперь даже эта линейка доступна только с турбомоторами с непосредственным впрыском топлива, и в любом случае только с МКП. Существуют модификации с роботизированной коробкой и даже полным приводом, но официально такие не поставляются — выходит слишком дорого для этого класса. Зато есть «бонус» в виде версий с удлиненной базой. Правда, такие варианты стоят впритык к миллиону и выше.
Со стороны китайских компаний попыток внедриться в нишу полноценных минивэнов еще не наблюдалось, но намерения такие уже есть. В частности, молодая тайваньская компания Luxgen не прочь это сделать своим 7-местным люксовым MPV. В августе компания выводит на рынок РФ свой кроссовер, в 2014 году планирует представить седан, ну а после и минивэн, который ориентировочно как раз должен стоить до миллиона рублей и выше.
Новые легковые автомобили, стоимостью от 800 000 до 1 000 000 руб. на июль 2013 года:
Модель | Кузов | Двигатель (л/л.с.) | Ориентировочная стоимость |
Audi A1 | хэтчбек | 1,2/86 | 826 |
Audi A1 | хэтчбек | 1,4/122 | от 857 |
Audi A1 Sportback | хэтчбек | 1,4/122 | 800-946 |
Audi A3 | хэтчбек | 1,4/122 | 870-940 |
BMW 116i | хэтчбек | 1,6/136 | 895-980 |
BMW 118i | хэтчбек | 1,6/180 | от 995 |
Chevrolet Orlando | минивэн | 1,8/141 | 760-910 |
Citroen C4 | хэтчбек | 1,6/112 | 820-900 |
Citroen C4L | седан | 1,6/150 | 760-850 |
Citroen C4 Picasso | минивэн | 1,6/120 | 765-990 |
Citroen Grand Picasso | минивэн | 1,6/120 | от 875 |
Citroen C5 | седан | 1,6/120 | 815-890 |
Citroen C5 | седан | 1,6/150 | от 910 |
Citroen DS3 | хэтчбек | 1,6/120 | 750-995 |
Citroen DS3 | хэтчбек | 1,6/150 | 840-995 |
Citroen DS4 | хэтчбек | 1,6/120 | 778-860 |
Citroen DS4 | хэтчбек | 1,6/150 | от 886 |
Ford Mobdeo | седан | 1,6/120 | 775 |
Ford Mondeo | седан | 2,0/145 | от 950 |
Honda Civic | седан | 1,8/141 | 779-940 |
Honda Civic | хэтчбек | 1,8/141 | от 849 |
Hyundai Veloster | хэтчбек | 1,6/132 | от 800 |
Hyundai Elantra | седан | 1,8/150 | 925 |
Hyundai i40 | седан | 2,0/150 | от 849 |
Kia Pro cee'd | хэтчбек | 1,6/129 | до 970 |
Kia Cerato | седан | 2,0/150 | 850-920 |
Kia Optima | седан | 2,0/150 | от 960 |
Mazda3 | седан | 2,0/150 | 907 |
Mazda3 | хэтчбек | 2,0/150 | 917 |
Mazda6 | седан | 2,0/150 | от 900 |
Mazda5 | минивэн | 2,0/144 | от 990 |
Mercedes A180 | хэтчбек | 1,6/122 | 875 |
Mercedes B180 | минивэн | 1,6/122 | 920 |
Mercedes B180 | минивэн | 1,8/109 | 980 |
Mini Cooper | хэтчбек | 1,6/122 | 800-875 |
Opel Astra | седан | 1,4/140 | 800-858 |
Opel Astra | седан | 1,6/180 | 913 |
Opel Astra | хэтчбек | 1,4/140 | 788-843 |
Opel Astra | хэтчбек | 1,6/180 | 898 |
Opel Astra | универсал | 1,4/140 | 800-893 |
Opel Astra | универсал | 1,6/180 | 948 |
Opel Astra GTC | хэтчбек | 1,4/140 | 775-818 |
Opel Astra GTC | хэтчбек | 1,6/170 | 928 |
Opel Astra GTC | хэтчбек | 2,0/130 | 910 |
Opel Insignia | седан | 1,8/140 | 777-950 |
Opel Insignia | лифтбек | 1,8/140 | 898-950 |
Opel Insignia | универсал | 1,8/140 | 943-996 |
Opel Zafira Family | минивэн | 1,8/140 | 811-832 |
Opel Zafira Tourer | минивэн | 1,8/115 | от 818 |
Opel Zafira Tourer | минивэн | 1,8/140 | от 914 |
Opel Zafira Tourer | минивэн | 1,4/140 | от 970 |
Peugeot 308 | хэтчбек | 1,6/150 | 824-894 |
Peugeot 408 | седан | 1,6/120 | 869-924 |
Peugeot 3008 | минивэн | 1,6/120 | 807-840 |
Peugeot 3008 | минивэн | 1,6/150 | от 945 |
Peugeot 3008 | минивэн | 1,6/112 | от 947 |
Renault Fluence | седан | 2,0/138 | 762-842 |
Renault Latitude | седан | 2,0/139 | от 900 |
Renault Scenic | минивэн | 1,6/110 | 818-857 |
Renault Scenic | минивэн | 2,0/138 | 967 |
Subaru Impreza | седан | 1,6/114 | от 975 |
Skoda Octavia | лифтбек | 1,4/140 | 765-865 |
Skoda Octavia | лифтбек | 1,8/180 | 840-940 |
Skoda Octavia | лифтбек | 2,0/143 | 925-985 |
Skoda Superb | лифтбек | 1,8/152 | от 912 |
Toyota Auris | хэтчбек | 1,6/132 | 774-944 |
Toyota Corolla | седан | 1,6/122 | до 938 |
Toyota Corolla | седан | 1,8/140 | от 880 |
Toyota Camry | седан | 2,0/148 | от 969 |
Toyota Verso | минивэн | 1,6/132 | 820 |
Toyota Verso | минивэн | 1,8/147 | от 890 |
Volkswagen Golf | хэтчбек | 1,2/105 | 791-856 |
Volkswagen Golf | хэтчбек | 1,4/122 | 756-930 |
Volkswagen Golf | хэтчбек | 1,4/140 | от 972 |
Volkswagen Jetta | седан | 1,4/122 | до 900 |
Volkswagen Jetta | седан | 1,4/150 | 886-940 |
Volkswagen Passat | седан | 1,4/122 | 903-970 |
Volkswagen Touran | минивэн | 1,2/105 | 880 |
Volkswagen Touran | минивэн | 1,4/140 | от 970 |
Volkswagen Caddy | минивэн | 1,2/86 | 765-945 |
Volkswagen Caddy | минивэн | 1,2/105 | от 800 |
Volkswagen Caddy Maxi | минивэн | 1,2/105 | от 970 |
Ранее на тему:
Василий Ларин |