С того момента, как колесо нашего Nissan Leaf ZE1 ступило на российскую землю, прошел год (и даже чуть больше). Точнее, даже не прошел, а стремительно пролетел. При этом на дорогах ниссановских «электричек» в этом кузове уже достаточно много, несмотря на немаленькую цену. И все равно — на автомобиль смотрят, про автомобиль спрашивают. Как едет, сколько ест, сколько едет, стоит ли покупать?.. Настало время подвести промежуточный итог — во что обошлась не самая обычная эксплуатация электромобиля за прошедшее время. И что ждет электромобили в обозримом будущем.
Забегая вперед, скажем, что конкретной суммы расходов, равно как и «рублей на километр пробега», не будет, ибо если с первых дней не велся скрупулезный подсчет каждого потраченного рубля, то потом уже и не догонишь все чеки и траты. Так что данные будут примерными.
Да и траты можно смело делить на две колонки — обязательные, вызванные непосредственной эксплуатацией (запчасти и расходные материалы, ремонтные работы, затраты на подзарядку батареи), и экспериментальные, связанные с различными сюжетами. Со второй колонкой сложнее — например, снятие кузовных деталей с целью «облегчиться» нам, по сути, обошлось бесплатно, но вот штраф за отсутствие заднего номера, который мы по запарке забыли прикрутить на «каркас», получился вполне себе осязаемым. Считать ли это эксплуатационным расходом, если это не связано с характеристиками автомобиля? Очевидно, нет.
Или, например, затраты на бензин для генератора, который мы использовали в качестве автономной станции зарядки Лифа на берегу Золотого Рога — куда списать? Экспериментальный фонд.
Вот с плановыми техническими расходами все понятнее — есть чеки и смысл. Первое, что оправданно вытянуло деньги из редакционного бюджета, это резина. Неизвестно, был бы иным исход, если бы мы изначально взяли комплект новой резины, но подержанных комплектов разной степени износа мы сменили парочку — и оба раза из-за фатальных повреждений на наших ровных, как танковый полигон, дорогах. Так что будь Лиф обут в новые покрышки изначально, итоговые расходы могли бы и увеличиться. Это подтвердил и инцидент с новой летней резиной Toyo — практически сразу после покупки и установки переднее колесо огорчило грыжей внушительных размеров. А вот зимняя шипованная резина благополучно перекочевала с дромовского предшественника — Leaf ZE0. И зиму пережила без последствий, помогая Лифу уверенно карабкаться в заледеневшие приморские сопки. Тут сэкономили.
Другим расходным материалом на машине могло бы быть лобовое стекло, но приехать в стекольный сервис мы успеваем быстрее, чем успеет разойтись в фатальную трещину очередной скол. Да и не вина машины в том, что дороги в Приморье условно асфальтовые. При этом лобовое могло бы быть и попрочнее.
А вот подвеска подвела, хорошо хоть не целиком. На 36 000 километрах пробега приказали долго жить передние стойки. Покупка оригинала, на который беспардонно намекали каталоги, способна ввести в уныние (финансовое и психологическое) любого автомобилиста. А вот альтернатива от Kayaba, подобранная благодаря коллективному опыту, позволила отделаться малой кровью и относительно малым рублем — сами стойки обошлись в 7400 рублей за пару, еще 3800 рублей отдали за работу по замене и за регулировку развал-схождения.
С расходами на подзарядки тоже не все однозначно. До января 2021 года на станциях CHAdeMO «Русгидро» мы заряжались бесплатно в рамках программы «партнерского тестирования». А с января — на общих условиях. Итого на быстрые заправки за шесть полных месяцев мы потратили 11 951 рубль, а на медленные (по квитанциям за «гаражное» электричество за год) — 8985 рублей. В среднем на станциях быстрой зарядки мы тратили по 2000 рублей в месяц, то есть без тестового бесплатного периода общий расход денег на CHAdeMO получился бы примерно 24 000 рублей. Суммарно на «горючку» — 33 000 рублей в год. А пробег за год составил 25 000 километров.
Сделать промежуточное резюме, а также ответить на вопросы, возникшие за год, нам помог наш давний приятель Артем, который последние несколько лет полностью погрузился в индустрию и философию электромобилей:
— Кажется, электромобилей на дорогах за последний год заметно прибавилось?
— Да, и это особенно заметно летом. Обычно в это время происходит некоторое затишье по продажам, но в этом году Лифы прямо выгребают подчистую. И есть одна «маленькая» проблемка: свежих бюджетных «электричек», возможно, больше не будет. Leaf (все поколения) теперь подорожали почти на 100%. И дело тут не в пошлинах или прочих таможенных заморочках и поборах. Просто на рынок японских аукционов вышла какая-то страна (может быть, Новая Зеландия или даже Индия — еще предстоит выяснить), которая скупает с аукционов «электрички» более чем за 1 000 000 рублей, тогда как мы покупали эти же машины за 600 000–700 000 (в пересчете на рубли). И теперь получается, что вопреки рыночной логике Лифы с годами (и даже с месяцами) дорожают. Это вообще странный автомобиль, ценообразование на который не так просто спрогнозировать. Например, если кажется, что Leaf куплен дорого — скажем, за 1 680 000 рублей год назад, как дромовский — то сейчас эта цена, как говорится, «в рынке». И если раньше можно было купить ZE1 за 1 400 000 рублей в нормальной комплектации, небольшим пробегом и живой батареей, то чуть позже такой комплект стал стоить уже 1 500 000–1 600 000 рублей. Сейчас свежий Leaf ZE1 уже будет стартовать от 1 700 000 рублей, потому что в Японии они уже продаются не по 1 500 000 иен, а по 2 000 000… И все потому, что в какой-то стране у людей просто больше денег, и их ставки перебить нереально.
Было время, когда Leaf был самой ввозимой моделью (10–15% в сегменте семейных легковушек сопоставимого класса). Сейчас хорошо, если 2–3%. Очень сильно просел ввоз по модели.
— Сейчас народ заморачивается покупкой «промежуточного» AZE0 вместо ZE0 или сразу переходят на ZE1?
— Все очень индивидуально. Кому-то вполне хватает AZE0 и он понимает, что не готов отдать 1,5 миллиона за ZE1.
— А каков сейчас «низ рынка»? За сколько можно взять самый недорогой ZE0?
— Относительно недавно с аукциона можно было взять и за 250 000 рублей, сейчас, дай бог, если за 300 000 рублей. Плюс подорожало оформление — с 1 июля +10 000 рублей за процедуру сертификации (то есть теперь в сумме все оформительные поборы 29 000 рублей), ГЛОНАСС подорожал тысяч на 15. Причем жителю Дальнего Востока установка ГЛОНАСС обойдется примерно в 29 000 рублей, а вот в другом регионе и вовсе в 72 000 рублей!
— То есть популярность машины растет, цены на нее и на оформление растут, а возможности остались в лучшем случае на прежнем месте…
— Да, так что те, кто нацелился на покупку Nissan Leaf — покупайте электромобиль два месяца назад.
Для этого, правда, нужна будет машина времени — единственная машина, которую в наших реалиях содержать очень выгодно.