Я художник, я так вижу — оправдывался венецианский маньерист Паоло Веронезе перед приемной комиссией за вольности в полотне «Тайная вечеря». И ведь было за что: мало того что позаимствовал название картины у великого да Винчи, так еще и нарисовал с полсотни непонятных персонажей… Автомобильный дизайнер по сути тот же художник, у которого тоже есть свое видение искусства. Так что да — этих дипломированных специалистов тоже временами заносит в кювет. Проще всего подметить творческое инакомыслие, когда мастер творит не с чистого листа, а перерисовывает уже существующий «портрет». В автомобильном мире это называют рестайлингом или фейслифтингом. Представляем вашему вниманию десятку самых неудачных работ.
Предполагаем, что в случае с обновленной Октавией не обошлось без изрядной порции алкоголя, потому что по-трезвому так испортить «мордашку» популярного лифтбека едва ли возможно (шутка). К счастью, кардинальным изменениям подверглась лишь фронтальная часть автомобиля. Удивительно, но неудачный рестайлинг не подкосил продажи модели. Однако теперь как-то беспокойно за внешность новых BMW.
Было/стало
Сказать по правде, SX4 второго поколения и до рестайлинга не был красавцем, а уж после и подавно. Ты ненакрашенная страшная и накрашенная… А ведь планов на модель у японцев были полные карманы. По замыслу создателей, кроссовер предназначался тем, кто совмещает семейный быт с активным отдыхом. Однако дизайнеры из Страны восходящего солнца дважды наступили на некрасивые грабли. Все-таки зря они отказались от помощи итальянцев.
Было/стало
В 1997-м популярная Corolla наконец-то порадовала потребителя симпатичной «мордашкой». Продажи пошли вверх. Однако уже через пару лет японцы решили, что негоже автомобилю под брендом Toyota иметь столь легкомысленный вид, и перерисовали Короллу согласно фирменным стандартам и тараканам в собственных головах. Продажи пошли вниз. У нас фейслифтинг малолитражки и вовсе обернулся закрытием модели до следующей пересменки. А ведь все так хорошо начиналось!
Было/стало
Highlander расположился по соседству с Короллой. Но на этот раз дело не в фарах, а в радиаторной решетке. Или это гриль? А может, лист профнастила, обрезанный по форме трапеции? Как бы там ни было, выглядит сей элемент, мягко, говоря спорно. Любопытно, но после неудачной «пластики лица» мировые продажи Хайлендеров выросли на 10%. В России кроссовер и вовсе напугал конкурентов утроением результатов. Но это лишний раз подчеркивает, что у каждого правила бывают исключения. Если никого не боишься, значит, ты самый страшный.
Было/стало
Не сказать, что ГАЗ-31029 вышел уродцем… он получился просто никаким. Особенно дизайнерская безвольность была заметна на фоне автомобиля-предшественника — ГАЗ-24. Поговаривают, что пузатые чиновники запретили выпускать номенклатурный седан 3102 в массы, и стесненные в оборотных средствах горьковчане просто заткнули пробоину в модельном ряду наспех слепленной новинкой. За что боролись, на то и напоролись.
Было/стало
В постсоветские годы у ГАЗа с «Волгой» вообще как-то не задалось, достаточно упомянуть не дошедшие до массового тиража 3105, 3103, 3111 или провальный Siber. Но мы концентрируем внимание читателя на еще одном неудачном рестайлинге «двадцать четверки» — модели 31105 (фото ниже). Слава богу — последнем. В 2008-м архаичную конструкцию середины прошлого столетия наконец-то закопали, поставив крест.
Добрались до середины, пора передохнуть и вспомнить, что же такое рестайлинг и зачем он нужен. Словечко английское (restyling), означающее модернизацию или смену стиля. По сути — это омолаживающая процедура, призванная подогреть интерес к устаревающей модели. Сделать ее внешность более современной и ликвидной в глазах потребителей. Но это в теории, а на практике зачастую происходит обратный эффект. Продолжим…
С Саабом случилась та же история, что и с «Волгой»: при отсутствии средств на разработку новой модели производитель выжал последние соки из устаревшей конструкции путем кое-как сделанной модернизации. Но если к обновлению технической начинки у нас вопросов нет, то внешность шведских «самолетов» получилась откровенно уродливой. Создается впечатление, что фейслифтингом занимались не заводские специалисты, а тюнинговая фирма среднего уровня, которая и украсила стильные в прошлом седан и универсал дешевой хромированной бижутерией. Не беремся утверждать, что именно это стало началом конца легендарной марки, но репутация «девять пятого» оказалась основательно подпорчена. Короче — долетался.
Было/стало
Как раз тот случай, когда от дизайнеров требовалось одно: ничего не менять. Французский хот-хэтч и без того был прекрасен. Красив, сбалансирован и чертовски быстр. За что почитался как любителями, так и профессиональными гонщиками. Clio R.S. вполне мог бы стать культовой «зажигалкой» уровня Golf GTi, если бы в 2010-м не вышла его обновленная версия со стайлингом а-ля «Тупорылая акула». И хотя благодаря усилиям специалистов отделения Renault Sport, поколдовавших над шасси, «эр-эска» стала еще быстрее, любовь фанатов было уже не вернуть.
Было/стало
Среди итальянских марок Fiat всегда выделялся особым подходом к дизайну своих автомобилей. Достаточно вспомнить Ulysse, 500L или Мультиплу. Однако милашку Панду образца 2003 года упрекнуть в безвкусице было трудно. Автомобильчик размером с обувную коробку радовал и внешностью, и технической начинкой. А также наличием внедорожной версии 4х4 с блокировкой заднего дифференциала. И как же обидно, что именно этот малыш, опередив сородичей, запрыгнул на третью ступень нашего хит-парада. В стремлении подчеркнуть внедорожный потенциал малолитражки фиатовские художники скрестили медведя с обезьяной. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку.
Было/стало
Хитросплетение прямых линий, острые углы… Куда только смотрел Петер Шрайер?! Пусть глава дизайн-центра Hyundai/Kia уже давно не рисует серийные автомобили своими руками, но последнее слово-то всегда за ним. Похоже, 66-летнему немцу действительно пора на пенсию. Удручает тот факт, что случай с Элантрой не разовая ошибка, а системный сбой — это новый фирменный стиль корейской марки. Sonata и Santa Fe выделяются тем же геометрическим хаосом, но именно компактная Elantra получилась особенно страшненькой. С испугом ждем обновленные Solaris и Крету.
Было/стало
Великий DS 19 изначально обладал совершенными формами — ни убавить ни прибавить. Поэтому когда в 67-м появилась обновленная версия легенды с «четырехглазой» оптикой, лица французов скривились от разочарования: что за merde?! Однако авторитет модели оказался настолько высок, что даже в таком виде «дэ-эс» продержался на конвейере до 76-го. Ну а как иначе, если почти такой же седан вывез из под обстрела де Голля и его супругу. С простреленными колесами и 14 пулевыми отверстиями… Пуленепробиваемая реклама!
Было/стало
Стоит учитывать, что рейтинг весьма условный. Во-первых, объективно выбрать наиболее уродливый автомобиль из десяти еще более уродливых просто невозможно. Во-вторых, у каждого свое видение на этот счет, и наверняка многие читатели перетасуют предложенный нами пул на свое усмотрение, а кто-то даже усилит его еще десятком позиций. Подобная инициатива даже приветствуется: высказывайте свои мнения в комментариях, прикрепляйте фото.
Однако мы не приемная комиссия, и уж тем более не инквизиция, которая почти полвека назад обязала уважаемого Паоло Веронезе переделать картину под более привычные византийские шаблоны. По сути — сделать внеплановый рестайлинг своего полотна. Так что не будем судить автомобильных дизайнеров за инакомыслие. Они ведь тоже художники, они так видят.