Нет, мы не успели сделать из нашего подопытного электромобиля гибрид с ДВС (например, RB26DETT), подзаряжающим батарейки. И мы даже не установили в преддверии надвигающейся зимы топливный подогреватель салона, как сделали это на Nissan Leaf AZE0. Но какую-никакую автономность наш Leaf ZE1 в минувшие выходные таки обрел.
Давным-давно, когда голубой дромовский Leaf еще мозолил глаза читателям нашего электроблога, мы впервые увидели, как не подрассчитавшего силенки Лифа прямо посреди дороги заряжали с помощью бензинового генератора, водруженного в кузов пикапа. Самое удивительное, что действие сие происходило не где-нибудь вдали от цивилизации, в отсутствие какого-либо намека на электрические сети и заправки, а прямо в центре города. Разумнее (и бесплатнее) было бы на «галстуке» дотянуть машину до любой розетки и там уже подзарядить нуждающегося.
Впрочем, не нам, любителям всяких экспериментов, обсуждать диковинные действия 😊 «Наверное, от генератора просто быстрее и эффективнее заряжаться», — подумал Штирлиц. Спустя год мы решили-таки проверить эту гипотезу. Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу…
Наученные предыдущими опытами, мы уже обзавелись специальной зарядкой Duosida (она же Дуся), чтобы не стоять беспомощно разряженными, с генератором, полным горючки, но без нужной вилки. В качестве мобильной бензоэлектрической зарядной станции мы использовали генератор «Кратон», который нам вновь любезно предоставил наш товарищ Виталий. В прошлый раз именно с этим генератором, что по заводским характеристикам выдает 4 киловатта, смог «подружиться» Leaf.
Надо сказать, японские разработчики Nissan Leaf, видимо, что-то знали про наши будущие эксперименты и скомпоновали внутреннее пространство своего электромобиля так, что, кажется, использование и перевозка «Кратона» планировались еще на стадии идеи. Генератор встал идеально! По крайней мере по ширине. Как, например, идеально вписываются огромные сабвуферы в шоу-карах в номинации Caraudio. Частоты у нашего «саба» тоже низкие, но об этом позже.
А чтобы процесс «мобильной зарядки» был интереснее, мы заодно загрузили в машину мангал, уголь, мясо и все принадлежности для его приготовления. Ах да — спинку заднего дивана мы, конечно же, сложили.
Поскольку груженые и с полным салоном людей на ZE1 мы уже катались до моря и обратно, нас не удивило наплевательское отношение Лифа к повышенной полной массе — как ехал бодро, так и едет. Но вот визуально корма присела. Сюда бы те самые 19-дюймовые литые диски, что мы примеряли в одном из прошлых выпусков — получился бы всем нисмам Nismo. Как говорится, заниженный Лиф радует… Ну что-то радует, в общем.
Мимо последней по пути к берегу бухты Золотой Рог станции CHAdeMO мы проезжали с невиданным доселе пренебрежением и цинизмом — нас не пугало, что на панели тревожно горел остаток заряда 10% и прогнозируемый пробег 27 километров, а когда подъехали к берегу, борткомпьютер и вовсе недвусмысленно намекнул: «Псс, парни, подзарядиться не хотите?».
Хотим. Но погоди, Leaf, сейчас все будет.
Было бы здорово, если бы конфигурация выхлопа у бензогенератора была такая, что его можно было бы вообще не вытаскивать из машины. Но техника безопасности есть техника безопасности — вытащили вдвоем («Кратон» увесистый — 79 кг плюс полный 25-литровый бак топлива) с оператором Анатолием наш mobile-CHAdeMO. И, видимо, от повышенной физической активности кровь у Анатолия прильнула к голове и активно заработало правое полушарие — захотелось пошутить: «Кирпич в гараже оставили». Очень смешно! Особенно с учетом того, что мы на берегу залива с пустой батареей, сырым шашлыком и экспериментом на грани срыва.
Ладно, шутки шутками, «Дусю» отыскали где-то в недрах салона и к неописуемому восторгу публики, гулявшей по берегу и отдыхавшей в автомобилях, запустили генератор. Скажите спасибо, что не Моргенштерна какого-нибудь, а всего лишь трудягу-генератор! Тарахтит себе да тарахтит.
Правда, как-то натужно тарахтит. Мы бы даже сказали — надрывно. И тут мы вспоминаем, что во время прошлого эксперимента с использованием этого генератора у нас была непонятная ситуация с цифрами и киловаттами. Номинальная мощность у бензогенератора 4 кВт, максимальная 4,5 кВт, а во время зарядки через Duosida программа LeafSpy показывала потребление аж 7,5 кВт⋅ч! Кто-то тут, вероятно, приукрашивает, хотя LeafSpy пока ни разу на вранье пойман не был.
Кстати, по правилам той же самой безопасности мощность активной нагрузки не должна быть больше мощности генератора. Так что, видимо, есть какой-то запас у «Кратона», иначе бы не выдержал. Включаем LeafSpy — вот теперь цифры реальные! Электромобиль на старте забирает 3,1–3,3 кВт⋅ч, это чуть больше, чем от бытовой сети в гараже. Что ж, для генератора это хорошо, есть как раз 20–30-процентный запас по мощности. Жить будет. Интересно, что у генератора как будто возникала «одышка» — 15–20 минут работал в полную мощность, потом секунд на 30–40 мощность падала, затем снова выходил на форсаж.
А вот как бы нам не пришлось такими темпами жить на берегу. Потому что элементарная математика подсказывает, что если от бытовой электросети Leaf до 100% заряжается за 10–11 часов, то от «небытовой» будет как минимум не быстрее. Что ж, через 10 минут сделали первый замер — прогнозируемый пробег увеличился с 24 километров до 28 (по борткомпьютеру) и до 38,1 километра по LeafSpy. Так себе темп.
Зато температура батареи не растет, да и в целом не насилуем ее быстрой зарядкой — так утешили мы себя и продолжили заниматься более приятной процедурой. Помните, как в фильме «День Радио» герои «просто искали пуговицу»? Вот и мы «просто жарим мясо» — от нас уже ничего не зависит.
Через 40 минут мы с помощью шашлыков подзарядились до 110–120%, а вот Leaf — до скромных 20%. Приборный щиток на языке цифр нам сказал: «До 25% машина будет заряжаться час, до 50% — 4,5 часа, до 75% — 8,5 часа, а до 100% — 13,5 часа».
Завтракать на берегу залива в наши планы не входило. Шашлыки по утрам едят или аристократы, или отчаянные лифоводы. Мы не такие, поэтому решили наш эксперимент завершить на отметке 33%. За неполные 3,5 часа перформанса заряд с 9% увеличился до 33%, а прогнозируемый пробег — с 21 до 81 километра. В принципе, сравнимо с «гаражными» условиями.
Так что если вдруг поехали на шашлыки и случайно взяли генератор на 4 кВт вместе с «Дуосидой», при этом закончилось мясо, через пару часов можно сгонять в город за добавкой — энергии хватит.
А что по топливу? Прямо скажем, не самый частый вопрос для обладателей электромобиля. Nissan Leaf AZE0 уже заглядывал на территорию соперников, когда пополнял запасы салонного подогревателя. Теперь настал черед и ZE1 пристроиться на бензопой. Генератор нам дали с полным баком, осталось выяснить, во сколько обошлась тарахтящая автономность. В бак под пробку вошло 10 литров АИ-92 (ну, может, литр при желании еще можно было нацедить). То есть расход бензина у Лифа получился 10 литров на 60 километров. В более привычном соотношении — 16,6 литра на 100 километров. Ну так себе экономичность… Зато автономно 😊 За все плюшки в жизни приходится платить.
Считаем: аренда генератора обошлась в 3000 рублей (это мы еще по старой дружбе удачно договорились, а так аренда раза в два выше), условно 500 рублей на бензин, пара тысяч на мясо, угли, жидкость для розжига. Потрачено 3,5 часа.
А после этого заехали на CHAdeMO, за десять минут забили батарею до 74% и пришли к выводу, что шашлыки — это круто. Всем рекомендуем.