Надежда, что зима выдастся теплой, в декабре растаяла в неизменном спутнике экстремальных холодов — густом тумане, который неделями стоит в Якутске. А говорили — глобальное потепление, глобальное потепление. Где оно? Точно не в Якутии 😊
Середина декабря. Момент, когда морозы пришли, не заметила — у нас же «Вебасто». Даже прогноз погоды не смотрела: была занята тем, что терроризировала автосервис, где устанавливали «противоугонку» с автозапуском. Печка с пульта не включается в том режиме, что оставляю вечером — утром сажусь в промерзший салон. В очередной раз загнала «Хаву» в бокс — давайте вы тут что-нибудь переделайте, я завтра с утра приеду в 9 часов, вместе заведем машину и посмотрим, что получилось. В ту ночь как раз ударил первый «полтинник».
День не задался с самого утра. Заказываю такси. В такие морозы вызвать машину сложно — водители благоразумно остаются дома, а те, кто выезжает, завышают цену. Таксиста прождала 20 минут, а потом еще десять отлавливала по всему двору — то не туда заедет, то выедет, то вообще какими-то кругами поедет. Когда, злая как собака, все же догнала «недоумка», полностью заряженный с утра телефон показывал 10-процентный остаток — если гаджет не выдерживает такой минус, представьте, как я сама околела. Пока на эмоциях объясняла водителю, как правильно заезжать во двор, его Ist застрял в сугробе. Вот уж рука-лицо! Пока он пытался руками разгрести снег, заказала другую машину. Когда та подъехала, попросила его со мной толкнуть Тойоту. Хорошо, что второй водитель попался нормальный — согласился помочь. Вытолкали, этот бедолага благодарил, обещал, что деньги вернут. Не вернули-таки. Ладно, бог с ними. Не могу сказать название агрегатора, но больше не буду заказывать у тех, кто оплату за поездку берет еще при посадке.
Залетаю в автосервис, извиняюсь, что опоздала. Мне говорят — могли не торопиться, Хавейл в хлам замерз.
«Китаец» — в немом укоре. Открываем капот: антифриз — как кисель, еле бултыхается. Разрядившийся вконец телефон не позволил снять видео, да и руки замерзли. В таких ситуациях вообще не до съемок, но есть же люди, которые и это могут. Я не сижу в соцсетях, и раньше думала, что инста-самки/самцы какой-то ерундой занимаются. Сейчас изменила свое мнение: это тяжелый труд…
«Вебасто» с пульта не запустился, вручную тоже, с четвертой попытки продавили через компьютер. Заработал. На улице это было бы нереально сделать. Как сказал мастер, у Хавейла, скорее всего, соты радиатора узкие, поэтому антифриз не продавливается (у Тойот такой проблемы нет). Второе — может, антифриз некачественный.
Смотрю — под потолком висит петля. Спрашиваю — это у вас для таких, как я?) Очень грустно посмеялись над моей шуткой.
В общем, часа два отогревали. Салонная «печка» при запуске с пульта так и работает на минимальном режиме. Есть вариант — заказать дубликат ключей и держать в машине, но это нарушает условия каско. Подумала, ладно, бог с ней, в моей жизни одной проблемой больше, одной меньше — особой разницы нет (горький смех).
Двигатель прогрелся, но ходовка — просто треш. Как будто все кошаки мира собрались под Хавейлом и хором выводят зимнюю песню о сайлент-блоках и подыгрывают себе яростным скрежетом. Минут десять ворочалась вперед-назад и только потом рискнула развернуться и выехать со двора автосервиса.
Для проформы съездила в сервис, где мне меняли антифриз, но там все-таки нормальные ребята работают, и директор тоже хороший мужик. Говорят, ты как позвонила, мы сразу все перепроверили, у нас не может быть контрафакта, все официально. Сами переживают. Это они меня спасли еще года два или три назад, когда «нехорошие люди» вручную завоздушили и вытолкали из своего автосервиса. К слову — в этом году выяснилось, что они вышли за границы своего земельного участка и вообще у них самострой. Судятся сейчас. Это не я на них «настучала», остыла же. Наверное, карма догнала.
Заново замерили, реально температура замерзания антифриза — минус 50, даже все минус 51. Думали, думали, пришли к выводу, что, наверное, ночью температура опускалась намного ниже 50. Это же официальный Totachi, должен минус 50 держать. Теоретически можно купить концентрат до минус 80 и разбавить им. Прозвонила магазины, нашла по 330 рублей за литр. Уже туда ехала, но по дороге куда-то срочно вызвали и я забыла первую цель.
Однозначно надо покупать тент. По опыту с Витцем знаю, что ходовка под ним не замерзает, как и коробка. Тогда можно и антифриз оставить в чистом виде. Слово «концентрат» не вызывает доверия.
А пока езжу «ночевать» на теплые стоянки — 400–500 рублей за сутки. Но заезжать надо до 17.00, иначе места можно не найти. В первый вечер кое-как нашла, заехала предпоследней. Сразу за мной приехала женщина на Приусе, встала передо мной. Мы еще вместе уехали на такси, по пути обсуждая, как проблемно стало вызвать машину. Утром приезжаю, прогреваю Хавейла, подходит парковщик и спрашивает — вы не знаете, как заводится Приус, почему-то кнопка не работает. За мной еще мужик машину свою протирал. Тут же из нас сформировалась стихийная аварийная бригада 😊 Мы все по очереди посидели, потыкали — тишина, даже «аварийки» не включаются. Выдвинула версию — наверное, аккумулятор кончился.
Мужики пытались сдвинуть Приус тросом от Хавейла — поржали, что он у «китайца» под цвет флага России.
Я тоже собиралась посмеяться, пока не вспомнила КГБ (в школе еще учили, чтобы мы не тупили) — Красный, Голубой, Белый. Для чего здесь такая расцветка — не знаю. Позже в офисе сфотографировала.
В итоге притащили аккумулятор, посмотрели в интернете, как его подключают к гибриду, села за руль — и машина наконец-то завелась. Но опоздала на важную встречу.
На стоянках машины паркуют впритык, иногда просто до миллиметровых расстояний. Один раз забыла в салоне шнур от зарядки и не смогла попасть обратно даже через багажник. Всякое бывало. Парковщики опаздывали — мы сами находили ключи, выезжали. Как-то меня приняли за парковщика и начали наезжать — быстро вытаскивай машины, мы торопимся. Потом извинялись — ты как-то зашла слишком по-свойски, как будто все тут знаешь. Я без писка и визга научилась заезжать задом змейкой, лишь бы влезть, ахаха. Начнешь «женщину» показывать, махом вытолкают обратно. Суровые якутяне 😊
50-градусные морозы — испытание не только для автомобилей, вообще для всей техники. За эти дни видела кучу бедолаг на «аварийках», неработающие светофоры. У многих знакомых отказали машины — у кого-то замерзла «сигналка», соответственно, весь автомобиль, так как на автозапуске. У брата — печка, у коллеги — мост. Грустно, туманно, холодно... А коммунальные аварии похожи на последствия землетрясения.
За эти несколько дней, пока стояла на теплых стоянках, часто ездила на такси. Если повезет, близко от дома встанешь, можно и пешком пройтись. Не повезет, такси нужно вызывать — а чаще так, потому что поздно заканчиваю работать и в ближние к дому парковки уже не заедешь. Наслушалась всяких сплетен, баек, новостей. Один рассказывал, что его наняли частным водителем за 60 000 рублей в месяц — хозяин какого-то свежего Лексуса столкнулся с тем, что в такие морозы машина выезжала из теплого гаража и тупо глохла через 200 метров. Датчики словно сходили с ума. Маялся, маялся, потом махнул рукой и нанял человека с машиной возить себя из дома до работы и обратно, иногда по делам, а в свободное время разрешает «бомбить». А еще меня как-то чуть не высадили посреди пустыря, потому что с таксистом у нас оказались разные политические взгляды, ахаха. Пригрозила уголовной статьей — оставление в опасности. Ну не верю я в отравление Навального, другая там загвоздка.
Утром выезжаю с теплой стоянки, даже шум двигателя не слышу, настолько бесшумно поначалу едет машина. Ни скрипа, ни визга. Через пару километров начинаю слышать ходовку. Полчаса стоит «колматит» (работает на холостом ходу — ред.), считай, ходовка замерзла. Обороты странные. К примеру, еду в пробке со скоростью 24 км/ч, а они выше 2000. Коробка мерзнет. Второй блогер Болодя говорит, что на Хавейле замена коробки обойдется дороже 200 000 рублей. Цена всего моего Витца 😊 После этого я к «Хаве» еще бережней стала относиться.
Датчики «тупят». Прямо на ходу начинает пищать, что левое заднее колесо спущено.
Выбегаю, смотрю — визуально нормально. Несколько дней терпела, потом не выдержала, заехала в шиномонтаж — давление в норме: 2,4. Попросила все «устаканить» на 2,3, как рекомендовано. Периодически давление «пропадает». Делаю вид, что вообще ничего не замечаю и не слышу, но на колеса посматриваю.
Чувствую, что начинаю прикипать к «Хаве». Еду с коллегами, один говорит — а что это ходовка так быстро мерзнет, мы же только полчаса постояли, «тачка» ненадежная. Отвечаю — ты сам постой на улице в минус 50 полчаса, посмотрим, как ты скрипеть начнешь. За исключением коробки, датчиков шин и ходовой, Хавейл в морозы ведет себя надежно.
Но печка все равно вызывает печаль. Часто забываю, что машина глохнет, когда с «сигналки» снимаю. К примеру, выбегаю, закрываю машину, пульт показывает, что дверь не закрыта, резинки замерзают. Смазала силиконом по советам комментаторов Дрома. Не помогло, видимо, мороз не признает ни силикон, ни комментаторов. Открываю дверь, заново хлопаю — и забываю, что машина заглохла. Полчаса ползала возле теплотрасс, прибегаю, а салон остыл, аааааааааа…. И я в таком виде…
С видеорегистратора вырезала несколько кадров, как Хавейл Ф7 ездит по туманному Якутску под песню моего любимого певца KitJah 😊 Его песни спасают от депрессии.
Очень сильно раздражают снежные горки практически по всему городу. Мэр говорит, что финансирования не хватает. Прямо зло берет — представьте, из-за тумана ничего не видно, и вдруг резко в 20 метрах впереди вот такой «сюрприз».
В такие дни опасно выворачивать через две полосы налево. Тут три машины столкнулись.
Машину иногда оставляю возле офиса. Хотела сфотографировать работу «Вебасто», но слишком сильный туман спутал все карты).
Кстати, на дисплее «потолок» температуры — -40 градусов, ниже не показывает. Хоть на улице -50, «Хава» тешит себя теплой мыслью, что не так холодно).
Вот багажник продолжает радовать. По работе (для получения анализов) мне надо было поймать бездомную собаку. Сначала думала, что это будет легко и просто. Но оказалось, что человек предполагает, а морозы располагают. Изначально договаривалась с несколькими людьми, но в такие морозы у них сломались машины, пришлось все делать самой. Во-вторых — оказалось сложно найти собак. В самом городе они в такие морозы все попрятались, нету их. Сидят под домами (они у нас на сваях стоят) или на теплотрассах. Даже свежим мясом не выманишь, к ним под дом попытались пролезть — чуть не съели. В итоге поехали на городскую свалку. Это огромное огороженное поле на несколько десятков гектаров. Собаки тусовались в самом центре полигона.
Получилось постапокалиптическое фото. «Хава», свалка, собаки и стая ворон высоко в небе.
Багажник застелили изоспаном. Собака поместилась, как в своей будке😊 Пока ехали, она там даже бегала. В общем, все нормально прошло, запах быстро выветрился.
Каждую ночь платить по 500 рублей накладно, пора перестать «мажорствовать». Тем более чуть потеплело, до минус 47, а даже один градус в таких условиях — очень важно. Надо возвращаться к обычной жизни. Заранее прошу извинить, телефон в такие морозы «подтупливает», резкость не очень. Как смогла, так сняла 😊 Итак, мое утро. Пусть воскресное, но для меня все равно рабочее.
При пуске кажется, что шумит ремень. На Витце у меня так же шумит при температуре ниже минус 40, но это не ремень. Проверяла. Как бы то ни было, в сервисе при диагностике ошибок нет. Генератор в норме, поставила новый аккумулятор, старый не тянул уже при минус 20 — новый емкостью 68 ампер, пусковой заряд 660. Если и этот не пойдет, то и не знаю, что делать.
Сейчас общий пробег — 84 552 км. В 50-градусные морозы расход топлива резко возрастает: с 8 по 23 декабря пробег 1320 км, залито 217 литров. Итого расход (исключительно в городе, но с учетом «колмачения») — 16,4 литра/100 км.
На днях куплю тент. В ателье на «Хаву» обойдется тысяч в 30, но мы решили пойти бюджетным путем — найти на китайском рынке, где можно сторговаться за 7000–8000 рублей. Зависит от настроения китайца, ширины моей улыбки и расположения звезд. Улыбаться у меня не очень получается, но буду стараться 😊