Открываю приложение, там есть зарядки «РусГидро» — огромное им, кстати, спасибо, потому что пару лет назад во Владивостоке с этим было все очень и очень плохо. Мы приезжаем к очередной зарядке и видим, что они работают. Одна занята (на ней наш Лиф), остальные две свободны.
Но в приложении не отображается, что быстрая зарядка не работает, я узнаю об этом лишь по факту. На станции только висит бумажка с рукописным объявлением. И так бывает практически на всех зарядках. И наоборот — зарядка может гореть серым (то есть отключена), а она работает. И каждый раз едешь в неизвестность. Хорошо, если под полом 40 кВт и подкатываешь к заправке не на лампочке. А если ZE0 и доехал «на парах»? Вот такая неопределенность.
С другой стороны, я вчера заправил два своих бензиновых автомобиля (оба Subaru на 98-м бензине) — 6000+ рублей. А здесь 120 рублей. И в первом, и во втором случае хватит на неделю поездок. Опять маятник предпочтений качнулся в сторону электромобиля. Ну а коль скоро мы застряли на зарядке, я решил поспрашивать у владельцев электромобилей, какие минусы они видят в эксплуатации своих «железных электроконей», а заодно прокатиться по всем зарядным станциям с инспекцией.
Но пока мы ждем первых визитеров CHAdeMO, я решил провести легкий дилетантский эксперимент. На заправке, на которой мы медленно заправляем нашу «электричку, есть очень уютная веранда, где имеются удобные розетки для всяких девайсов. А чем Leaf не девайс? Сейчас от станции Лиф забирает максимум 3 кВт, если тут пойдет зарядка, может, вообще нет смысла платить даже за медленную зарядку?
Пока пили чай, в Лиф от станции «вошло» 1,3 кВт⋅ч (за 23 минуты). То есть примерно +13 километров пробега.
Достаем из багажника уже позабытый девайс — «Дусю» — которая позволяет заряжаться от розеток без заземления. Но для конкретно взятой розетки нужен был другой девайс, который позволял бы заряжаться, даже если на розетку не идет ток. Иными словами — розетки на такой уютной веранде не работали. Мой внутренний разум пожал плечами, и мы завершили эксперимент.
На Командорской CHAdeMO приложение показало «зелень», то есть можно заряжаться, все исправно. С эргономикой только проблемы — станция так расположена, что экран слепнет на солнце. Но это, пожалуй, единственная придирка. В остальном все заряжается отлично, а главное, что станция находится на некотором удалении от центра и здесь редко бывают очереди.
Антипод такой зарядной станции — «чадемоха» на крытой парковке торгового центра. Стоимость парковки — 50 рублей в час. В переводе на электромобилеводский язык, три часа зарядки под ТЦ — неделя езды на зарядке от обычной, «бесплатной» станции. У нее уже тоже есть своя «народная» особенность — не работает правая сторона на быструю зарядку. То есть если мы слева встанем на «высокий ток», то справа можно будет рассчитывать в лучшем случае на 2-3 кВт.
А вот и первый «созарядник» на AZE0. Напомню, что мы собираем сегодня исключительно минусы электромобилей.
— Если честно, у меня вообще никаких претензий к машине нет. Я уже отцу второй Лиф купил — AZE0 вместо ZE0. Потом брат купил. Изначально, когда два года назад его покупал, все крутили пальцем у виска, смеялись, говорили, что буду ездить в шапке и перчатках зимой. Тот же брат. А сейчас ездит, удовольствие получает. Притом что ZE0 — «восьмипалочный», с запасом хода не более 90 километров.
— И ему хватает?
— Вполне. Мы живем в Уссурийске. Там не такие сопки, более равнинная местность. Я даже на SOH особо не смотрю. Ну было девять палок на панели, стало восемь, зато понятных, честных и уверенных.
Пока я брал мини-интервью на парковке, Лиф «всосал» 3 кВт, это 15 километров пробега по борткомпьютеру. Отдал я за это 28 рублей. Это как на автобусе. Только за 15 километров можно весь город объехать.
В день, когда мы катались с ревизией по станциям зарядки, приложение рисовало на удивление оптимистичную картину — все станции онлайн, исправны, готовы делиться киловаттами энергии. Такое бывает нечасто, все время приходится заморачиваться с составлением маршрута.
А на самом популярном месте «кормежки» электромобилей (там есть фастфуд для людей) мы встретили автомобиль, который не любят все владельцы чистокровных электромобилей — PHEV-гибрид, на этот раз Mitsubishi Outlander.
— А зачем я буду платить за бензин, когда могу подзаряжаться да кататься почти бесплатно? — парировал мое «недовольство» Евгений, хозяин гибрида.
— На самом деле Аутлендер мне нравится. Но, насколько я помню, у него совсем маленькие батареи?
— Да, что-то около 12 кВт.
— В чем смысл такого аппарата? Это и не полноценная «электричка», но и не совсем бензиновый гибрид… Как это все работает?
— У него три цикла — либо едет на бензине, привод на передние колеса, либо электромотор работает, либо режим подзарядки батареи бензиновым мотором.
— А почему не заряжаетесь в движении? В чем прикол?
— У него несколько режимов рекуперации есть, «лепестками» под рулем управляется. С затяжного спуска на максимальном режиме можно километров пять нарекуперировать.
— А зачем тогда CHAdeMO?
— Ну тут же можно только на электротяге километров 40 проехать. Большинство так и передвигаются — от розетки к розетке. Мне, например, отсюда (от дома) до работы и обратно летом аккурат хватает заряда батареи.
— Ну у вас еще бензин есть на всякий случай, а в «электричке» такого резерва нет.
— Поэтому я и выбрал PHEV. Могу поехать на дальние расстояния. Нет розетки — ну и ладно. Захотел зарядить и есть возможность — почему бы и нет. 40 минут до 80% заряда.
— Батарея может полностью разрядиться?
— Нет, у нее всегда остается программный минимум 25%. Сделано специально, чтобы батарея не деградировала.
— Какой расход в разных режимах?
— Если только на бензине, то от 7 до 11 литров на 100 километров. То есть совсем исключить электрическую часть установки не получится, она в любом случае какую-то помощь базовой силовой установке оказывает. Есть режим Save, когда система максимально сохраняет текущий заряд батареи и по минимуму ее задействует. Можно на полный заряд «сохраненку» делать, тогда машина будет полностью как гибрид ехать, постоянно подзаряжая батарею. Вот именно в таком режиме у меня литров семь выходит. Если с электротягой, то около шести. По расходу, если машину подзаряжать на станции, это выгодно. Я раньше ездил на Honda Fit, и если я куда-то на дальние расстояния на «Ауте» езжу, то расход может быть на пол-литра/литр выше, чем на Фите.
— На чисто «электричке» прокатиться не желаешь?
— Да не, смысла не вижу. Раньше ездил на «бензинке», сейчас вот перешел на гибрид. Так на электромобиль быстро перейду. На Теслу тогда уж лучше сразу.
Когда вокруг розетки собирается много людей, всегда становится интересно. Мы на этой же станции встретили человека, который ездил на обоих поколениях Nissan Leaf.
— Да, сначала ездил на AZE0, потом на ZE1. После «сороковки» хотел взять ZE1 на 62 кВт, но они как-то резко подскочили в цене, старый Лиф уже договорился продать, поэтому когда подвернулся 52-й Prius, решил взять его. Он подзаряжаемый. Батарея маленькая, заряжается быстро. На Лифе, правда, я вообще не пользовался станциями, мне хватало заряжаться на даче и дома.
— Как свежий Приус PHEV в сравнении с «электричками»?
— Главное преимущество Лифа — это e-pedal. Вообще песня, самое сложное было отказаться от нее. Далее — я на три года забыл про заправки, замену масла и прочие такие расходы.
— Сколько проезжали?
— 230–250 километров. А 62-й хотел взять, чтобы вообще спокойно до Славянки и обратно ездить. Так что если бы не ценник, ездил бы сейчас на нем.
Вообще, на протяжении всей нашей ревизии работал эффект видеокамеры — куда бы мы ни приехали, везде все работает без проблем. Но не обольщайтесь — видеокамеры есть не у всех, и с техническими неисправностями станций так или иначе придется сталкиваться регулярно. Но радует то, что CHAdeMO стали появляться на территории больших многоэтажных жилых комплексов. Правда, с ростом количества электромобилей, боюсь, и этого станет недостаточно.