Аккурат в последний день весны во Владивостоке началась моя жизнь с Kia Rio X-Line. Автомобилем, который пришел на замену другому из парка Drom.ru — Ладе Веста. И с которым только за лето и первую половину осени мы намотали по России более 35 тысяч км. Автомобиль радовал надежностью, но цены на обслуживание вызвали шок — 25 тысяч за ТО-4 и 38 тысяч за ТО-5.
Расставаться с Вестой было грустно. Все же получил ее почти новой — с 5000 км на одометре. А отдал с пробегом 86 000 с хвостиком да еще доработал самые раздражающие элементы, научился не раздражаться (не путать с «подружился») на те нюансы конструкции, которые «допиливать» было экономически нецелесообразно, в общем, прожил с ней маленькую жизнь. Впрочем, грусть была недолгой.
Первые километры на X-Line — и новые впечатления, разогнавшие ностальгию. После Весты трансмиссия по плавности разгона — как вершина технологической мысли, двигатель — бесшумный, подвеска — идеал комфорта. Уточняю: до этого были бесконечные 10 000 км за 20 дней командировки на нашей «Рыжей» Весте СВ Кросс.
Несколько огорчила эргономика, рассчитанная на миниатюрных корейцев (если сесть удобно — руль перекрывают приборы, пересаживаешься, чтобы все было видно, — ноет спина или через какое-то время «отваливаются» руки). Но достаточно широкий диапазон регулировок позволил выбрать положение тела, близкое к оптимальному. Вот только в дальней дороге так и не удалось найти идеала по отношению к механизму регулировки спинки (для «полного счастья» было бы удобней наклонить спинку между положениями зубчиков регулировки) и по поясничному упору (точнее, его полному отсутствию, проблема решилась подушечкой-«антистресс»).
Что касается техники, то порадовавшая поначалу подвеска в ходе затяжного перегона огорчила невеликим ходом работы. Порой совершенно незаметная ложбинка на дороге обеспечивает порядочную встряску и жуткий звук пробоя подвески до отбойников (весной 2019 года подвеску доработали и нынешние владельцы на это уже не жалуются). Второй негатив — по отношению к климатической системе — технически реализовано все так, что она время от времени «перемораживает» с холодным воздухом и его интенсивностью (с этим, кстати, столкнулся и наш бильд-редактор, отправившись в поездку на Солярисе, — там точно такая же климатическая система с точно такими же симптомами). Опытным путем был найден и «виновник» (или инициатор?) — датчик света и солнечного излучения на панели приборов. Чтобы при попадании на него солнечных лучей он не давал команду процессору «климата» добавить холодного воздуха, положил сверху тряпочку. Можно выключить авторежим и отрегулировать все вручную — но зачем же тогда автоматический «климат»? Тут еще стекла помогают… Они вроде подкрашенные, но при этом не атермальные — так и хочется еще и переднюю полусферу закатать прозрачной атермалкой. Но де-юре нельзя.
Размеры X-Line вызывают неоднозначные эмоции. С одной стороны, все, что ехало в багажнике Весты, теперь полностью занимает заднюю часть салона. С другой — в отличие от Весты, найти в большом городе место для парковки стало проще.
Но сам процесс парковки после высокой Весты стал сложнее, особенно если прижимаешься передней частью к бордюру. Нижняя декоративная накладка на бампере расположена слишком далеко и низко, а закреплена легкомысленно (защелками). Дважды уже ее отрывал. В момент отрыва никаких душераздирающих звуков нет: просто остается на асфальте. Включенное радио даже с минимальным уровнем громкости заглушает звуки выщелкивания накладки из бампера. В общем, сохранилась она только благодаря повышенной бдительности.
После внимательного изучения защелок пришел к выводу, что часть вины лежит на установщиках сеток в бампер («подарок» от дилера). Защелки не были предназначены на разъем для замены всех этих деталей и в итоге после повторной установки не встали в первоначальное положение. А вручную каждую защелку на место поставить никто не догадался, и после пары таких выщелкиваний-защелкиваний фиксаторы и вовсе перестали удерживать накладку. Проблема решилась несколькими шурупами в бампер.
Кратко про перегон из Владивостока в Челябинск.
Дома провели ТО-60, обновили китель и отправились в путь — в очередную командировку. Ничего примечательного за все это время не случилось, поэтому расскажу только про плановое обслуживание и новую внешность.
Стоимость ТО-4 поразила еще на этапе записи на обслуживание. Таких цен давно не видел, но ТО делать надо! Записались, в положенный день примчали, сдались. С выбором особо не заморачивался, поехал на ТО в ту же «автомобильную деревню», где обслуживаю свою личную Шкоду Октавию вот уже восемь лет — там и персонал знакомый, сервис изучен плюс скидочная карта есть. Приемка, сдача авто в работу, мойка, подъемник и так далее — все прошло четко. Небольшой негатив случился с гарантией. При проведении ТО подрядчик по гарантии не мог принять автомобиль в работу. Мне предложили приехать позже, через пару недель. Предупредил, что уезжаю в длительную командировку и вернусь уже с пробегом под 75 000 км (гарантия на кожаные элементы — 70 000). Нет проблем — заверили меня. Но в реальности все оказалось совсем не так.
Стоимость ТО-4 (60 000 км) составила 25 327,50 рублей, за эти деньги нам помимо регламентных работ провели:
Два пункта из четырех — личная инициатива, остальные направлены на исправление обнаруженного несоответствия в рамках регламента.
Как это было, фоторяд:
А это, хотелось бы, чтобы устранили за счет Kia по гарантии:
Дорого? Да! Гарантия хоть и пять лет или 150 000 км, но при этом часто дифференцированная. На отделку внешним декором гарантия год или 16 000 км, и ржавеющие по кромке реза молдинги боковых окон — уже проблема владельца (цена накладки в интернет-магазинах от 3500 рублей, она безвозвратно ломается при снятии и разборке, при этом пистоны крепления держатся за кузов мертвой хваткой). Да кожа на руле даже у бережливого владельца протрется как раз после 70 000 км и, скорее всего, тоже не будет заботой производителя. Ну и в том же духе далее по списку, указанному на официальном сайте.
Списывать большую стоимость обслуживания бюджетного авто на обеспечение гарантии — это то, что сейчас называется модным словосочетанием «маркетинговая уловка». Можно ли снизить столь высокую цену на ТО-4, если заранее закупиться материалами и запчастями? Давайте считать.
Наименование | Номер по каталогу | Цена у дилера | Цена оригинала в интернет-магазине | Цена аналога в интернет-магазине | Примечание |
Кольцо пробки картера | 2151323001 | 29 | 16 | 8 | METALCAUCHO 02041 |
Фильтр масляный | 2630035504 | 368 | 309 | 144 | ST2630035503 |
Фильтр воздушный, адсорбера | 31453h5000 | 2477 | 1355 | аналоги не найдены | |
Фильтр топливный | 31112f9000 | 915 | 852 | 560 | ST31112F9000 |
Фильтр салонный | 97133d1000 | 992 | 594 | 183 | ST97133D3000 |
Фильтр воздушный | 28113h8100 | 550 | 544 | 211 | ST28113H8100 |
Свеча зажигания | 1885510061 | 2124 | 2260 | 788 | NGK 1578 |
Итого, руб.: | 7455 | 5930 | 1894 | ||
Можно сэкономить, руб.: | 1525 | 5561 |
Единственная деталь, не имеющая аналогов, — воздушный фильтр адсорбера (который почти наверняка никто не меняет при самостоятельном обслуживании — и без всяких последствий). Единственная позиция, произведенная на стороне и только упакованная в коробку от Hyundai/Kia (MOBIS), — свечи зажигания: при покупке NGK 1578 вы получаете свечи, полностью идентичные оригинальным. И неплохо сэкономите, если на подделку не нарветесь.
Другой интересный момент: на сайте kia.ru в разделе «Сервис» есть занятный документ «Сетка технического обслуживания автомобилей Kia, обслуживаемых предприятиями дилерской сети ООО «Киа Моторс РУС». В нем русским по белому указано, что «…Дилеры договорились установить единую на всей территории РФ стоимость работ…» и «…Стоимость запасных частей, указанных в Сетке технического обслуживания, является максимальной ценой перепродажи для дилеров ООО «Киа Моторс РУС»...». Там же в таблице указаны и цены за работы.
А теперь сравните с тем, что указано в заказ-наряде за работы (с нас взяли 8160 руб. вместо 5940) и за запчасти (без учета ГСМ и материалов на допработы) — 7451 рубль вместо 7001. Непонятно, например, что такое «Комплект для ТО Kia» и что туда за 500 рублей входит — помню из примененного только аэрозоль для клемм АКБ и очиститель тормозов, которым замывали потеки масла после его слива. Также о каких ГСМ идет речь в «Сетке ТО»? Ну, допустим, фильтры фирма Mobis делает (упаковывает) для Хендэ и КИА сама, а ГСМ — нет. Все, что льется, — ГСМ. Но нигде четкой формулировки не нашел, впрочем, не особенно в этом и усердствовал. Еще позабавили два пункта с «Комплектами автохимии» № 2 и № 3 по 9 и 37 рублей соответственно… Ну неужели не могли это в цену за работы затолкать, если там сумма все равно нормированную превышает? В общем, мало того что обслуживание стоит ощутимых денег, так еще и дурят нашего брата… Ни к чему никого не агитирую, но «расходку» в Kia лучше буду возить свою (но оригинальную из интернет-магазина) — по гарантии риск обратиться невелик, и если что-то и произойдет, то в известных мне случаях применение даже купленных оригинальных элементов у того же самого дилера не гарантирует успех. А экономия существенная, к тому же этот маневр совершенно легален.
То, как был оклеен (в плане дизайна) наш Rio ранее, мне не нравилось изначально, а в реале было еще обнаружено множество различных недостатков оклейки (в плане состояния пленки): много отслоений, следов от веток (на черном матовом сильно видно), трещин самой пленки от усадки и т. п. Недостатков, которых в сумме хватило на решение о переклейке машины целиком. А раз так, то: «Старый дезигн фтопку!» и «Даешь веселенькое нечто!». Так появился наш «кошмар дизайнера» — кругленькое в круглом и с кружочками. За основу был взят так называемый градиентный паттерн окружностями, или halftone pattern, с окружностью, взятой за шаблон, а за границу перехода — продолжение линий остекления дверей так, чтобы сами двери оказались полностью в заливке. Получилось ярко и нарядно. Заказали наклейки и занялись подготовкой.
На мойках за снятие пленки запросили сумму космическую — от одной до трех тысяч рублей за элемент, причем крышу все считали за два элемента, т. е. получалось от 10 000 до 30 000 рублей. На дружественной мойке со всеми скидками можно было уложиться в 5000–7000. В итоге решил снимать самостоятельно, а уже потом мыть и все остальное. С бортов пленка снялась легко, следы от клея были ликвидированы влажными безворсовыми салфетками и обезжиривателем кузова. На всю машину в сумме потратил минут пятнадцать. А вот с крыши пленка сходить так просто не захотела — сняв четверть, понял, что зря этим начал заниматься сам. На бортах пленка использовалась правильная и не самая дешевая, а для оклейки крыши использовано нечто, выглядящее как прозрачная бронепленка, но клей у нее выгорел в кисель и отслоился от самой пленки, поэтому он почти весь остался на кузове и рейлингах. С крышей я проковырялся почти весь день, извел на нее три литра обезжиривателя, очиститель клемм и два литра керосина (все, что было под рукой в гараже). Вонял этим амбре потом еще неделю… Но отмыл все, и даже не поцарапал.
Выехал на улицу — стали видны некоторые огрехи первой оклейки. Так, краска оказалась по всему кузову потерта ракелями при оклейке, отчего появились следы по контуру бывших наклеек. Поэтому пришлось капитально отмывать машину сначала антибитумом (керосином) и химозой для вытравливания железных частиц, чистить химией от почек деревьев, глиной снимать все, что не сняла химия (это все для того, чтобы поменьше лака в дальнейшем снимать полировкой), и после этого всего полировать. Удовольствие вернуть машине былой вид комплексно стоило 7000 рубликов, столько же отдано за выправление арки без окраски. Купил у дилера пистоны на накладку подбитой арки и все вернул на свои места. Если намазать пластик чернителем шин, то уже с пяти метров царапин на пластике арки совсем не стало видно, практически не бито, не крашено.
А далее разобрали декор и отделку стекол дверях, загнали в цех дружественной типографии, оклеили машину новыми красками, и теперь наша Киюха-Риюха выглядит так:
Далее была череда командировок, в которых за пять недель был пройден очередной межсервисный пробег и мы снова оказались в сервисе, где встал на паузу наш облезающий руль. Пригнали мы наш Рио уже с пробегом 75 000 км, что серьезно выше лимита для такого рода гарантийных случаев по регламенту. Это внесло некоторую интригу, но в конечном счете все сложилось удачно. Повезло, что на ТО-4 в документах и в заявке были заявлены недостатки на коже руля. Но вот сделать ТО в этом же сервисе не удалось — запись и очередь на неделю вперед, а машина уже нужна в следующем вояже, потому поехали к ближайшему дилеру, с записью через день.
ТО-5. Регламентные работы проведены в штатном режиме, из внештатного заменили передние тормозные диски и колодки комплектом по причине достижения обоими предельного износа (на ТО-4 отметили большой износ дисков, а накануне визита в сервис колодки еще и «подали голос»).
Регламент ТО-5 предполагает смазку шарниров и замков дверей. Обычно (у дилеров Лады и Шкоды, в частности, где я обычно обслуживаю свои машины) для этого используют литиевые смазки. А вот в «Техномоторсе» используют «жидкий ключ» WD-40. Из-за чего мне еще три недели пришлось оттирать проемы дверей от последствий такой щедрости. Дело в том, что «вэдэшка» совсем не подходит для этого, поскольку половина ее состава это уайт-спирит (напомню, растворяющий и смывающий смазки) и только 15% смазки, стойкой к уайт-спириту, предназначенной для снижения трения при откручивании закисших метизов. В результате уайт-спирит, содержащийся в ней, вымыл из шарниров смазку и растекся по всем проемам. И испорченная смазка вытекает до сих пор. По уму, надо промыть шарниры полностью и смазать нормальной смазкой заново, но, скорее всего, этим будет заниматься новый владелец этого Рио...
На регулировку фар жалоба состояла в том, что луч света не параллелен оси симметрии автомобиля, и при движении по холмистой дороге видно, как перекрещиваются лучи света фар. Легкое косоглазие, в общем… но данный прибор показал, что все «нормально». После смазки петель дверей настаивать на необходимой коррекции фар я не стал — на всякий случай.
Это единственный персонаж в сервисе и единственный же прокол в организации ТО, оставивший некоторый негативный налет в памяти, в остальном же все хорошо, но ценовая политика, конечно, кошмарна... Анализ цен по аналогии с ТО-4:
Наименование | Номер по каталогу | Цена у дилера | Цена оригинала в интернет-магазине | Цена аналога в интернет-магазине | Примечание |
Кольцо пробки картера* | 2151323001 | 16 | 8 | METALCAUCHO 02041 | |
Фильтр масляный | 2630035504 | 690 | 283 | 144 | ST2630035503 |
Фильтр салонный | 97133d1000 | 915 | 852 | 560 | ST31112F9000 |
Фильтр воздушный* | 28113h8100 | 992 | 594 | 183 | ST97133D3000 |
Диск тормозной передний | 51712С8000 | 9020 | 5133 | 1629 | TRW/LUCAS DF6794 |
Колодки передние | 58101H5A25 | 7475 | 4856 | 1241 | FEDERAL-MOGUL/FERODO FDB4623W |
Итого, руб.: | 28 112 | 16 867 | 5394 | ||
Можно сэкономить, руб.: | 11 245 | 22 718 |
Комментарии (отмечены звездочками):
1. Уплотнительного кольца пробки в заказ-наряде не оказалось. Притом, что оно было выдано со склада новое. Видимо, оно входит в «расходно-очистительные, смазочные материалы для ТО» стоимостью 300 рублей.
2. Воздушный фильтр двигателя заменен сверх регламента по состоянию.
Стоимость непосредственно ТО оказалась очень близка к заявленной на официальном сайте. Дополнительные материалы на 300 рублей несколько выбиваются из общей картины благополучия, но учитывая, как качественно замыли после замены масла все подтеки и залили замки и петли, то все это вполне имеет право на жизнь, впрочем, «вд40» и «литол24» лучше заменить на более подходящие смазки. Цена на комплект расходных деталей тормозов слегка шокировала. В итоге на посещение сервиса потрачено более 38 тысяч рублей. Однако…
В целом скучно — от ТО до ТО никаких проблем, и на самом ТО никаких сюрпризов, главное, чтобы денег хватило.
Потом была еще пара командировок, в которых с машиной тоже не произошло ничего, стоящего строк, и.. наш Рио вернулся в Москву, в редакцию.
Мы были вместе с Рио четыре месяца и четыре дня, проехали 35 056 км, побывали во многих интересных местах. И ни разу Рио не закапризничал, заводился и послушно ехал куда рулят. Прекрасный автомобиль для тех, кому не хочется думать про всякие автомобильные штуки и надо просто ездить. Я бы добавил только круиз-контроль во все комплектации, а то в дальней дороге педалировать не очень удобно, особенно когда спешишь и едешь на грани фола под камерами «Автодории». И добавил бы поясничный упор хотя бы для водителя, а то на трассе поясница все же немного затекает. Но если эксплуатировать в городе, то и этого не надо. Мне понравилось. Взял бы себе? А почему бы и нет?
Всем бур туй! И до новых встреч!
Алексей Antropoff
P.S. Пока известный всем нам персонаж колотит в камменты первонахи, Рио объехала по всем трем улицам Ерсубайкино и с пачкой семечек и бутылью фанты из местного сельпо поехала дальше. А вышеозначенный субъект упустил шанс обзавестись дромошапкой, так ему и надо :)