Практически в каждом обсуждении «электричек» возникает вполне резонный аргумент — а чем хуже гибрид? Который и не так привязан к зарядной инфраструктуре, и стоит дешевле, и расход не такой большой, как у классической машины просто с ДВС, без аккумуляторов. Но каждый раз у поклонников чистой электротяги есть весомый контраргумент — «электричка» быстрее, эксплуатационные расходы на нее в разы меньше, чем даже на гибрид. Взять хотя бы копеечную электроэнергию, а в некоторых регионах и вовсе бесплатную с учетом тестового периода новых CHAdeMO и этапа развития инфраструктуры.

И вот — новая попытка. С Nissan Note e-Power наш Nissan Leaf уже как-то гонялся. Но вот с «Енотом», у которого на кузове магический шильдик Nismo — еще нет. А то, что нисмо-«Енот» непростой, стало понятно еще на подготовительном этапе, когда по пути на «дрэгстрип» встретили знакомого владельца Toyota Camry 2.5. Кстати, владельцам Лифов в Камри лучше не садиться (или, наоборот, после Камри лучше не садиться в Лиф) — по сравнению с ниссановским электрокаром в салоне японского бизнес-седана все для людей. А внутри Лифа — аскеза, минимализм и прочие модные, но такие некомфортные штуки. И теснее, разумеется, но это уже логичная разница в классах автомобилей.
Так вот случайный заезд показал, что на старте «Енот» сделал Камри, у которой объем мотора в два раза больше. Правда, после 100 км/ч объем и «лошади» сделали свое дело и Тойота ушла вперед. Да и замеров никаких не делали — ни отсечек, ни фотофиниша, ни даже рейслоджика захудалого. Будем считать это удачным дублем для Ниссана. А еще сзади обе машины подпирал Nissan Leaf в кузове ZE0 — не давали ему проехать!
А вот к замерам гонок Leaf ZE-1 и Note e-Power мы подошли более ответственно и даже взяли GPS-девайс, который с помощью метки и смартфона позволяет замерить ускорение, скорость на конкретной дистанции, пройденное расстояние, прохождение 1/2, 1/4, 1/8 мили, торможение со 100 км/ч до нуля и прочие параметры. Причем программа учитывает даже уклон дороги, и если процент неровностей превышает определенный предел, то она не записывает результаты заездов. Чтобы все по-честному. Называется Dragy GPS. В программу заносятся данные об «объекте» (год выпуска, тип привода), сам передатчик компактный, его можно прикрепить хоть на панель, хоть в карман положить. Управление — с помощью приложения в смартфоне (на iOS работает лучше и стабильнее, чем на Android).



Но прежде чем устроить замеры в «боевых» условиях, мы решили сначала испытать «гражданские» объекты, а именно двух Евгениев и Артема. Благо Dragy позволяет производить замеры на дистанции от 60 футов (18,29 м) — видимо, чтобы проводить соревнования по детскому дрэгу на трехколесных велосипедах. Или вот такие человеческие забеги фиксировать. Евгений Штыгайло всех опередил — 3,31 секунды! Вот что значит правильный тип привода и «олдскульный» год выпуска.
После того как убедились в работоспособности измерительного оборудования, переходим к главным участникам драмы — на импровизированном дрэгстрипе Nissan Leaf ZE-1 сток против Nissan Note e-Power Nismo S. Старт — и «электричка», которая обычно делает всех одноклассников и даже машины чуть выше классом, не вырывается вперед, а даже проигрывает на старте «Еноту»! Квотер «электричка» проходит второй, проигрывая гибриду буквально 10–20 сантиметров и доли секунд. Правда, дальше Leaf продолжает разгон, а после 130 км/ч Note e-Power сдувается — не хватает мощи и рабочего объема. Несколько разгонов подряд одинаковая картина. То есть в городских условиях «Енот» шустрее «электрички»!


Далее к «стартовому флагу» вышел Nissan Leaf Евгения из Находки. Кузов ZE0, но все потроха, в том числе приборная панель — от ZE-1 (40 кВт·ч). Несколько заездов «Енот» выиграл и у «кастомного» Лифа. Правда, тут после 130 км/ч уже отставал Leaf, потому что на этой отметке у него срабатывал ограничитель скорости (что, в общем-то, разумно с точки зрения безопасности, а также полезно для дальности хода электромобиля).
Но после нескольких «гоночных» заездов батарея Nissan Note e-Power — а она всего на 1,5 кВт·ч — подсела, и автомобиль перестал выдавать номинальную мощность, заметно сникая уже к 80 км/ч. В таком состоянии «Енот» будет сливать заезды многим атмосферным малолитражкам. Поэтому для дальнейших дрэг-подвигов «Еноту» нужно поездить и позаряжаться. В чем его неоспоримое преимущество перед Лифом. И греется батарея у него гораздо меньше (тем более есть штатное охлаждение батареи). Leaf с нагретой батареей тоже становится куда менее резвым, вот только остывать на полноценной «электричке» она будет гораздо дольше. Но, как и японцы, которые на такие соревнования смотрели бы с округленными глазами, мы глубокого смысла в таких «покатушках» не видим, нам главное было получить ответ на вопрос, «может ли компактный гибрид ехать так же быстро, как и восхваляемые “электрички”?». Получили. Может. Даже быстрее, чем Лиф. 7,45 секунды до 100 км/ч — вполне хороший результат для автомобиля такого класса. «Горячий хэтчбек»!

Да, потом (когда-то) на «Еноте» нужно ехать на заправку и заливать 95-й бензин (2000 за бак вынь да положь), а на Лифе можно заехать на станцию быстрой зарядки и…
…И мы переходим ко второй причине, почему есть повод приуныть у многих владельцев и поклонников электромобилей. Не так давно компания «РусГидро» внезапно задрала тариф на электричество на своих станциях быстрой зарядки. Сейчас 1 кВт стал стоить 15 рублей на быстрой зарядке, а на медленной — 12 рублей.
Владельцам частных домов и дачных участков Дальневосточная энергетическая компания разослала уведомления о тарифе 5 рублей за кВт·ч. И чтобы вернуть старый тариф 3,9 рубля, нужно предоставить документы на категорию земли ИЖС. Сообщество лифоводов уже подсчитало, что с учетом текущих изменений тарифов владеть Лифом в многоквартирном доме (то есть регулярно пользоваться станциями CHAdeMO) равносильно эксплуатации автомобиля с ДВС и расходом 5 литров на 100 километров.
Понятно, что эксплуатационных расходов на масла, фильтры, свечи, техжидкости и прочее на электромобили по-прежнему меньше (их попросту нет), однако другие аргументы (расход топлива против расхода энергии и динамика) уже слегка меркнут на фоне повышения тарифов и на фоне таких подзаряжаемых гибридов, как Nissan Note e-Power. Особенно если учесть, что он дешевле изначально.
Между тем в Москве и Санкт-Петербурге есть бесплатные станции быстрой зарядки для электромобилей и прочие преференции типа бесплатных парковок и бесплатного проезда по платным трассам.
Поэтому чтобы Nissan Leaf стал оправдывать свою сущность, по крайней мере в Приморье, к нему стоит докупить свой загородный дом, чтобы заряжать его от бытовой розетки. Есть желающие? Становитесь в очередь!