Я так хочу, чтоб зарядка не кончалась
Чтоб она за мною мчалась...
А ведь они измучили нас (ну ладно, не то чтобы мучали — скорее постоянно висели «в фоновом режиме») с первого дня эксплуатации Nissan Leaf ZE1. В целом за все время (и километры) пробега установились примерные цифры пробега от полной зарядки до полной разрядки: в среднем 250 километров в спокойном режиме и 210–230 — в умеренно агрессивном. Ну или умеренно неадекватном — без дверей, капота и половины салона.
Однако если уж совсем откровенно, в честном экономичном режиме мы так ни разу и не ездили. То в качестве дополнительной нагрузки выступал наш оператор Анатолий, то мы ехали в темпе потока (а он не всегда «овощной», прямо скажем), то нога не выдерживала размеренного темпа и независимо от водителя «топила» правую педаль. В общем, настала пора признаться — по-настоящему спокойного режима Leaf еще не видывал, поэтому мы и решили восполнить этот пробел.
В качестве экспериментального маршрута выбрали уже знакомую дорогу на Находку (точнее, в поселок Южно-Морской, что находится в популярном туристическом месте Ливадия). На этом участке уже много новой хорошей дороги, а ремонтируемых участков, на которых гравий, пробки и низкая скорость, наоборот, совсем немного — что еще нужно, чтобы достойно встретить рекорд по пробегу на одной зарядке!
В одном из объявлений по продаже Leaf ZE1 в Иркутске продавец утверждал, что Leaf на одной зарядке способен доехать от Иркутска до острова Ольхон на Байкале — еще один популярный туристический автомобильный маршрут. А это ни много ни мало 260 с лишним километров, причем ближе к Байкалу начинаются затяжные спуски и подъемы — не самый простой рельеф для электромобилей. Итого, по заверениям лифовода-путешественника, автомобиль проехал 263 километра и заряда батареи осталось на 37 километров по бортовому компьютеру. А он, как правило, слегка перестраховывается.
Что ж, мы решили — чем мы хуже? И поехали в Артем, чтобы зарядиться на 100%. Бортовой компьютер, который уже «привык» к нашему повседневному ритму, предсказывал 235 километров пробега в обычном режиме и 248 — в эко. Однако в Артеме нас поджидал небольшой сюрприз — Leaf, как обычно, стал охотно посасывать киловатты из русгидровской колонки, но на 95% заряда поток электричества прекратился. Позвонили в поддержку — конкретно эта электрозаправка действительно частенько «глючит». В подтверждение этих слов сразу после звонка станция вообще вырубилась. И вот что делать — ехать как есть или заруливать на вторую CHAdeMO в Артеме?
Решили ехать наудачу. Хотя тут скорее математический расчет. Общий километраж маршрута гараж — Южно-Морской — гараж 360 километров. Из них 50 от гаража до Артема. То есть от CHAdeMO сгонять до моря и обратно как раз 260 километров — примерно такой прогноз давал сразу после заправки бортовой компьютер (257 километров, если быть совсем точным). Это без учета того, сколько можно проехать «на пунктире».
Leaf, конечно, необычен во всем — и в предпочтениях темпа езды в том числе. Большинству автомобилей дорога, на которой то пробки, то ремонты, будет в тягость. В таком режиме обычно растет и расход топлива у автомобиля, и нервных клеток у водителя. А Лифу такой темп в радость! Ему чем медленнее, тем лучше — это одно из редких транспортных средств, которое в пробке себя чувствует комфортнее, чем на трассовых скоростях.
Водителю, правда, сложнее — на хорошей дороге держать строго 80 км/ч ох как нелегко. Мы назвали это ездой в режиме груженого грузовичка. Удивительно, но сами груженые грузовички регулярно весьма бодро обгоняли. Ну и ладно, на рекорд ведь идем, а любые рекорды требуют жертв.
Расход, благодаря нечеловеческим волевым усилиям, установился на невиданной доселе отметке — 9,2 километра на 1 кВт! Эдак мы далеко уедем! Правда, каждая горка на пути безапелляционно корректировала показатели — за какие-то 500–800 метров подъема прогнозируемый пробег сокращался сразу на несколько километров. Такой вот «пробежно-тяговый» преобразователь…
До Ливадии добрались без приключений. Заряжаться от бытовой сети и не планировали — в горячий пляжный сезон возле дома не приткнуться, все «зарядные» места всегда заняты. Да и эксперимент будет уже не тот — у настоящего электромобилевода ягодицы всегда должны быть в тонусе!
Обратный путь прошел в таком же темпе — с улыбкой на ровных участках и в пробках, и с напряженной улыбкой — на подъемах. Рекуперацию тоже использовали — кто знает, может, именно это позволило успешно завершить эксперимент. И все же стало накапливаться волнение — борткомпьютер еще в Ливадии показывал, что ехать до состояния «не ехать» осталось 140 километров. А до планируемой точки заправки — 170 километров. Звучит не фатально. Но вот когда до «чадемохи» оставалось 80 километров, цифры на панели предрекали стоп уже через 65, а за окнами начался так не любимый Лифом дождик, захотелось…
Захотелось кофе. А заодно и уточнить, насколько охотно в заведениях готовы поделиться током для восстановления боевого духа нашего электрокара. Девушка-оператор на Coffee Machine не сильно удивилась, когда мы попросили свободную розетку, и на вопрос «а что вам зарядить?» получила ответ «автомобиль» — видимо, сказывается рост популярности электромобилей в Приморье.
Кстати, подобные «мобильные» кофейни и всякого рода «макавто» в будущем могут сильно выиграть, если организуют зарядку для своих клиентов — стаканчик кофе подбодрит водителя, а «стаканчик» тока подбодрит Leaf. Ну или Теслу. Или Зетту. 😊
А пока от бортовой сети за время употребления стаканчика латте наш Leaf заряжается чуть больше, чем нинасколько. Если бы борткомпьютер умел выдавать надпись «Что это было?», он бы в этом случае обязательно это сделал. Что ж, как говорится в известном кино триллере, — игра началась. После того, как проехали Артем, компьютер предрек 29 километров. Остаток заряда — 9%. А ехать еще «полтинник». И адаптер для LeafSpy мы, как назло, забыли прихватить, так что придется ехать «наощупь».
И мы таки победили! Уставшая «черепашка» вылезла аккурат на подъезде к вожделенной гаражной розетке! Итог: 291 километр на одной зарядке! Зовите парней из книги рекордов!
В общем, «теория электромобильной автономности» стала более интересной — вот вам реальный пример. Но как быть, если, например, приехал в свой загородный дом (а многие электромобилеводы, кстати, как раз купили себе Leaf, потому что живут в пригороде в частных домах и могут во дворе заряжать машину, а на работу ездить в город) — а свет отключили? Не на ДВС же пересаживаться, в самом деле!
Поэтому мы решили протестировать зарядку электромобиля от бензогенератора — тем более что в одной из первых серий нашей электрической саги мы уже публиковали фотографии «мобильных электрозаправок» с генераторами в кузовах пикапов. Ну а что — ситуации разные бывают.
И снова наши друзья из числа читателей с готовностью откликнулись — правда, на тестовую зарядку пришлось ехать по откровенно разбитой гравийке. Поскольку Leaf совсем не раллийный автомобиль и далеко не кроссовер (да чего уж говорить — откровенно асфальтовая машина!), ехали мы крадучись, почти шепотом. И тем не менее умудрились где-то ударить колесо так, что вылезла грыжа размером с грецкий орех. На шиномонтажке колесо приговорили «к клумбе», пришлось искать комплект подержанной резины и выбирать самую живую из имеющихся покрышек.
Но нас грыжей не остановишь, тем более уже ждет заведенный, 9,5-киловаттный Huter. В быту с помощью такого «гены» варят не только металлические заборы, но и еду. В общем, все варят. Но электромобили до этого таким не заряжали.
Не получилось и в этот раз. После первого подключения «кирпич» (блок зарядки) сообщил — «нет заземления». В арсенале электромобилевода всегда есть три способа заземления:
1. Полить колесо жидкостью (желательно водой, хотя есть еще более «народные» способы).
2. Забить штырь заземления (ну или хотя бы отвертку, которую мы вместе с клеммами всегда берем с собой на всякий пожарный).
3. Забить на заземление — использовать специальные зарядные устройства.
Попробовали с отверткой — тишина. Забили арматурину — никакой реакции. Даже полили водичкой — все без толку. Зарядка Ready, Steady, но не Go…
Попробовали подцепить к Лифу другой генератор, поменьше, на 2,5 кВт — тоже безрезультатно.
Что-то тут нечистое. «Наверное, синусоида», — подумал Штирлиц.
Тогда решили прибегнуть к варианту номер 3 — использовать специальную зарядку. Самая популярная на рынке — китайский «спецкирпич» Duosida, в народе Дуся. Стоимость колеблется от 10 500 до 13 000 рублей. Мы в кои-то веки взяли по нижней планке — если в дальнейшем не пригодится, продадим — желающие уже есть.
С Дусей дела пошли веселее! Для тестирования взяли 4-киловаттный «Кратон», и — о чудо! — под лобовым стеклом Лифа наконец-то запылали индикаторы зарядки. Дальше начались удивительные вещи. Бортовой компьютер стал показывать, что Leaf с помощью «Дуосиды» «всасывает» аж 75 кВт (притом, что генератор по паспорту выдает 4 киловатта).
Беглый просмотр отзывов по Duosida показал, что китайская народная зарядка действительно позволяет «брать от жизни» гораздо больше, чем по паспорту. Быстрее зарядиться — это, конечно, круто, но в отзывах то и дело сетуют на сгоревшие розетки. А это небезопасно! Поэтому и кабель, и розетки для использования с Дусей должны подбираться с запасом по амперажу. К тому же быстрая зарядка и так вредна для батареи, а «убыстренная» — тем более.
А вообще, самый безопасный вариант — штатная зарядка и инверторный генератор (с прямой синусоидой). Тогда и коварных Дусь не потребуется. А вот сколько потребуется бензина, чтобы зарядить электромобиль, мы узнаем в следующий раз.