Прежде чем заниматься экспериментальными заездами, о которых мы расскажем в следующем выпуске, для начала решили исследовать рынок станций CHAdeMO (очень быстрая зарядка) — насколько целесообразно заказывать «домашние», или мобильные станции быстрой зарядки, а тем более мастерить их самостоятельно, какие варианты есть на рынке, каков порядок цен и при каких обстоятельствах вообще нужно задумываться о собственной электрозаправке.
Когда мы впервые задались таким вопросом и озвучили его публично, специально обученные люди сразу махнули рукой — мол, бросайте это бессмысленное дело, не стоит оно того. Дорого, муторно, невостребованно. По крайней мере, на Дальнем Востоке, где есть официальные CHAdeMO, причем с приемлемой картой покрытия.
Но страна-то у нас немаленькая, поэтому то, что непонятно или не нужно на востоке, может оказаться актуальным на западе или юго-западе (или — чем черт не шутит! — на севере). Так что первым делом открываем поисковик… Да уж, дорогая штуковина! На AliExpress цены только стартуют с отметки в несколько тысяч долларов (и то — при оптовой закупке в пару десятков станций). Розничные цены — не менее 3500 долларов за самый популярный китайский бренд станций быстрой зарядки Setec Power. И это речь идет о самых маломощных мобильных CHAdeMO на 10 кВт, от которой наш 40-киловаттный Лиф будет «быстро» заряжаться за несколько часов. А более или менее мощная станция на 17–20 кВт, которая оправданно может называться «быстрой», обойдется в пересчете на рубли тысяч в четыреста.
Тем не менее при такой некислой стоимости в окрестностях Владивостока нашлись обладатели таких станций. С одной из них, производства китайской фирмы Setec Power (к слову, большинство предложений подобных девайсов именно китайского происхождения), нас познакомил Артем.
«Отбивает ли зарядная станция свою стоимость? Скажем так, есть нюансы. Зависит от того, насколько дешевая энергия в том месте, где располагается станция, есть ли аренда площади, на которой находится зарядка, и насколько она высокая. Ну и локация, разумеется, имеет значение — от этого зависит количество клиентов. Если речь идет о коммерческом использовании.
Цены на станции кусаются, причем по большому счету основную стоимость составляют контроллер и разъем с проводом. Остальные комплектующие стоят относительно недорого».
Удивительно, но китайцы до сих пор не делают недорогих аналогов разъемов — только «вилка» с проводом обойдется в 50 000–70 000 рублей. С чем это связано — непонятно. Возможно, дорого потому, что такие разъемы — промышленная вещь, подлежат лицензированию, и контрафакт никто не рискует выпускать. Так себе версия, конечно, но тот факт, что даже «подпольные» разъемы, распечатанные на 3D-принтерах, стоят под 800–900 долларов (без учета доставки из США), говорит о том, что вряд ли в ближайшее время повезет увидеть на рынке какое-то бюджетное предложение.
«Можно, конечно, попытаться и самим собрать, но затея не самая перспективная. Мне известен случай, когда горе-умельцы собрали-таки станцию и спалили автомобиль. В промышленных масштабах производить станции пока бессмысленно — спроса нет. А поштучное изготовление сделает цену неподъемной. Опять же, у станций заводского исполнения есть какая-то защита и гарантия, а у самопальных нет».
Сложность самостоятельной сборки станции зарядки постоянным током даже не столько в том, что сами по себе компоненты недешевые, сколько в том, что Leaf ежесекундно «общается» со станцией, обмениваясь информацией по CAN-шине. То есть мало собрать станцию и укомплектовать ее — нужно еще хакнуть CAN-шину, найти протокол CHAdeMO для нее (в свободном доступе его нет, да и за деньги найти непросто), и тогда, если не умер талант программиста, можно попробовать все это дело подружить с машиной. Кстати, есть такой протокол CHAdeMO, который и сам Leaf превращает в источник питания.
«Но таких умельцев днем с огнем не найти, поэтому мы пришли к выводу, что проще взять готовое решение. У нас есть два варианта: стационарный, на 18 кВт, и мобильный — на 7 кВт. Мобильную станцию можно возить с собой и быстро (относительно бытовой электросети) заряжаться где угодно. Ну… Почти где угодно — нужна трехфазная розетка 380 В с заземлением. Как правило, в придорожных кафе они есть. Иногда можно подключить прямо к щитку.
У стационарной зарядки обязательно должен быть модем и интернет — без биллинга она просто не включится. Мы используем простенький ZTE и сим-карту МТС. К слову, проблемы возникают исключительно с этим звеном. По работе непосредственно электрических компонентов вообще никаких нареканий нет — сила тока в норме, блоки не перегорают, в том числе благодаря вентиляции. Особой пылевлагозащиты у корпуса нет, от осадков спасает козырек из поликарбоната. А вот связь регулярно, как говорится, отваливается. В приложении “Росток” в таком случае станция на карте горит серым цветом — повод задуматься, прежде чем ехать сюда заряжаться. Иногда помогает принудительная перезагрузка всей станции, главное потом — не забыть повернуть аварийный тумблер в начальное положение.
Поскольку по закону физлица не могут являться поставщиками электричества, то и продавать его, соответственно, не имеют права. Поэтому мы лишь “оказываем услугу быстрой зарядки”. По поминутному тарифу. В среднем 4 рубля за минуту. Так, 24-киловаттный AZE0 за 15 минут и 60 рублей может “залить” 5 кВт⋅ч и обеспечить себе хороший запас хода не на один десяток километров. Но покиловаттная торговля была бы, конечно, выгоднее».
Кстати, система «Росток» как раз объединяет и всех владельцев электромобилей, и владельцев частных электрозаправочных станций CHAdeMO. Можно даже попробовать зарабатывать, если внести в систему свою станцию, выбрать тариф (абонентская плата либо процент от выручки) и принимать клиентов. Если в среднем взять 100 рублей за одну 25-минутную «экспресс-зарядку», то (без учета аренды) она принесет около 70 рублей (при стоимости 3 рубля за кВт⋅ч). Получается, нужно порядка 5700 зарядок для того, чтобы станция окупилась за год. То есть в среднем не меньше 15–16 зарядок в день.
Мы тоже внесли свои (ну почти свои) рубли в эту систему, «подсосав» немного электричества из Setec. И могли бы внести и больше, но минут 20 искали сигнал сети. Получилось только после перезагрузки. И тут вышла неразбериха: станция показывала 17–18 кВт, приложение «Росток» — 13,7, приборная панель — 12, а LeafSpy — 13… В среднем по больнице —14 😊 При таком графике Leaf сигнализирует о том, что полная зарядка подобными темпами займет два часа.
А что насчет отечественных производителей? Держава не подкачала! Рязанская компания «Силовая электроника» сделала свою версию мобильной станции быстрой зарядки CHAdeMO. В народе ее прозвали, как и следовало ожидать, «Рязанкой». Стоимость у нее гораздо привлекательнее, чем у китайских аналогов (около 300 000 рублей). Вообще, предприятие несколько лет назад строило оптимистичные планы по налаживанию выпуска стационарных станций экспресс-зарядки, в том числе 300-киловаттных, для зарядки столичных электробусов, которые должны были наводнить Москву в несметных количествах. Кроме этого, были наполеоновские планы по запуску программы «В каждый московский двор — по зарядке!», но в Нью-Васюках прогресс как-то замешкался и программу свернули. Так что пока только «Рязанка».
Да, внешний вид никогда не был визитной карточкой продукции российских предприятий — «Рязанка» напоминает скорее сварочный аппарат со «шлангом» средней длины и внушительного диаметра. Но все-таки не ради промышленной красоты этот аппарат делали. «Рязанка» также имеет три режима мощности — 11, 22, 25 кВт, она оборудована счетчиком, фиксатором заправочного пистолета — и все. Святая простота! Но, как уже говорилось выше, вся суть CHAdeMO-станции — в работе контроллера. Сразу после начала зарядки станция делает экспресс-диагностику системы, определяет состояние батареи, решает, сколько мощности нужно подавать.
В нашем случае аппарат сразу врубил ток 61 А (это почти максимальный показатель для «Рязанки» такой мощности). Кстати, рязанская «чадемо» показывает только силу тока и напряжение, никаких других данных нет, поэтому количество подаваемого заряда можно отслеживать только через бортовое меню или через LeafSpy. Приборы показали 22 кВт, «лифспай» зафиксировал цифру 22,3 кВт.
Зарядка через «Рязанку» происходит в щадящем режиме — если батарея печальная по показателям SOH, станция зарядит ее в лучшем случае до 85%. Потом либо вообще заряд прекратится, либо будут малые токи. Чем лучше состояние батареи, тем ближе к 100% будет подходить заряд при быстрой зарядке.
По словам Олега, владельца «Рязанки», все чаще встречаются свежие Лифы с 40-киловаттными батареями, у которых SOH не превышает 90% — владельцы злоупотребляли быстрыми зарядками, что сильно изнашивало батареи. Кстати, и греется «сороковка» тоже больше, чем «тридцатка» или на 24 кВт — это тоже может сказываться на ресурсе. И это даже при зарядках на станциях с 50 кВт мощности (как на РусГидро). Жидкостного охлаждения высоковольтной батареи, как на Тесле, у Leaf нет, поэтому экспресс-зарядки бóльших мощностей будут губительны для батареи. Так что 22 рязанских киловатта — вполне себе компромисс между оперативностью зарядки и ресурсом ВВБ.
Кстати, о температуре батареи — в рамках одного эксперимента нам пришлось самим убедиться в одной неприятной особенности батарейки нашего Лифа… Но об этом мы расскажем в следующем выпуске.
Видеоверсия отчёта. Подписывайтесь на канал, там будут регулярно новые видео.