Возьмем, к примеру, Volkswagen Passat. Нынешняя «база» за 1 819 000 рублей (уже почти премиум-класс!), по идее, должна априори быть круче любого Пассата образца 80-х годов прошлого века. Но не спешите с выводами.
Конечно, на минимальную комплектацию фольксвагеновской модели в кузове B2 (1981–1988) без слез не взглянешь: без доплаты шли только штампованные колеса с черными колпаками, кармашек на центральном тоннеле, твидовая обивка сидений, блестящие вставки на дверных ручках и ворсовый ковер на полу. Вскоре список стандартного оснащения расширился, например, добавились внутрисалонное зеркало с режимом «день-ночь», макияжное зеркало, пепельница сзади, регулируемая подсветка приборов, прикуриватель, часы и указатель суточного пробега. Без изысков, но самое необходимое для жизни есть. А если покупатель не жалел денег, то в топовой версии Carat он получал: «металлик», велюровые сиденья, отделку кожей руля и ручки КПП (чехол коробки передач был из искусственной кожи), четыре варианта цвета отделки салона, электроприводы окон и зеркал с обогревом, радио, подсветку макияжного зеркала, карманы в спинках передних сидений.
Теперь с недоумением смотрим на список оснащения современного Пассата в кузове B8 в комплектации Trendline, которая сейчас играет роль начальной. Подсветки макияжных зеркал нет, эта мелочь не требует доплаты лишь начиная с версии Comfortline (от 1 909 000 руб. с аналогичным двигателем и коробкой). Либо придется раскошелиться на пакет «Техника» за 33 000 рублей. Карманы на спинках передних сидений также отсутствуют, а руль и рычаг КПП такого Passat лишены кожаной отделки. Кожаный руль идет в составе пакета «Комфорт» за 33 240 рублей. Нет возможности выбрать цветовой вариант отделки интерьера. Сиденья, панель приборов и ковры безальтернативного черного цвета плюс бежевый потолок. Цвет «металлик» требует доплаты в 23 780 рублей для любой из версий. Несколько странный подход для автомобиля, позиционируемого чуть ли не ровней полноценному «премиуму».
Кстати, совсем недавно базовый Passat был беднее. В прайс-листах дилеров можно найти упоминание о доступной еще в декабре прошлого года комплектации Conceptline. За 1 499 000 рублей вы получали 125-сильный Passat с «механикой» (сейчас минимум 150 сил и DSG), без круиз-контроля, на стальных колесах и без текстильных ковров, которые полагались его предку в базовой комплектации.
Упакованный Passat Carat 34-летней давности на легкосплавных дисках смотрит на это, сгорая от стыда.
Базовая комплектация Мерседеса в кузове W201, предшественника современного C-класса, выпускавшегося с 1982 по 1993 год, была примерно на уровне Пассата. Простая печка, механические стеклоподъемники по кругу, тахометр (по умолчанию он тогда встречался далеко не везде). Остальное — за доплату. Задний подлокотник появлялся только при заказе обивки интерьера из синтетического материала MB-Tex, велюра или кожи. Правое и левое зеркала с обогревом, а правое, с электроприводом, включили в базовое оснащение всех версий, кроме 190 E 1.8 только под конец производства. Зато человеку с деньгами список опций позволял разгуляться по полной. Такой baby-Benz мог иметь: отделку велюром, кожей и деревом, спортивные руль, передние сиденья и задний диван, электроприводы передних кресел с памятью настроек, несколько видов аудиосистем Becker или Alpine на выбор, сабвуфер, громкую связь для телефона, люк с электроприводом, обогрев форсунок омывателя ветрового стекла и круиз-контроль.
Что имеем сегодня? Однозонный климат, искусственная кожа на сиденьях (с регулировкой поясничной поддержки), кожаный мультируль, отделка деревом, легкосплавные диски — вот и все блага базовой комплектации новой «цешки» в кузове W205, за которую просят от 2 380 000 рублей. Таких «пустых» версий в салонах, конечно, не встретишь (но под заказ — привезут). Дилеры, как правило, продают автомобили как минимум второго уровня оснащения. Поскольку в «базе» отсутствуют: подогрев сидений, зеркала с электроприводом складывания и автозатемнением, складываемый задний диван, датчик дождя и система омывателя ветрового стекла с подогревом.
С одной стороны, все логично, поскольку комплектации немецких машин, и Mercedes-Benz в том числе, всегда строились по принципу конструктора. Никто тебе ничего не навязывает, конфигурируй что и как хочешь. С другой стороны, форсунки омывателя лобового стекла с подогревом входили в базовую комплектацию первого официального С-класса W202, выпускавшегося с 1993 по 2000 год.
Оценим японский подход, взглянув на базовую комплектацию Toyota Camry XV10 (1991–1996 гг. вып.). 136-сильный седан с «механикой» в стандарте имел электропакет (стекла и зеркала), зеркало заднего вида с противоослепляющим эффектом, велюровый салон с отделкой «под дерево», подлокотники спереди и сзади плюс складываемый диван. 3,0-литровая Camry с «автоматом» имела кондиционер и кожаный салон, а подогрев и электроприводы сидений, люк и «круиз» все равно числились в списке опций.
Стандартная комплектация современной Camry за 1 573 000 рублей (150 л.с., 6-ст. АКПП) уже включает подогрев передних сидений, обогреваемые боковые зеркала с электрорегулировкой и электроприводом складывания, кожаную отделку селектора АКПП, электрообогрев лобового стекла, двухзонный климат-контроль и трансформируемый задний диван. Пусть и не колоссальный, но явный прогресс в сравнении с предшественником, уже не говоря про конкурентов.
А что же Lexus? Аналог Toyota Camry Prominent, что вышел на рынок в 1989 году под именем Lexus ES 250, привлекал клиентов в том числе и богатым оснащением. В базовую комплектацию входили: кондиционер, аудиосистема с кассетными плеером, тканевый салон с отделкой «под дерево», электропакет, центральный замок, складывающееся заднее сиденье, дистанционное открытие крышки багажника и бензобака. За доплату шли кожаный салон, электроприводы сидений, люк и CD-плеер. В начале 90-х большего и желать было нельзя.
Современный ES 200 с 2,0-литровым мотором тоже не бедствует. Начальное исполнение Comfort за 2 690 000 рублей включает полный электропакет (стекла, сиденья, руль, зеркала и люк), подогрев сидений, отделку искусственной кожей, двухзонный климат-контроль, аудиосистему на десять динамиков. Получается, что спустя 30 лет базовая комплектация наследника по основным позициям сравнялась с топовым предком и даже кое в чем его превзошла.
Теперь оценим, как эволюционировали комплектации внедорожников. Например, второе поколение Mitsubishi Pajero в кузове V30/V40, производившееся с 1991 по 1997 год. Самый простой вариант для японского рынка предполагал 2,5-литровый турбодизель 4D56 мощностью 85 л.с и 5-ступенчатую «механику». Базовое исполнение XE включало в себя регулируемую рулевую колонку, тахометр и радио. Другое дело — 6-цилиндровый 230-сильный Super Exceed Z Long с «автоматом». Такой внедорожник имел 7-местный салон, передние противотуманные фары, электропакет, включая привод боковых зеркал, люк, кожаный салон, отделку интерьера «под дерево», электропривод и подогрев сидений, двойной кондиционер. За доплату можно было получить круиз-контроль и CD-плеер.
Современный 3,0-литровый Mitsubishi Pajero c 5-ступенчатым «автоматом» стоит от 2 939 000 рублей. В базовую комплектацию Intense входят: комбинированная отделка салона натуральной и синтетической кожей, электропакет, включая электропривод водительского кресла, подогрев сидений, регулировка спинки заднего дивана, климат-контроль, подогрев зоны щеток стеклоочистителя. И снова начальная комплектация современного (относительно, конечно, ведь нынешний Pajero дебютировал в 2006 году) японского авто сравнима с топовым оснащением предшественника.
Обратимся к корейцам, которые совершили за последние десятилетия качественный рывок по всем фронтам. Например, предок всенародно любимого Solaris — Hyundai Accent (на ряде рынков это наименование до сих пор в ходу). Рассмотрим комплектацию модели второго поколения, что производилась с 1999 года, а в 2001 году встала на конвейер ТагАЗа. Стандартное оборудование седана с двигателем 1,3 литра мощностью 91 л.с. и «механикой» включало в себя лишь руль с регулировкой по высоте и гидроусилителем плюс центральный замок. Дорогие версии с мотором мощностью 102 л.с. и «автоматом» не требовали доплаты за «металлик» и отличались наличием кондиционера, электрических стеклоподъемников, зеркал с электроприводом и обогревом, центрального замка с дистанционным ключом и складывающейся по частям спинки заднего сиденья.
Наследник Акцента — нынешний Solaris — стоит от 739 000 рублей за версию со 100-сильным 1.4 и «механикой». В комплектацию Active включены передние стеклоподъемники, регулировки руля и сидений по высоте, зеркальца в солнцезащитных козырьках, карман в спинке кресла переднего пассажира, центральный замок, аудиоподготовка, складывающаяся спинка второго ряда сидений, стальные колеса диаметром 15 дюймов, полноразмерная «запаска». В сравнении с упакованным Accent — негусто. Ему ровня следующая по рангу комплектация Active Plus, в которую включены задние стеклоподъемники, кондиционер, аудиосистема, электропривод и обогрев зеркал. Цена — 812 000 рублей плюс 6000 рублей доплаты за «металлик».
Один из бестселлеров российского рынка — Skoda Octavia — тоже показательный пример. Самый простой лифтбек первого поколения А4 (1996–2000) подразумевал 1.6 MPI на 75 л.с. и «механику». Комплектация GLX была скудна по современным меркам: ГУР, регулировка руля по вылету и высоте, регулировка водительского сиденья по высоте, фильтр салона, аудиоподготовка, иммобилайзер и 14-дюймовые стальные колеса. Отсутствие подушек безопасности дополнялось некрашеными наружными элементами (дверные ручки, зеркала, накладка крышки багажника). Другое дело — версия SLX, куда входил электропакет, кондиционер, обогрев зеркал, аудиосистема и литые диски. За доплату были доступны подогрев передних сидений и омыватель фар. А топовая Laurin&Klement имела даже кожаный салон и отделку под дерево.
Современная Octavia с 1.6 MPI мощностью 110 л.с. и «механикой» стоит от 1 112 000 рублей, и младшую комплектацию (Active) совсем бедной не назовешь. Есть кондиционер, электропакет, включая электрозеркала с обогревом, охлаждаемый перчаточный ящик, обогреваемые форсунки омывателя, стальные 15-дюймовые диски R15. Но Skoda верна себе: подогрев сидений и омыватель фар числятся в списке опций, как и центральный подлокотник.
Странный какой-то прогресс получается. За последние 30 лет та или иная модель сильно выросла в размерах, стала мощнее (хотя часто это не означает «быстрее»), экономичнее и безопаснее. Но стандартные исполнения даже лидеров класса — часто голь да рвань и все равно требуют доплаты за жизненно необходимые опции.