Причем спортивная программа нужна, по сути, только любопытства ради — не тот Nissan Leaf вид транспорта, чтобы ездить на все деньги, хоть он их и экономит с каждой электрозаправки по сравнению с бензиновой. Тем паче штатных возможностей Лифа более чем достаточно для наших ежедневных транспортных потребностей. Тем более зимой. Тем более во Владивостоке, где если заехал в гору в снегопад — считай, уже победитель по жизни. Но если есть вариант такой прошивки, то почему бы не попробовать — берегись тогда, Тесла!
Второй вариант — куда более жизненный, о котором явно мечтает любой лифовод. Чтобы его электрический пепелац проезжал на одном заряде как можно дальше. Хотя злые языки утверждают, что все это ерунда и не работает. Вот и проверим.
Для начала Валерий — технический специалист, который вызвался производить волшебный чип-тюнинг с нашим Лифом — попросил объяснить, как работает e-Pedal, чтобы понять, какую карту и как шить. «Потребительский» минус этого режима — при торможении мотором чувствуется задержка в замедлении, которая с непривычки даже может испугать водителя. То есть по сравнению с обычным торможением с помощью колодок пауза может быть около секунды, и только потом идет ощутимое замедление.
Далее Валерий уточнил, какой максимальный крутящий момент и насколько меняется поведение машины в зависимости от выбранного режима — Normal или Eco. Экорежим, на наш взгляд, больше всего подходит Лифу, он становится плавнее и сбалансированнее, тогда как даже в «Нормале» реакции на педаль акселератора болезненно острые и чувствительные.
После устного брифа Валерий объяснил суть предстоящего чипа. На ноутбуке уже загружены четыре карты нашего Лифа, которые можно подробно посмотреть. На одной видно, что максимальное значение крутящего момента — 340 Нм. На Перформансе показатель будет еще выше. На второй карте смотрим продолжительность, полку момента. Со временем крутящий момент падает, до 280 Нм. И программно можно всю эту карту понизить именно до 280 Нм или даже меньше. В таком случае энергия батареи будет расходоваться меньше. А карту по рекуперации перепрошить на более эффективную и продолжительную рекуперацию, выставить ограничения по оборотам мотора. В динамике электромобиль потеряет, но энергию сэкономит.
Как и многие чип-тюнинги, этот можно постоянно менять — хоть каждый день можно подойти к ноутбуку с чашкой кофе и задать нужные параметры. Но заливать в сам электромобиль придется также каждый раз — тут уже операция посложнее, чем выпить кофе, в онлайне регулировать параметры, увы, не получится.
Но зато можно запастись сразу двумя программами — экономичной и спортивной. Для спортивной можно взять карты от модификации Nissan Leaf 62 kWh Nismo Performance и программно поставить запрос на 600 Нм. Но Валерий решил, что сравнит параметры карт Перфоманса и нашего Лифа, творчески их дополнит и предоставит некий оптимальный вариант. С первого раза вряд ли получится, да и не должно — нужно будет сливать и заливать разные вариации прошивки, кататься, проверять, чтобы в итоге остановиться на том варианте, который идеально подойдет именно нам. Ну как нам — Евгению, как главному пилоту-испытателю.
Сама прошивка заливается недолго, но нужно разбирать блок, и прочитать его сможет только специальное оборудование, которое Валерий себе уже заказал. Также у него уже есть несколько вариантов готовых прошивок, в том числе стоковых от более мощных модификаций Лифов.
Отдельная головная боль — найти и заказать из-за бугра адаптер, с помощью которого к предварительно припаянному к штатному блоку электромобиля разъему подключается программатор.
И вот спустя месяц ожидания пришло все необходимое оборудование. Даже нашли очень полезный девайс для того, чтобы каждый раз не разбирать полмашины, а легким флешковставляющим движением заливать всю нужную информацию в штатные «мозги». То есть никакого «колхоза», блок управления остается заводским, меняются только программы.
Что было сделано с Лифом? Первое — поменяли четыре карты управления крутящим моментом. Он стал чуть более крутящим. Было 340 Нм, стало 380. «Лошадей» добавилось примерно 30, но электрические «кони» — это совсем не то, что у ДВС. Цифры солидные. В ближайшем обновлении прошивки можно будет еще и убрать отсечку по скорости.
Как ощущаются перемены? Раньше самый популярный режим езды был Eco и иногда e-pedal, в них машина и экономичнее, и плавнее. К тому же зимой на шипах любое резкое ускорение приводит к бесполезной пробуксовке. Энергонеэффективно! После прошивки в режиме Eco Nissan Leaf стал еще более флегматичным, хотя программу рекуперации оставили стоковой. То есть в этом режиме по ощущениям ухудшился только разгон. Но если отключить все энергосберегающие режимы, то в стандартном режиме машина стала ощутимо резвее. Улучшилось ускорение в городских режимах с 20–40 км/ч, на трассе бодрый разгон продолжается до 120–140 км/ч, затем Лиф как будто упирается в резиновую стену, и дальше разгон практически прекращается, то есть машина не дает энергично ускоряться. По факту эти новые 180 л.с. на трассе почти не ощущаются. Включается программная защита батареи, чтобы разгон с таких скоростей не происходил в том же режиме, что и с малых. В теории можно убрать и эту защиту, но это чревато перегревом батареи и мотора.
Что понравилось в режиме Eco? Вот уже год как максимальный пробег редакционного Лифа на одной зарядке составляет 220–250 километров. Максимально получалось проезжать в экспериментальных условиях до 280 километров, а в городе при динамичной езде выходит не больше 210 — после сигнализации о разряде Лиф просто отправляется на зарядку во избежание внезапной остановки посреди дороги. Зимой расход энергии составлял от 3 до 5 километров на 1 кВт·ч, а где-нибудь в пробке на морозе и вовсе 2 километра на киловатте, что по факту выливалось в катастрофичные 80–100 километров пробега до разряда — все из-за постоянно холодной батареи и, как следствие, плохой рекуперации из-за прогревов салона. После прошивки в легкий мороз (до минус 7 градусов) с печкой удалось в городских условиях проехать 130 километров. Такой пробег получился в режиме Eco и при спокойной манере вождения. То есть прибавка пробега после прошивки составила не менее 30–40 километров!
Магии никакой нет — в новых картах зашито ограничение по крутящему моменту в режиме Эко. Дави — не дави на педаль, больше 280 Нм не выдаст. А при утопленной в пол педали акселератора Лиф, тем не менее, может хорошо ускориться, потому что и такого момента ему хватает.
Что можно еще «проапгрейдить» в Лифе?
Можно снять ограничение скорости. Можно усилить рекуперацию (сделаем зимой, попозже). Можно играться с моментом и сочетанием режима экономии и спортивного режима. Причем все эти манипуляции можно производить с любым электромобилем и даже гибридами.
В общем, промежуточный итог — плюс 30–40 километров зимнего пробега. Уже ради этого можно заморачиваться с чип-тюнингом электромобиля.
Но тут в Приморье приморозило, и в освежающие приморские минус 21 захотелось чего-то теплого и уютного. Например, прогретого благодаря дистанционному запуску салона Nissan Leaf. Для этого по совету хороших знакомых прикупили GSM-модуль с сим-картой, который позволяет по вызову прописанного в программе абонента запускать мотор. Такая же схема, как на GSM-шлагбаумах, только у тех задачи попроще — вахтеры, что с них взять. Модуль можно запрограммировать на 15-минутный прогрев. Звонок модуль, естественно, сбрасывает, но при этом запускает питание машины. А это и печка, и подогрев кресел, и обогрев руля и стекол, что в снегопады тоже весьма полезная штука.
Вооружившись видеоинструкцией от продавца данного девайса, Валерий, согнувшись в три погибели, попытался внедрить устройство в чрево приборной панели. Стали проверять — абонент недоступен (а должен быть просто сброс вызова). Оказалось — не тот разъем (понаделают лишних разъемов японцы, потом ходи тыкай наугад!), пинов меньше. Позже выяснилось, что разъем, в который Валерий пытался вставить модуль — не родной, а установлен «третьими лицами» для одной из самых важных функций Nissan Leaf — синенькой подсветки в торцах дверей.
Решение, казалось, в зазеркалье — на видео Лиф с левым рулем, поэтому мы искали не там, где надо — в бардачке, а под рулем. Но после снятия бардачка стало понятно, что там вообще похожих разъемов нет. А вот под рулем, где-то очень глубоко и неудобно, виднеется какой-то свободный блок. Пара минут серфинга по Дрому, сверка номера найденного на сайте блока с тем, что спрятался в панели — оно! Хоть самим теперь инструкцию снимай для всех праворульных Лифов!
Первое подключение также не дало нужного результата — вызов идет и не сбрасывается, машина не запускается. Просто забыли на сим-карту записать контакт ADMIN, поправили и — бинго! Все заработало! Причем выключать Лиф также можно по вызову. При этом в Лифе включается только все самое нужное — подогревы. А мультимедиа и дисплеи остаются выключенными.
Так что нынешняя зима обещает быть самой теплой в истории нашего Лифа.