И все бы ничего, если бы была соответствующая инфраструктура. На западе России автомобильные СМИ и блогеры уже давно облюбовали маршрут Москва — Санкт-Петербург в качестве тестового, чтобы лишний раз поглумиться над скоротечностью электромобильных путешествий. Под раздачу попадают и Jaguar I-Pace за шесть миллионов, и Tesla за девять. При этом станций быстрой зарядки на «Ленинградке» достаточно — по крайней мере, они там есть.
А что по ту сторону от цивилизации? Подержанный Nissan Leaf за демократичные 1 700 000 рублей и 15 станций быстрой заправки на 13 миллионов кв. км от Урала до Тихого океана. Так стоит ли устраивать состязания федерального масштаба в таких условиях?
Что за вопрос — конечно! Движимые не тщеславными порывами установить рекорд по расстоянию путешествия на электромобиле, но жаждой романтики, мы решили — не стоит ждать зиму, пора выдвигаться в путь. Мы уже давно оставили попытки установить рекорд по пробегу на одном заряде — тем более цифра 376 километров, неожиданно установленная китайским JAC iEV7S, кажется недостижимой. Даже на 15-дюймовых колесах, даже в облегченном виде.
Что ж, тем интереснее путешествие на электромобиле в обычном, штатном режиме. Представим, что это такой вариант автостопа, в котором можно бесплатно проехать неограниченное расстояние, а сам электромобиль выступает этакой палаткой, в которой в любое время можно заночевать и не промокнуть под дождем. Ну или если вдруг не хватает денег на железнодорожную «сетку» или автовоз.
И начали мы свое путешествие вальяжно. Нет бы встать пораньше и с первыми лучами солнца уже рассекать воздух по загородному шоссе со скоростью этак 80–90 км/ч! Но нет, мы выехали в час дня. Ну как выехали — выстояли. Где-то на полпути в Уссурийск велись ремонтные работы (хорошо) и случилось ДТП (плохо). В сумме эти факторы заставили простоять в жуткой пробке больше трех часов. Даже несмотря на то, что в пробках Leaf себя чувствует гораздо комфортнее своих бензиновых собратьев, план мероприятия все же сдвинулся — если не энергетический, то временной точно.
Когда проезжали мимо указателя «Хабаровск 674 км», автоматически сработал грустный переводчик с русского на электромобильный — «до Хабаровска осталось три заправки и два дня». Поэтому если большинство тех, кому надо в Хабаровск, мимо Уссурийска едут прямо, то мы, люди «чадемозависимые», вынуждены были зарулить на ближайшую станцию зарядки, ибо следующие полтысячи километров ничего, кроме бытовой электросети, Лифу не светит.
Но не тут-то было! Оказывается, есть еще в Уссурийске электромобили помимо нашего! Один из них буквально на минуту опередил нас и занял станцию. Но не заряжался. Александр — так звали водителя — новичок, купил Leaf недавно. И впервые столкнулся с тем, что CHAdeMO не работает. Но мы-то уже знаем — какой-то нерадивый лифовод аварийно выключил станцию с помощью кнопки, но не вернул ее в нейтральное положение. Мы реанимировали станцию, а заодно поведали Александру о нашем трипе.
«Я из Уссурийска, мне есть где заночевать, а вам еще до Хабаровска пилить… Заряжайтесь первыми, я подожду», — великодушно уступил нам Александр. А мы взамен (и уже по традиции) англифицировали приборную панель его Лифа. 1:1
Но Александр все-таки сделал счет 2:1 в этом поединке полезностей и поделился приложением PlugShare, на котором можно видеть карту всех заправок (официальных быстрых зарядок, частных и даже тех, где просто можно подзарядиться от трехфазной сети — платно или за спасибо).
Зарядились почти «под крышечку» — до 97%. За бортом 14 градусов, температура батареи приемлемая — 29,7. Во время летнего эксперимента (когда тестировали Leaf в боевом режиме) именно после быстрой зарядки в Уссурийске с последующим форсажем мы умудрились перегреть батарею. В этот раз все спокойнее во всех смыслах — и скоростных, и температурных.
Далее сверяем легенду маршрута — до Лесозаводска 269 километров и примерно 3,5 часа хода (по прогнозам борткомпьютера). В среднем мы обычно проезжаем 250–260 километров, а в спокойном загородном режиме и вовсе 290, так что должны уложиться. В крайнем случае, как утверждает приложение PlugShare, в Спасске, до которого 137 километров от Уссурийска, есть трехфазная розетка. Времени она не сэкономит, но хотя бы не даст пасть смертью разряженных.
Но в Спасск заезжать не пришлось. Ближе к часу ночи мы уже подъезжали к Лесозаводску. В лучших традициях экономичной езды компьютер показывал расход 7,5 километра на 1 кВт, и у нас в запасе было еще 23 километра. Но к родственникам, у которых планировалась ночевка/зарядка, путь оказался тернистым и извилистым. Порой приходилось даже проезжать под железнодорожными путями практически вброд — благо гидроудар Лифу не светит.
Во двор Leaf въехал на 1% заряда и остатке пробега 6,5 километра — филигранная работа! Опыт не пропьешь, как говорится. А вот сколько при таком разряде он сумеет впитать за ночь от обычной сети — вопрос другой. В любом случае утро вечера мудренее.
В 08.30 мы готовы были продолжить наше турне. Лиф к рассвету вобрал в себя заряда на 56% и 152 километра. Негусто, но заряжаться до 100% до самого обеда в планах не было — поехали! Разберемся уже по ходу.
Проехали от стелы Лесозаводска 144 километра и на подъездах к Дальнереченску почти разрядились вместе с Leaf — пришлось останавливаться на кофе-брейк. И тут — вот она, великая сила медиаресурсов! — мимо нас промчал грузовичок, который вскоре развернулся и подъехал к нам. Водитель — Роман — признался, что узнал нас, что читает наш блог, что электромобильчик у нас прикольный и что он готов протащить нас километров 20.
От этого мы никогда не откажемся! Но без злоупотреблений. Включили «коробку» в режим D и помчали, лишь пару раз переключаясь на D+ECO и на B. В режиме D эффективность рекуперации примерно 30%, D+ECO — 50%, В — 60–65%, e-Pedal — 75–80%.
«Иногда вообще не тянет», — пожимает плечами Роман. Это потому что иногда мы включали В. 😊
Остановились, выработали стратегию буксировки.
«Давайте так — в горку включайте просто D, на равнинах можно D+ECO, а с горки вообще можно на В», — скоординировал нас благодетель. «Е-педалью» решили не пользоваться, потому что она для такого грузовичка практически как ручной тормоз.
Встреча «на галстуках» привнесла в батарею Лифа аж 79% заряда. Мы даже подумали, что с помощью e-pedal можно подрабатывать на горных перевалах тормозами для фур.
Попрощались с Романом и помчались навстречу 5000-рублевому городу, до которого, по заверениями навигатора, осталось 268 километров. Борткомпьютер Leaf сообщил, что нам нужно «всего-то» четыре часа, чтобы от обычной розетки подзарядиться до 100%, тогда точно хватит. Мы вняли и вскоре остановились в кафе со звучным названием «Аппетит», где вместе с нашей «электричкой» сели подкрепиться. Трапезничать пришлось очень вальяжно, чтобы Leaf хоть как-то подзарядился. Получилось — и уже в темноте мы наконец-то добрались до Хабаровска.
Итого стенограмма поездки Владивосток — Хабаровск оказалась такой: Владивосток — Уссурийск (быстрая зарядка до 97%) — Лесозаводск (медленная зарядка до 56%) — Дальнереченск (70 километров на буксире) — Хор (медленная зарядка 20%) — Хабаровск.
Наверное, никто еще так не радовался этому городу, как мы. Табло зафиксировало пробег 778 километров, 17 часов в пути. И 3,3% SOC.
Подъехали к хабаровской CHAdeMO (эх, наступят когда-нибудь времена, когда нужно будет уточнять, на какую именно CHAdeMO мы приехали, но пока все так — именно на хабаровскую), по-дружески разогнали все PHEV и AZE0, попутно OBDав приборную панель AZE0 английским языком, и стали мониторить стоимость железнодорожной сетки из Хабаровска во Владивосток. Первоначальный план не предполагал возврата на малую родину своим ходом. Да и мы как-то уже притомились от такого вояжа.
Железнодорожную перевозку нам насчитали в районе 8000–12 000 рублей, проезд поездом в купе — 4800 с человека. И все бы ничего, но Анатолий, наш драгоценный оператор, забыл взять с собой паспорт, поэтому поезд автоматически отменился. При этом тащиться за 3200 рублей автобусом (10 часов) тоже несильно хотелось. Вздохнули, решили, что придется возвращаться своим ходом. Тем более на сэкономленные 14 000–20 000 можно, знаете ли, недурно прокутить где-нибудь в Лесозаводске. Но нет, Leaf — это про экономию. С этим невеселым посылом мы развернулись и двинулись обратно во Владивосток.
И вот обратная дорога далась нелегко. Ночью выручала система контроля за разметкой. Пару раз машина действительно одергивала. Дабы не рисковать, остановились в ближайшем местечке с почти киношным названием «Поворот» (туда) в 220 километрах от Хабаровска.
Переночевали в элитном четырехместном «люксе», пока Лиф заряжался до 50%.
В Дальнереченске нас снова взял на поруки Рома на своем грузовичке (Роман, лучи добра тебе!), благодаря чему мы за 110 километров нарекуперировали энергии аккурат до Уссурийска. Ну а там уже по старой схеме.
Подходит ли Leaf для дальних вояжей? Ответ очевиден, но нам было интересно, насколько вообще реально и быстро можно передвигаться между городами. Реально. Но небыстро. Так что для людей романтичных, любящих путешествия во всем их разнообразии, а также обладающих большим количеством свободного времени, — вполне себе вариант скрасить серые будни. Попробуйте, вам понравится.