Совсем недавно мы пытались разобраться в том, насколько интересными для потребителей могут быть новые «отечественные» электромобили — Evolute i-Pro и i-Joy — и вот на нас вышел очередной счастливый обладатель китайского электромобиля, причем тоже нового, но официально в России не представленного и ввезенного по частной схеме из Китая в Россию через Белоруссию. Речь сегодня пойдет об электромобиле ведущего китайского (а по статистике продаж и мирового) производителя — BYD Yuan Plus.
Михаил, владелец этого китайского электрокроссовера, объяснил свою покупку так:
— В какой-то момент стал задумываться о покупке электромобиля, потому что иметь в семье один прожорливый джип не очень удобно и не очень выгодно. А в сторону Китая посмотрел, потому что за последние годы они в плане прогресса и инженерных прорывов стали опережать и японцев, и европейцев — захотелось привезти для себя что-то такое, из «новой волны». Беглый анализ рынка показал, что в России пока еще слабо развит импорт электромобилей из Китая. А вот наши братья белорусы уже проторили тропу, во многом благодаря нулевой пошлине на электромобили. Налажены контакты, отлажена логистика, связался с такими посредниками, выбрали нужный мне электромобиль в салоне — новый, без пробега. Дальше — погрузка на поезд и переезд транзитом через Казахстан в Белоруссию, а затем в Россию, Владивосток. Машина в салоне стоила $33 000, покупалась летом 2022 года, когда курс был наиболее выгодным. Все транспортные, посреднические, документационные и транзакционные издержки суммарно стоили 400 000 рублей, то есть машина в общем обошлась в сумму около двух миллионов рублей. В принципе, по такой схеме может любой человек взять и купить себе электромобиль из Китая. Самое сложное на первом этапе — найти надежную контору, переживаешь, когда отдаешь деньги непроверенным людям. В перспективе, когда сформируется хорошая база клиентов, это переживание у многих уйдет.
— А почему выбрал именно BYD? Ведь в Китае несметное количество самых разных брендов.
— Да, в пестроте китайских названий можно потеряться. Я ориентировался именно на BYD, так как это крупнейший производитель в Китае и не только, у него свои батареи с крутой технологией Blade, которая позволяет ВВБ практически не деградировать со временем, они не боятся перегревов и не склонны к нему, не боятся механических повреждений и не воспламеняются. К тому же все последние модели оснащены и охлаждением, и подогревом батареи. Словом, передовые технологии для народа.
— Сколько уже проехал на нем?
— Эксплуатировать начал с декабря, за это время проехал 4000 километров. Машина, по сути, прошла обкатку, потому что была из салона, без пробега. Зимой возможности переднеприводного автомобиля, конечно, слегка ограничены. Ну и нужно признать, что в линейке BYD эта модель занимает бюджетную нишу. Это, скажем так, базовый электромобиль.
— Ранее мы катались на электромобиле Roewe — так вот многие отметили в нем немало дизайнерских заимствований. BYD тоже не выглядит как китайский автомобиль…
— Дизайн у Бида и впрямь самобытный. Но дизайнера, если я не ошибаюсь, они переманили из Porsche.
— Расскажи про техническую часть
— Батарея у Юаня 62 кВт·ч, с технологией Blade, как я уже говорил, мощность мотора 204 л.с., но самая прелесть в крутящем моменте — 310 Нм, и весь он достигается сразу. Для нелегкого автомобиля (1800 кг) хватает вполне, пробуксовка — частое явление. Расход электричества за пройденные километры в среднем 15 кВт·ч на 100 км. То есть в теории автомобиль может на одном заряде проехать 400 с лишним километров. Хотя в ноль я машину ни разу не разряжал, условия эксплуатации не такие, чтобы был повод проверять это. При стоимости 1 кВт·ч 5 рублей получается, что 100 километров пробега обойдется в 75 рублей.
— А как с запчастями?
— Не задавался таким вопросом. Машина новая, запчасти ей особо и не нужны. Ходовая здесь самая обычная — Макферсон спереди, «многорычажка» сзади. Если возникнет потребность в запчастях, в том числе кузовных, то привезти можно по той же схеме, что и электромобили, через тех же белорусов. Не думаю, что в плане запчастей сейчас у тех же корейцев или японцев все в наличии в изобилии. Сейчас уже даже во Владивосток начинают возить расходники. Думаю, с этим никаких проблем не будет, Китай сейчас максимально открыт, некоторые вещи можно даже на «АлиЭкспрессе» купить.
— Сколько зимой проезжал на ней?
— Не замерял. Я заряжаю в лучшем случае раз в неделю, но по показаниям компьютера расход, конечно, чуть выше становится — 17,5 кВт·ч на 100 километров.
В общем, даже базовый по меркам BYD электромобиль щеголяет такими технологиями и опциями, о которых наш Nissan Leaf может только мечтать.
Как и другие BYD, Yuan Plus имеет в штатной комплектации переходник, который позволяет использовать электромобиль как большой powerbank — сварочный аппарат к машине, конечно, не подключишь, разъем выдает до 200А, но для бытовых нужд сгодится вполне.
Если внешне BYD Yuan Plus скроен по классическим лекалам, то в салоне дизайнеры оторвались на славу — такому интерьеру позавидовали бы самые экспрессивные представители европейских брендов! Внутреннее пространство сделано в музыкальном стиле, причем детализация настолько глубокая, что автомобиль надо было назвать Guitar Hero или в этом духе: дверные кармашки выполнены в стиле гитары, причем струны можно даже щипать, и они издают гитарный звук! В дверные ручки передних дверей интегрированы колонки, боковые дефлекторы воздуховодов стилизованы под стопку грампластинок, а центральный — под бумбокс. При этом у Михаила самая простая версия Yuan Plus — нет не только привычных для современного «китайца» камер кругового обзора, но даже подогревов и вентиляции сидений, хотя сами кресла кожаные с перфорацией. Зато плафон потолочного освещения с сенсорными кнопками. В общем, странное сочетание наличия интересных «плюшек» и отсутствия нужных опций.
Ключ, то есть палец, на старт, перед глазами по последней китайской моде маленькая цифровая дощечка приборов с минимальным набором информации — поехали.
Паспортный разгон до 100 км/ч у Юаня — 7,3 секунды. И это гражданский автомобиль! В цифры верится легко — «кони» и ньютон-метры усердно отрабатывают свое наличие в силовой части машины. Но вот звук… Поскольку постоянно работает рекуперация, в салоне стоит такой гул, как будто на велосипеде на грязевой резине быстро едешь по шершавому асфальту. Плохая шумоизоляция — еще один признак нижнего ценового сегмента BYD. Помните звук в троллейбусах? Если нет, Yuan Plus напомнит. Можно предположить, что в машине что-то неисправно, но пока нет технической возможности проверить, да и сравнить не с чем — других Юаней во Владивостоке не наблюдается.
Михаилу мы предоставили уникальную возможность прокатиться за рулем Лифа.
— В целом динамика и у Лифа неплоха, учитывая, что он легче «китайца». Однако между Лифом 2017 года выпуска и BYD 2022 по ощущениям гораздо большая, чем в пять лет, разница — ниссановский электромобиль внутри выглядит архаичным. Но по части разгона и управления вполне нормально. Если не сравнивать с современными китайскими электромобилями, то хороший вариант.
Но не сравнивать уже не получится. Экспансия китайских машин с ДВС в разгаре. Будет ли то же самое с «электричками»?