Помочь нам в этом переводческом деле вызвался Артем, который в свое время проводил ликбез по зарядным станциям CHAdeMO (на основе альтернатив русгидровским зарядкам). Артем — представитель питерской фирмы Xanavi, которая специализируется на русификациях различных автомобилей. На ZE0 и AZE0 русские прошивки уже есть и протестированы, а наш Leaf должен был стать первым экземпляром с экспериментальной прошивкой с полной русификацией (по крайней мере в России — в других странах едва ли такая услуга будет востребована). Поэтому для нас это вышло бесплатно (хотя по прайсу такая услуга стоит в районе 13 000–16 000 рублей). Но и гарантии того, что все встанет ровно и с первого раза, Артем не давал.
Иногда при таких манипуляциях со штатными «мозгами» умирают загрузочные карты (цена потери — несколько тысяч рублей). А вот мониторы в группу риска не попадают. Поэтому если мы и рисковали, то несильно.
Принцип «залития» прошивки похож на тот, что мы производили с помощью OBD-разъема, когда переводили (переводим и будем переводить при любом удобном случае!) язык бортового меню с японского языка на английский. Только в данном случае нужна лицензия. Можно, конечно, и без нее попробовать, но велика вероятность, что прошивка встанет криво и никакого удовольствия от пользования всеми функциями автомобиля не получишь. Если они вообще будут полноценно работать.
Кстати, вы уже, наверное, поняли, что никаких манипуляций с панелями (снятие, сборка-разборка) не требуется — все делается исключительно с помощью ноутбука/планшета и SD-карты.
«На старых версиях прошивок, — говорит Артем, — нельзя было прошиться без карты, нужно было заморачиваться со всякими проводками. А сейчас все просто: воткнул SD-карту в гнездо — и все должно работать».
Тут, опять же, нужно понимать, что такие операции, как и, например, взлом операционных систем Android или iOS, обратного хода не имеют. То есть если вдруг что-то не получится, обратно ничего не вернешь. На свой страх и риск, как говорится.
Отлично, нам подходит! Пробуем.
«О, такого раньше не было», — говорит Артем. На экране в этот момент бегают зеленые строки на черном фоне. Хорошо хоть не грустный белый смайлик на синем фоне, как при конфузах на Windows… С первого раза процедура не получилась. Выключаем. Пробуем снова. Закидываем на карту лицензионный ключ и вставляем флеш-карту в гнездо. Если и сейчас не получится, нужно будет звонить в Санкт-Петербург и говорить, что ничего не работает.
Но минут через 15 после очередной перезагрузки мы благополучно оказались в Москве. По крайней мере, карта показала именно эту локацию. Круто! Все названия на русском, наконец-то нет бескрайнего синего моря на мониторе с одинокой стрелочкой и парой беспомощных и непонятных иероглифов. А когда будет Владивосток? И будет ли вообще? Не все штатные карты покрывают всю Россию…
«Будет, — успокаивает Артем. — Нужно просто поездить по городу, система установит связь с нужными спутниками и данные прогрузятся».
Так впоследствии и получилось — навигация прекрасно ориентируется на местности, видит все камеры, предупреждает о них. Штрафов за превышения стало намного меньше. Уже только этот факт говорит о нужности и экономической выгоде русскоязычного меню и «местной» навигации.
Кстати, в части навигации прошивка предполагает использование фирменной системы Nissan Connect, которая устанавливается на новые автомобили Nissan для российского рынка. А поставщиком картографии для ниссановской системы, в свою очередь, выступает американская компания NAVTEQ.
И тем не менее не стоит забывать, что это все-таки beta-версия. Есть еще белые пятна в переводе: по-прежнему на английском (или вообще без обозначения) большинство пунктов и кнопок раздела Zero Emission, отвечающего за всю информацию о расходе энергии, экономичности, прогнозах разрядки, состоянии батареи, процесса зарядки и прочего.
Также много чего не переведено из раздела «Медиа», полностью «белый» раздел с автопарковкой (а мы таки хотим протестировать, как это все работает). Да и в целом при выборе в настройках русского языка система на некоторое время подвисает и нужно возвращаться в главное меню. «Голова» исправно соединяется по Bluetooth c iPhone (забывает его после отключения, впрочем, тоже исправно), не прогружается телефонная книга — набирать номера приходится сенсорными кнопками.
А еще Артем заранее предупредил о косяке этой прошивки, хотя для некоторых он неочевиден и поэтому незаметен. Дело в том, что у медиасистемы Leaf есть жесткий диск и функция Music Box, благодаря которой можно с компакт-дисков «грабить» музыку прямо на жесткий диск и потом слушать без внешнего носителя. Так вот новая прошивка, видимо, занимает «чужое» место на жестком диске, и теперь Leaf не читает диски и, соответственно, Music Box тоже не работает. Учитывая, что про диски многие уже в принципе не вспоминают, потеря невелика. Тем более и aux, и флешка прекрасно читаются магнитолой, причем очень быстро. Кстати, у Артема на подходе уже новая прошивка, на которой «голова» видит компакт-диск.
Также радует расширенный список «улавливаемых» радиостанций — раньше приходилось страдать из-за всего двух исправно принимаемых радиостанций, а теперь есть где разгуляться по FM-диапазону.
Но это все поправимо, мы надеемся, что скоро будут обновления и все эти недочеты уйдут. Ведь у прошивок операционных систем смартфонов тоже не всегда с первого раза получаются безупречные обновления. Именно поэтому многие не торопятся переходить на последние версии прошивок, ожидая, когда выпустят стабильную версию, лишенную багов. Но нам русская версия с небольшими недочетами нравится гораздо больше, чем безупречная японская. Осталось русифицировать приборное табло, чтобы Ниссан Лиф и вовсе стал как наша Лада Веста.