С наступлением холодов для нашей «электрички» в буквальном смысле трансформировалось время и пространство. Времени на зарядку стало требоваться в полтора раза больше, а пространства на одном заряде Лиф стал преодолевать в два раза меньше. Чтобы как-то облегчить прогревочные муки электромобиля, решили немного утеплить гаражный бокс, в котором он ночует. Ведь по утрам столбик термометра уже опускается почти до минус 20. Зябко! После пары дней на таком морозе Nissan Leaf фактически отказывается ехать, на панели достаточно быстро загорается «черепаха», система предупреждает об ограничении максимальной скорости 120 км/ч. До 60 км/ч бы разогнаться!
Для первой фазы утепления гаража использовали штору на ворота — только эта модернизация позволила поднять «среднебоксовую» температуру до минус 10 в самые сильные морозы и до околонулевых температур в погоду потеплее. А с работающим масляным обогревателем температура и вовсе плюсовая. Правда, из-за пожароопасности на ночь его включенным не оставляем, а в перспективе и вовсе заменим на энергосберегающий и более безопасный кварцевый.
Так или иначе, батарее при наступлении плюсовых температур живется гораздо веселее. Иногда с теплом вспоминаем подогрев, который устанавливали для нее на Leaf ZE0.
А еще со сменой сезонов изменилась и наша «гуманитарная помощь». Летом мы помогали переводить бортовое меню случайным встречным лифоводам с японского языка на английский, а зимой просто «прикуриваем» приунывших от холода «японцев». Благо новый аккумулятор позволяет.
Разобравшись с «теплом», решили разобраться и со «светом» — отражением в салонном зеркале заднего вида. Точнее, не отражение это, а картинка с камеры заднего вида, что расположена в верхней части стекла задней двери. Когда по прибытии в Россию обклеивали стекла тонировочной пленкой, не придали особого значения тому, что тонируем заодно и камеру. Теперь же, когда в темноте приходится ездить не только по трассе в рамках дальнобойных междугородных экспериментов, но и по городу, темнота в «объективе» стала слегка напрягать. Вырезать треугольник получилось дешево, надежно и практично. Но не с первого раза — поначалу картинка была с нижним темным «веком», пришлось подрезать пленку. Теперь картинка четкая и светлая даже ночью.
Далее мы сели и задумались — раз уж просто кататься по делам по городу это скорее хлеб, а не зрелище, а потенциал по динамике и управляемости у Nissan Leaf большой, может быть, имеет смысл испытать электромобиль в таких условиях, чтобы не было большого пробега, но требовалась драйверская нотка? А под такие критерии попадает как раз то, что к зрелищам имеет непосредственное отношение — автогонки! Причем не светофорные, которым рады только камеры видеофиксации нарушений, а настоящие, ледовые, которым рады все, кроме экологов.
И как только мы бросили клич в нужные чаты с целью втесаться в ряды участников «Айсралли» (Ice Rally) — традиционных ледовых «покатушек» в Прохладном — получили первые возмущенные комментарии. Якобы участие Лифа в подобных гонках — это угроза честной борьбе и справедливости! Ведь одно дело рассуждать о повседневной эксплуатации, где обывателю может быть все равно на экономичность электромобиля в отсутствие должной инфраструктуры. Особенно с учетом стоимости автомобиля. И совсем другое, когда на гоночной трассе за руль Nissan Leaf сядет профессиональный тест-пилот, и электромобиль благодаря своим ТТХ спокойно может оказаться лучше многосильных, прожорливых и недешевых в эксплуатации турбированных «гонок». А это для обывателя уже будет не все равно, потому что он захочет себе Лиф. Потому что электромобиль может ехать не только экономично, но еще и быстро.
И вообще, все это реклама проекта электроблога и гнусная пропаганда! Поэтому мы даже не задумывались — надо регистрироваться и участвовать. 😊
Но зарегистрироваться и получить номер участника — много энергии не надо. А вот чтобы добраться до места проведения гонок — еще как надо. Поэтому зимой даже с зарядом больше 90% добраться до Прохладного не получится. Разве что только в теплом рефрижераторе.
Вообще, нашей целью было понять, насколько Leaf конкурентоспособен в боевых условиях ледовых гонок. Лед, кстати, слегка ослабляет конкурентные преимущества электромобиля, потому что на первый план выходит качество зацепа, а центр тяжести и ускорение отходят на второй план. И тем не менее отзыв Андрея Цыбули, одного из опытных гонщиков, которому предстояло на соревнованиях пилотировать электромобиль, оказался очень даже лестным:
«Классное ускорение, нет никаких провалов и турбоям, мотор крутить нет необходимости, как педаль нажал, так машина и выстрелила. Ускорение даже на льду серьезное, машина хорошо и понятно ведется в управляемом заносе, никаких проблем не возникает».
Но то в ознакомительном режиме. Это уже после зачетных заездов Андрей добавил, что нормального держака шипованный Michelin не дает, не чувствуется практически никакой разницы с обычной фрикционной резиной, как бы обидно это ни звучало для адептов «шиповки». Поскольку «ручника» в привычном смысле на Лифе нет, траекторию приходится чертить исключительно контрсмещением и сбросом газа, но тут уже подключается система стабилизации. Отключить ее полностью нельзя, и в некоторых случаях она таки вмешивается, причем весьма неожиданно. Поэтому фотографы так и не смогли поймать в кадр Лифа, эффектно метущего хвостом, — наша «электричка» едет предельно по-кольцевому.
Поделился своими впечатлениями и Михаил, который занимается арендой гоночных машин, а также производит настройку «боевых» Subaru для конкретных гонок. Так, когда Nissan Leaf прибыл в гоночный парк, Михаил носился по льду на Impreza WRX STi. За день, пока «калибруется» машина, сжигается больше 100 литров бензина не меньше АИ-98…
«А что, нормальная тачка, это же Nissan. Если она прямо здесь, на льду, не сгниет, то вообще все отлично будет. А если серьезно, то ускоряется действительно здорово. Особенно там, где есть мало-мальский зацеп. Прямо валит!».
Кстати, аренда автомобиля на так называемый «трек-день» (на льду в Прохладном не Мячково, конечно, но за неимением лучшего, как говорится…) — достаточно востребованная услуга. И выгодная. Ведь покупать, содержать, настраивать, ремонтировать, а в тяжелых случаях и вовсе восстанавливать «гонку» — дело затратное. А тут взял «снаряд» в аренду на сутки — и отводи душу, пока бензин не закончился! И риск «убраться» минимальный — ни брустверов, ни отбойников. Лед да лед кругом. При этом не всем нужен именно экстремальный турбокорч. Многие предпочитают испытать гоночную удачу и на обычных гражданских автомобилях, на которых передвигаются каждый день. Именно поэтому среди участников есть как свежие Lexus RX350 с Audi Q7, так и «франкенштейнистые» пикапы и универсалы допотопных времен. Ну а если не хочется подвергать своих «железных коней» даже минимальному риску и нагрузке, есть аренда и обычных автомобилей. Расценки колеблются в районе 1200−1500 рублей в сутки за автомобили класса Honda Fit.
Все участники первого этапа разделились по классам:
Соответственно, Лиф попал в Класс 8, в котором ему противостояли Subaru BRZ, Honda Insight, Mitsubishi Mirage, Opel Astra GT и Honda Fit. Причем только Leaf и Fit были обуты в Michelin X-Ice North, остальные «одноклассники» отдали предпочтение Nokian. И под управлением Андрея Цыбули Leaf дал жару! Первым по итогам четырех заездов стал более легкий Honda Fit, пилотируемый не менее опытным Александром Симоновым. Фит в каждом из заездов «привозил» «электричке» по 20−30 секунд, в итоге от лидера класса Leaf отстал в сумме на 1:34,9. Но и сам Leaf «убежал» от остальных на 1:20,3. И, по словам Андрея, если еще потренироваться, можно значительно улучшить время.
И все бы ничего, но расход энергии в гоночном режиме у Leaf просто пугающий — 2,8 километра на 1 кВт! Неудивительно, что в легкий морозец заряда батареи хватает впритык на то, чтобы доехать из Владивостока до трассы, сделать один пробный разминочный заезд в прогулочном темпе, четыре заезда в зачет (длина круга 6 километров) и вернуться обратно в гараж. Причем на последних километрах — уже без печки, чтобы дотянуть до розетки… Но вот если дело будет происходить летом (не на воде, само собой), а неподалеку от трассы найдется быстрая зарядка, то… Впрочем, лето покажет.
P.S. 10 лет назад мы уже ездил на ледовое ралли с первой дромовской машиной — Русской Toyota Camry. Почитать про тогдашние покатушки можно тут: «Русская Камри и любительское ралли на льду».