Идея каршеринга электромобилей не нова — теми же Nissan Leaf пользуются в Москве уже несколько лет. Тариф на них более дорогой, стоимость самих электромобилей в несколько раз дороже бензиновых аналогов. Зато можно парковаться в специальных местах бесплатно. Чего только не сделаешь ради погони за модой и эфемерной экологичностью!
Наверное, было бы логично организовать каршеринг в Приморье на базе тех же Лифов первого поколения с батареей 30 кВт·ч, тем более эти электромобили уже проверены и сюрпризов от них ждать не стоит. Впрочем, если учесть, что этот каршеринг Green Crab (именно так называется сервис, очень по-электрически и одновременно по-приморски) — тоже проект «РусГидро» (как и сеть их электрозаправочных станций, и в целом строительство всей электромобильной инфраструктуры на Дальнем Востоке), то стоило ожидать определенную долю риска и авантюризма. Когда-то казалась странной и идея сначала построить сеть зарядных станций, а потом уже ее монетизировать за счет растущей «клиентской базы». Не попробуешь — не поймешь.
Наверное, еще и поэтому решили запустить пилотный проект на китайских электромобильчиках JAC, которые вообще-то даже официально ввозятся в Россию (то есть все сертифицировано, лицензировано и все такое, проблем с ведением бизнеса быть не должно). К тому же китайские электромобили — это, возможно, наше ближайшее электромобильное будущее (если сейчас вообще можно делать какие-то прогнозы), ведь в Поднебесной развитие электромобильного транспорта шагает семимильными шагами уже лет как пять–семь. Открой краник — и на рынок хлынут новые электромобили, которые наполовину дешевле конкурентов. И которые не нужно как-либо обслуживать, что пока является основным страхом перед покупкой.
Ну да ладно, замки пока слишком воздушные, чтобы об этом рассуждать. А вот электрокаршеринг уже вполне реальный — 15 электромобилей JAC с перспективой роста электропарка до 150 «электричек» к следующему году! Мощный старт, однако!
Пока не очень понятно, как будет считаться аренда в то время, что машина находится на зарядке (это не бензиновый Volkswagen Polo или Hyundai Solaris заправить за пять минут по топливной карте), что с зонами, что с дальностью хода. В общем, из предварительных рекомендаций от первопроходцев сервиса — взять побольше народа с собой и надеть защитные каски.
Чтобы не ждать верификацию целые сутки (обычно именно столько по времени занимает процедура), мы через наши обширные связи ускорили процесс — и вот авторизация и проверка данных прошли всего за несколько часов, и через приложение можно уже даже забронировать наш первый электрический JAC.
Пока сервис находится в стадии тестирования, поэтому и зона эксплуатации не слишком широкая, и оставлять электромобили можно только в центре Владивостока, причем оставлять по возможности (это пока просьба-рекомендация всем бета-тестировщикам) на зарядке — хотя бы на медленной. В ближайшем будущем зоны будут расширять — как те, куда можно доезжать, так и те, где можно парковаться.
По пути к забронированному электромобилю наслушались от наших товарищей, которые пользовались столичным классическим каршерингом, всяких страшилок. И про то, что в каршеринговые машины часто размещали закладки с наркотиками, и что несовершеннолетние под чужими логинами бронировали машины и ездили без прав, часто попадая в серьезные ДТП. За всякие криминальные вещи юридически каршеринговая компания никакой ответственности не несет, сотрудники ГИБДД теперь, если останавливают машины каршеринга, сверяют данные водителя с данными приложения. А если говорить об ущербе, который может случиться в ДТП по вине арендатора, то все расходы упадут на его плечи, потому что каршеринговый транспорт застрахован по каско только по тоталу и угону.
Судя по всему, немалый процент пользователей электрического каршеринга будет из тех, у кого уже есть личный электромобиль. Иногда срочно нужно помотаться по делам, а с зарядом не подрассчитал. Подъезжаешь к CHAdeMO, где кучкуется каршеринг, свою «электричку» ставишь на зарядку, а сам уезжаешь по делам на арендной. Потом возвращаешься, подключаешь JAC к станции и уезжаешь на своей, заряженной.
Итак, вот он, наш китайский электрический товарищ с труднопроизносимым именем JAC iEV7S. Видимо, таким и должен быть каршеринговый автомобиль — незаметным. Продажную сущность выдает лишь скромная корпоративная оклейка. Стоимость поминутной аренды — девять рублей за минуту. Конкретно наш экземпляр успели порядком поэксплуатировать, причем, видимо, всей семьей — салон уже испачкали, причем такое ощущение, что ходили в обуви по дивану, также испачканы спинки передних кресел, в дверных карманах — бумажный и пластиковый мусор. Приложение рекомендует все косяки сфотографировать — как по кузовщине, так и по салону. Мы программу перевыполнили и даже сняли видео. Заодно протерли машину, чтобы снимать в относительной чистоте.
По поводу касок на голову — это, конечно, преувеличили. Да, в JAC высокий пол и при посадке голову действительно нужно беречь, но в салоне все нормально — в крышу головами не уперлись. Да и вчетвером в машине можно ехать (хотя такой режим использования каршеринговых машин — редкость). Интерьер напоминает таковой у Kia Rio третьего поколения — без откровений, но в целом все понятно и удобно.
Машина довольно мягкая, нареканий от пассажиров нет. Ну… От стандартных пассажиров. Наш эксперт по измерению полезного объема внутренних пространств автомобилей — Павел — не был столь оптимистичен. При росте выше 180 сантиметров без черепно-мозговых травм проникнуть внутрь JAC уже проблематично. Но за рулем нормально даже ему, главное — кочки проезжать аккуратнее, чтобы не проделать люк в крыше.
В общем, по очереди прокатились все (предварительно согласовав с Green Crab, разумеется, потому что по правилам каршеринга во время аренды нельзя передавать управление другому человеку), и все пришли к единому мнению — машинка норм. Даже с четырьмя с лишним центнерами мужской массы в салоне JAC едет не напрягаясь. А особенно нас удивило, что с таким количеством пассажиров и даже включенной печкой прогнозируемый запас хода составляет около 180-200 километров!
Так что если не будет проблем технического характера, сервис может хорошо развиться. Возможно, даже с дальнейшей экспансией на Запад.