У Артема был Nissan Leaf c батареей 24 кВт⋅ч, на который он поставил батарею 42 кВт⋅ч на китайских элементах CATL. Теперь хочет батарею 42 кВт⋅ч воткнуть на Leaf с 30 кВт⋅ч, а 30 кВт переставить на 24 кВт. В общем, максимально мутная схема. Зачем все эти ухищрения?
— Ну если говорить совсем честно — делать нечего. Проезжают они одинаково, плюс-минус. Просто у 30-ки белый салон, хотелось бы черный. Это значит, что его надо переставлять с одной машины на другую. Кроме этого, мне нравятся кожаные дверные карты на 24-ке. Что делать, тоже переставлять? Магнитофон в 24-ке не понравился, хочется и YouTube, и CarPlay, в 30-ке все это можно организовать.
— И ты решил, что проще будет перекинуть батарею, чем все по отдельности перекидывать? А проблем с CAN-шиной не будет?
— У меня есть отдельный CAN-модуль, который можно настраивать.
— Расскажи про 40-киловаттную батарею, которая теперь стоит на бывшей 24-ке.
— Это батарея на CATL-овских элементах на 120 А·ч. Максимум, что я на ней выезжал в «среднюю» погоду (+4–8 градусов) — 270 километров.
— Ого, неплохо!
— Но это в очень пенсионерском режиме, 50–60 км/ч. Быстрее наверняка меньше, но я не замерял — зима не лучшее время для таких испытаний.
— Какая цена вопроса переделать батарею?
— С моей батареей мне все обошлось в 450 000 рублей. Перебирали батарею в Иркутске. Когда пришла готовая, попробовал сначала CAN-мост из Оренбурга, но мне не понравилось, он не настраивается никак, не дает полную мощность развить. Сейчас корпус стоит 150 000 рублей со сборкой, элементы на 42 кВт⋅ч 550 000 рублей. То есть почти в два раза подорожала батарея «под ключ». Сами элементы можно и подешевле найти, но вилка цен будет примерно 450 000–550 000 рублей за 42 кВт⋅ч, все зависит от того, какой поставщик.
Вообще, сама процедура замены высоковольтной батареи несложная, а если набить руку, то не сложнее, чем переобуть машину с зимней резины на летнюю. По сути, там откручиваются крепления кожухов, крепления самой батареи, отсоединяются все провода, извлекается собственно батарея — и потом все в обратном порядке. В Китае уже давно выпускают небольшие электромобильчики с маленькими батареями на 8–10 кВт⋅ч со слотами для быстрой замены. Есть специальные станции по экспресс-замене, где станок сам извлекает и устанавливает новую батарею, а старую ставит на зарядку. В принципе, пара крепких мужчин и вручную смогут такие батареи менять, но в нашем случае такое не прокатит, замену батареи лучше и удобнее производить исключительно в гаражных условиях, с домкратами и подъемниками. Кстати, запас хода у таких небольших электромобилей 30–50 километров, их часто используют в прокате и каршеринге.
Первым делом отсоединяем аккумулятор 12В, дополнительное оборудование, если установлено (на 24-ке стоял подогреватель высоковольтной батареи, причем регулируемый, а не с саморегулирующимся кабелем). Артем признался, что подогрев батареи нужно ставить не только на 24-ку, но и на 30-ку, и на 40-ку, потому что без него зимой Leaf даже на батарее 42 кВт⋅ч едет «как вшивая 24-ка». После подкапотных манипуляций поднимаем машину на подъемнике, отщелкиваем все клипсы с нижних пластиковых крышек (всего их три на днище).
В какой-то момент, когда почти все оперение снято, 300-килограммовая батарея держится на четырех болтах (их всего четыре, но есть «уши», так что за надежность крепления переживать не стоит). Тем не менее под батареей на вывешенном Лифе перемещаться никто не рискует. Подгоняем тележки с палетой и опускаем Лифа на пол так, чтобы батарея легла на тележку, откручиваем оставшиеся болты — готово. Ну или не готово, как в нашем случае — за утеплителем батареи спрятались еще два болта.
Далее простое правило — если при подъеме машины батарея остается лежать на полу — все хорошо. Если поднимается вслед за остальным автомобилем — что-то пошло не так. Ищите болты и обрящете.
— Что, вот так просто можно просто переставить батареи и все заработает?
— Ну если CAN-мосты одинаковые, то все ровно будет, а если нет, то на панели гирлянда будет. И работать электромобиль станет некорректно. CAN-мост из Оренбурга от Рината (кто в теме, тот знает, о чем речь) стоит 10 000 рублей. Но он не настраиваемый, поэтому я взял другой, за 20 000 рублей, который можно настраивать. С этим мостом можно поставить вместо батареи на 24 кВт⋅ч «сороковку» или даже 62 кВт⋅ч, все настроить, и не будет никаких ошибок.
Нелегкой батареей на палете можно спокойно манипулировать втроем — двигать, разворачивать. Легкость демонтажа высоковольтного аккумулятора, с одной стороны, радует — в случае чего не нужно будет возиться с монтажом, как при замене того же ДВС и кучи навесного. Но с другой стороны, закрадываются тревожные мысли. В теории организованная преступная группировка с четырьмя домкратами, шуруповертами и подкатной тележкой может снять и увезти батарею с Лифа за 20 минут… В сервисе это заняло минут 40 размеренной работы. Будем надеяться, что злоумышленники — это единственные, кто не читает наш блог про «электрички».
После того как батарея успешно опущена с небес на землю, собираем все в обратном порядке (самое сложное при этом — изначально правильно подогнать батарею под отверстия в днище). Подключаем и устанавливаем все кожухи. При определенной сноровке все это делается максимально быстро.
При подключении батареи ожидаемо загорается «черепаха» и ошибка — не читается идентификационный номер. Но после прошивки все индикации и ошибки исчезнут.
В итоге за час с небольшим работы у нас получились «тридцатка» с батареей 42 кВт⋅ч и 24-ка с мозгами от батареи 30 кВт⋅ч и собственно батареей на 30 кВт⋅ч. В принципе, обе сразу на ходу, остается только перешить, и все будет ровно. Лиф с «сороковкой» будет теперь проезжать на 35 кВт, с правильным CAN-мостом — на полную емкость.
В принципе, если текущего владельца электромобиля устраивает по дизайну, опциям и эргономике действующий электромобиль, то в случае «усталости» высоковольтной батареи и значительного снижения SOH вместо покупки нового электромобиля (нового подержанного) можно рассмотреть покупку новой (модифицированной) «батарейки». По крайней мере, стоимость живой батареи будет сопоставима с ценой более свежего Nissan Leaf cо слегка потрепанной зарядками и разрядками батареей.