Но начиналось все очень даже ничего! В свое время не давала покоя мысль — неужели все эти ухищрения со снижением массы, к которым прибегают инженеры спортивных автомобилей, настолько действенны? Помните экстремальные версии Porsche 911, где в погоне за лишними секундами на треках какого-нибудь Нюрбургринга беспощадно расставались с килограммами (да что там — граммами!) снаряженной массы. И ведь испытания показывали, что замена пластиковых дверных ручек на тканевые петли или, скажем, наклейки вместо шильдиков действительно давали такие незначительные в жизни, но решающие на треке сотые и тысячные доли секунды выигрыша.
Leaf на лавры покорителя треков не претендует — нам бы до розетки дотянуть. И мы придумали еще один способ увеличить дистанцию межзаправочного интервала — максимально облегчить электромобиль. До этого мы манипулировали с темпами езды, а на ZE0 даже прибегали к дополнительному оснащению — топливному подогревателю и подогреву батареи. К слову, лето во Владивостоке на момент нашего эксперимента было такое, что опции, пожалуй, пригодились бы и на ZE1. Холодно и сыро!
Почему именно облегчение? Уже достаточно много владельцев снарядили свои Лифы первых поколений 40-киловаттными батареями от ZE1 — и, по их мнению, такая процедура ощутимо прибавляет электромобилю дальнобойности — машины проезжают вплоть до 350 километров на одной заправке! Ведь ZE0 почти на центнер легче ZE1. И «фарша» в ZE0 меньше, и передние двери и капот алюминиевые. Только ли в массе дело — мы и решили выяснить.
Вообще, программа снижения снаряженной массы могла ограничиться тем, что просто не пускать в салон оператора — он как раз тянет на соточку килограммов. Но, как вы помните, полумеры — это не наш профиль. Нам бы остановиться вовремя…
Начать решили с салона — столько всего лишнего в нем! Часто ли я езжу с пассажирами? Да практически никогда! Переднее кресло — долой! Минус 17 килограммов. Задний диван? Мы ведь не в такси работаем — вон из машины! Минус 26 килограммов. Итого 43 «кэгэ». Немало! Но и не только ради такого облегчения мы вооружились отвертками!
Идем дальше — панель пола (1,7 кг), резиновые коврики (аж 6 кг!), дверные панели с шумоизоляцией (2,3 кг одна дверь) и «брызговики» (850 гр). В сумме уже 56 килограммов. Все равно неубедительно!
И тут Остапа понесло. Мы решили, что второй раз разбирать и собирать Лиф будет неправильно (перспектива появления новых скрипов и бряков не радует), поэтому гулять так гулять. Дальше в ход пошли двери — и вот тут снижение массы уже оказалось веселее. Передние двери потянули на 29 килограммов, а задние — на 24. Суммарно 161 кг!
Но это ладно — как удобно без дверей! Посадка-высадка — что в твой правительственный лимузин. Чтобы выразить негодование другим участникам движения, не нужно открывать стекла и махать кулаком. Можно просто махать кулаком. Удобно кофе на вынос получать. Но то в чистом и сухом сервисе, как будет под хмурым приморским небом, узнаем чуть позже.
Пятую дверь тоже демонтировали — 26 килограммов долой. А заодно и камеру заднего вида — теперь внутрисалонное зеркало заднего вида стало именно зеркалом, а не дисплеем, на который выводится картинка с заднего, простите, глаза. Кстати, обзорность от облегчения заметно ухудшилась — в нашем электромобиле, после «линьки» больше напоминающем багги, осталось только одно зеркало, ибо боковые покинули машину вместе с «калитками». Добрые товарищи тут же соорудили автономное зеркало для обзорности — косметическое и с пластиковым черенком. Спасибо, друзья, век не забуду.
Кстати, на профильных форумах сказали, что у ZE0 и ZE1 передние двери один в один и полностью взаимозаменяемы. Мы проверили — так и есть! Болтик в болтик! А заодно проверили, насколько алюминий крылатый — разница со стальной дверью от ZE1 составила четыре кило. А вот разница в стоимости такой двери уже гораздо больше, чем четыре «килорубля». Так, на AZE0 б/у двери продаются от 7000 до 15 000 рублей, а на ZE1 — около 35 000… Осталось выяснить, взаимозаменяемы ли пластиковые панели. Если да, то в случае кузовного ремонта вот вам бесплатный (ну как бесплатный — тысяч на 20!) лайфхак.
Последним пал капот — долго сомневались, снимать его или нет. В итоге решили, что 13 килограммов — это тоже масса (а в сумме уже набежало два центнера!). Ну а чтобы уберечь подкапотное пространство от влаги (хотя бы чуть-чуть), мы сделали ультраоблегченную версию капота с использованием наноцеллофана и ребрами жесткости из скотча. Правда, все это выглядело не очень надежно и была высока вероятность ослепнуть от внезапно задранного встречным потоком воздуха целлофанового капота. А сделать капот «по-жигулевски» — откидывающимся вперед, навстречу светлому будущему — мы не смогли.
Дабы хоть как-то оградить пилота всего этого мероприятия от невзгод природы, передние двери тоже сделали целлофановыми. А чтобы сотрудники ГИБДД в случае чего не пожурили за тонировку (пленка не по ГОСТу!), даже сделали окошечки.
На этом мы остановились — лобовое снимать не стали, схема «волосы назад» уже выходила за рамки здравого смысла (а все остальное не выходило).
После снятия оперения осталось удалить все концевики (система, видите ли, жаловалась на то, что Leaf нараспашку), не обращать внимание на постоянно горящий сигнализатор «слепой» зоны (зеркал-то нету) и какую-то лампочку «общего безобразия» на панели.
Все! Nissan Leaf ZE1 Lite к пилотируемому полету готов!
Пока Leaf в сервисе страдал кузовным эксгибиционизмом, мы его, разумеется, подзарядили до 100%, и перед стартом испытаний борткомпьютер показывал 249 километров до разряда. Температура батареи +22 градуса (а на улице едва +15). Маршрут выбрали стандартный (с учетом сети покрытия электрозаправок еще и безальтернативный): Владивосток — Уссурийск — Владивосток.
Первые впечатления — Лиф резв! По ощущениям ускоряется машина бодрее, торможение тоже эффективнее. Ну и шумно, конечно — резина шумит, машины шумят, улица шумит. Звукоизоляция ни к черту! А, стоп, мы же без дверей…) Тогда отметим, что кузов.. эмм… недокабриолета, недоландоле или переродстера — не знаю, как точнее — наполняет салон свежими запахами лета, костров и придорожного общепита.
Но шумно невероятно — при 60 км/ч создается полное ощущение, что мчишь на байке. Если бы сняли еще лобовое, щеки бы точно парусили. Нанокапот при первом же разгоне вздулся куполом, из-за чего впоследствии его таки пришлось снять, потому что он стал скрывать от взора ямы на дороге.
Автопилот (кстати, вот кому реально до лампочки, что там с кузовом — лишь бы датчик на носу работал) выставили на 70 км/ч (быстрее ехать просто страшно, и вихри враждебные по салону начинают летать) и покатили.
Но недалеко — нас достаточно быстро и ожидаемо приняли сотрудники ГИБДД — один экипаж, стоявший у обочины, голого Лифа проигнорировал, а вот мобильный экипаж просто не мог проехать мимо…
— А что, у нас так ездить можно?
Нельзя… Корячилась статья 12.2 КоАП, но оперативно приделанный на крышу задний номерной знак поменял одну циферку в статье (12.1) и один нолик в штрафе — 500 рублей вместо 5000… Но — никаких гарантий, до следующего экипажа. Учли, осознали, поехали дальше — гештальт надо завершать.
Пока ездили за номером, я таки решил установить опциональный пакет «Двери из пакетов» — но без… как бы правильнее сказать… без стекол. 😊 Потому что изначальный вариант с бойницами был совсем небезопасным с точки зрения обзорности.
В дождь, увы, расход энергии существенно увеличивается, поэтому уже через 20 километров после первого старта на табло загорелись 216 км до заправки (в режиме Eco). Двери стали «впучиваться» вовнутрь, но худо-бедно защищали от сквозняка в ногах. От проезжающих мимо фур, правда, они не спасали — становилось еще более ветрено и мокро…
Вскоре подоспела поддержка неравнодушных товарищей — местный гонщик (на повседневку использующий Prius) привез шлем (безопасность!) и балаклаву (тепло!). Отчего эксперимент стал больше походить на профессиональный.
После 70 километров пробега система показала расход 7,4 км/кВтч и расстояние до ЭЗС 182 километра. Оптимистично!
Полиэтиленовые двери очень быстро пришли в негодность, растрепались и сделали и без того жутковатый облик Leaf еще более франкенштеистым. Пришлось снять. А между тем они реально спасали от лишних завихрений! Опустились сумерки, дождь не переставал поливать, температура стала ниже, и энтузиазм, даже несмотря на оптимистичные цифры на табло, начал понемногу гаснуть. Мокрым в салоне уже было все, включая меня, поэтому когда я въезжал на остров Русский и на панели загорелись прочерки (к этому моменту мы проехали уже 224 километра), я даже обрадовался — эксперимент подходил к концу.
LeafSpy предсказал пробег 18 километров до состояния черепашки, и по факту мы проехали даже больше — 22,5 километра. Итого общий пробег составил 252 километра (время в пути пять с половиной часов, средний расход 7,3 км/кВтч).
Учитывая, что AZE0 c 40-киловаттными батареями демонстрируют расход до 8,5 км/кВтч, а мы еще и в дождь ехали, то к сегодняшнему пробегу можно смело плюсовать процентов 15. То есть Leaf ZE1 с минус 210 кг снаряженной массы в сухую погоду должен проезжать около 290-300 километров на полном заряде. Звучит столь же заманчиво, как и «сбрось три кг за семь лет тренировок!».
Но мы сделали все, что могли. Теперь Leaf просушен, собран и ждет… Точнее, уже побаивается того, что его ожидает.
Смотрите видео о том, как мы разобрали полмашины и в дождь поехали проверять, что получилось.