Как и любое цунами, волна эта нанесла урон крупным игрокам, но далее последовал «отлив», «зеленую повестку» слегка отодвинули в сторону и снова вернулись к классическим моторам на углеводородном топливе. И тут в Китае решили, что хватит поблажек размножившимся электрическим стартапам, и отобрали «пряник» у отрасли — теперь каждый сам за себя. А что Россия? Мы в этом глобальном переделе промышленности выступаем лишь как наблюдатели, ведь тяжелое рождение «Атома» едва ли оказалось замеченным за металлизированной занавеской. Зато внутри страны «электрорегулировка» произошла легко и непринужденно — р-р-раз! И прощайте, народные Лифы и гибриды. Что дальше? Мы спросили нашего постоянного гостя электроблога Артема Тюменцева, который, подобно серферу, вынужден кататься на всех этих постоянных волнах перемен, чтобы не быть размазанным о прибрежные рифы.
— Артем, ты у нас очень мощный тип, по крайней мере в нашем регионе. Сколько у тебя сейчас машин «заморожено» для получения льготного режима по оплате «утиля»?
— 23 автомобиля. На год заморозил. То есть в течение этого времени я не могу их выставить на продажу, чтобы не попасть на выплату огромных платежей по утильсбору.
— Какие?
— «Еноты», Сирены, один Levorq, один Yaris и четыре Лифа.
— То есть ты набрал всего по чуть-чуть?
— Ну это уже остатки. Всего в моменте было 60.
— Мы хотели к тебе обратиться все-таки больше по электрическому вопросу, как к человеку сведущему. Какие «электрички», которые ввозили в Российскую Федерацию, были самыми популярными? Сколько стоили и сколько теперь стоят с новым «утилем»?
— Практически все «электрички» выросли в цене на сумму 1,8 млн рублей. Все абсолютно, которые с мощностью больше 80 лошадиных сил «по тридцатиминутке». Это почти весь полноприводный сегмент — Зикры, Лисяны и прочее. Это причем самый маленький шажок в цене, а с января он еще индексируется. Насколько — я уже даже не смотрел, мне уже это неинтересно. Это уже настолько большие цифры, что ты просто не рассматриваешь всякие варианты «купить подешевле и заработать даже с учетом небольшого утильсбора». Подешевле теперь не получится — это я недавно тебе рассказывал на примере BYD Leopard 3.
— Как показывает практика, сейчас люди стали реже заказывать автомобили.
— Да, я поинтересовался у всех коллег по цеху, кто занимается привозом. У них у всех просадка. Все, кто хотел и мог, уже купили. Сейчас все сидят, ждут и думают, что будет дальше. Или на «вторичке» уже покупают, кто не успел привезти. Я успел все машины перевезти, абсолютно все, что выкупил в Китае и Японии. Даже последний Levorq, который у нас приехал, 30 ноября разгружался — тоже успел. Я был удивлен, поскольку таможил сторонний брокер, но все прошло хорошо. Есть люди, которые заказывали через сервис Idubid, у них несколько судов не пришло, на которых было много машин.
— А из-за чего? Просто очередь?
— Не успели. Они вроде как даже пришли в порт, но им не дали выгрузиться. Поэтому там кому-то будет возврат, кому-то еще какие-то варианты предложат. Вроде как не бросают людей, все нормально.
— Возврат в каком смысле? Обратно отправят?
— Их уже отправили обратно. И частично будут возвращать деньги. В том числе через будущие покупки.
— Получается, настолько сейчас невыгодно покупать, что проще отправить обратно?
— Людям предлагали частичное возмещение «утиля», потом предлагали через будущие покупки вернуть остаток. Это, конечно, все хорошо, но ты одну машину заказал, на которую 2,0 млн утильсбора наложилось. По 200 тысяч за каждую последующую машину будут компенсировать, это ты еще десять машин должен у них заказать. А тебе одна нужна. Ты же не станешь резко дилером и не начнешь все машины продавать, правильно? Даже крупным фирмам это неудобно. Они 20 машин привезли, и представь, на 20 растаможенных машин миллионы «утилей» сверху. И вот ты сколько будешь выбирать эти десятки миллионов? 100 машин должен привезти и продать, а сейчас идет спад рынка. И что будет дальше — неизвестно.
— Все ранее популярные «электрички» канули в Лету…
— В основном это, конечно, Nissan Leaf. Народный японский автомобиль, надежный, как автомат Калашникова. Они были простые, недорогие. Ты ездишь на нем и не паришься. Да, батарейка может сдохнуть. Но ты ее перепаковал — и ездишь дальше. У тебя нет там каких-то других глобальных проблем с этим электромобилем. Но сейчас придется перестраиваться на Китай. Потому что из Японии осталась только Nissan Sakura. Это кей-кар электрический. Вот у него мощность меньше будет, чем заградительная. И все, пожалуй. А из Китая там хотя бы какой-то выбор есть.
— Возможно, китайцы сейчас еще под нас подтянут показатели?
— Всякое может быть. Мы уже нашли, наверное, штук десять вариантов. Вот, Nissan Ariya как раз осталась. У меня штук пять едет. У них есть комплектация аккурат в 45 киловатт. Это 60 «лошадей». Так что они проходят. Причем двигатель как в Японии, так и в Китае одинаковый. Когда я в Японию ездил, взял брошюрку. Там именно 30-минутная мощность указана 45 кВт. И также брошюру взял на Leaf — там 90 кВт. Поэтому Арии (точнее, ее покупателям) просто повезло. Это стечение обстоятельств, не иначе. Есть еще Lexus UX300, тоже проходной остается. Далее — китайская электрическая Toyota CH-R (Izoa на их рынке) тоже вроде как проходит, но мы уточняем.
— У нас их очень мало…
— Да, я даже не знаю, есть ли смысл такое возить. Ну и китайцы в ассортименте. Например, BYD Yuan Up, который вы у меня снимали как-то, он проходит только в самой бедной комплектации. Там у него мощность поменьше, максималка «целых» 130 км/ч.
— А можно купить комплектацию побогаче и помощнее, но написать в документах, что поменьше и послабее?
— Нельзя. Они по двигателю смотрят. Каждый раз у нас сейчас будут смотреть на двигатель и на его 30-минутную мощность. Мы сейчас с моим китайским коллегой ищем китайские двигатели, где есть шильдики. И там у них прямо на шильдике все написано — номер двигателя, 30-минутная мощность, это очень удобно. Это не «японцы», где вообще ничего не написано. И сейчас их будем в лабораторию предоставлять, чтобы они выставляли именно 30-минутную мощность. Но они, в лаборатории, конечно, хотят, чтобы это было все-таки по бумажным документам, по каким-то официальным каталогам. Но таких каталогов пока нет. Где они будут достоверную техническую документацию брать, пока не знаю.
— Есть ли какие-нибудь легальные способы обхода «утиля»? Киргизия, Белоруссия, Казахстан? Какие плюсы, минусы и риски?
— Один большой минус — когда это будет массово, это массово начнут и запрещать. Всеми доступными способами.
— Наверное, еще потом могут и «письма счастья» долететь задним числом…
— Если ты сюда будешь везти через эти страны, то ты можешь заплатить коммерческий «утиль» и выиграть только на пошлине. Потому что у них с электромобилей пошлина 20%, у нас 38% с «электричек». Поэтому 18% пошлины ты можешь выиграть. Но если ты хочешь реально нормальную машину, с которой тебе ничего не долетит потом, которую ты можешь продавать свободно и в любое время, то это только постановка на учет у нас. Поэтому надежнее вариант — просто искать сейчас что-то из местного ассортимента, не под заказ.
— В общем, хитровыдуманные лайфхаки все-таки не работают.
— Да, даже если сейчас какие-то мутные лазейки находят, вскоре их точно пофиксят. Просто так мы не сможем сейчас заплатить 5200 рублей по старому «утилю» и спокойно ездить здесь.
— Ожидаешь ли ты в связи с, по сути, запретом доступных «электричек» какого-то тюнинга из того, что здесь уже эксплуатируется?
— Лифы точно начнут апгрейдить. «Перепаки» уже делают, они просто более массовыми станут. Но все-таки акцент будет смещаться в сторону доступных вариантов из Китая. У них можно «электричку» купить хоть за миллион. И дешевле можно купить. Просто это будет ведро с болтами, но она будет стоить до миллиона. Я такое не хочу везти. Тот же Yuan Up — это 1,5 млн рублей. Лифы ZE-1 сейчас будут стоить примерно так же. Которые здесь, в России. Они уже поднялись в цене.
— Можно было за 1,1–1,2 млн их привезти раньше?
— У меня и по 800 тысяч были Лифы. А сейчас они просто на фоне всего этого стоят по 1,3–1,5 млн рублей. Раньше кто-то жаловался, что это было дорого, а это дешево по факту. Завтра всегда дороже, чем вчера. Цены и еще могут подрасти. Но тут уже зависеть будет от конкурентов. Если конкуренты будут сильно дешевле, Leaf будут тоже дешеветь. А пока смотрим на такие цены.
— Как, на твой взгляд, трансформируется рынок электромобилей? Будет ли дальше он развиваться? У нас инфраструктура, по крайней мере во Владивостоке, сегодня достаточно скромная. Сам весь последний год просто заряжаюсь от розетки в гараже.
— Ну, тут не знаю, зарядок же достаточно много по городу? Или ты про то, что просто электромобилей стало больше, а инфраструктура прежняя?
— Я в том смысле, что привозить будут меньше, как будто бы эта народность исчезнет, лифовская в первую очередь.
— Лифов, понятно, меньше станет, но у нас же есть местные Evolute и прочее, они как-то должны заполнить нишу. И собранные в РФ «китайцы», и китайский импорт будут заполнять. Люди все равно будут покупать машины. Просто другие. Кто хотел, не знаю, Harrier себе свежий, например, купят старый, потому что не смогут завезти по дешевке свежий кузов.
— Ну с ДВС понятно, это привычный консервативный сегмент. А если говорить именно об электромобилях. Это же хайповая тема, без подпитки зачахнет все это? Или все-таки будет какой-то выход?
— Думаю, не зачахнет, просто сейчас переформатируемся на другой рынок. Мы с тобой перестали 3,5-литровые машины возить? Перестали. Альфарды были 2.5, теперь их не будет. И так далее. Одно уйдет, другое придет.
— А премиум? Исчезнет или просто станет менее популярным?
— А куда он денется? Китайский премиум покупают на замену немецкому в том числе. Вот стоит BMW — он точно так же дорожает, как и любой китайский премиум. То есть кто хотел, тот привезет. Ведь тот же условный Mercedes, на котором он сейчас ездит и хочет поменять, также подорожает, симметрично.
— Наверное, главная проблема в том, что люди пока не привыкли к новому ценнику. Подождать надо.
— Год примерно. Я думаю, за этот период цены уже выравняются. С зарубежными, так сказать.
— Сейчас в соцсетях вирусятся видео про то, как людям прилетают доначисления по пошлинам и сборам. За машину, которую ты уже привез и уже на ней долго ездишь.
— Я уже месяц или полтора слышал про это. Я и видел такое письмо.
— Тебе что-то прилетало?
— Мне пока нет. Мне может прилететь за каких-то давних клиентов, когда мы еще не знали об этом нюансе. Больше года тому назад, когда машины продавались, мы себя никак не подстраховывали. А вот с последними машинами я уже подстраховывался, ставил на учет на своего «физика» в 24 году, а потом на другого «физика», и тоже в 2024 году. А прилетают требования тем, кто в 2025-м впервые поставил машину на учет без номеров не на того, на кого растаможили. Им будет прилетать по-любому. У меня было разъяснение таможни, что если ты поставил на учет в 2024 году, у тебя все будет хорошо, будет по старому утильсбору. Если ты делаешь регистрационное действие в 2025 году, ты получаешь и «утиль» 2025 года. У меня есть одна машина, моя, на брата растаможенная в 2023 году. Когда я ее привез, ездил на ней, но не успел в течение года поставить. Тем не менее все равно поставил на учет в 2024 году. Не знаю, как это будет выглядеть для них и как они это будут расценивать. Потому что одно из условий личного пользования я не выполнил — постановку на учет в течение года. Хотя по этой машине я специально оплатил коммерческий «утиль». Я даже подал заявление в таможню, мы зачислили деньги, их даже списали, но через два дня вернули. Поэтому если даже мне по ней доначислят, я пойду в суд и скажу, мол, друзья, вот я оплатил, я писал вам заявление, смотрите, вы сами не захотели эти деньги брать.
— Наверное, хотели больше.
— По идее, должны тот «утиль» и попросить, который мы заплатили.
— В общем, видео не фейковые и письма действительно полетят…
— Однозначно. Я давным-давно всем сказал, что нельзя покупать машины без номеров. Можно покупать машину, только поставленную на учет на физлицо, потом уже на себя. Причем эта схема не будет работать, если ты взял машину у «физика», который привез ее летом 2024 года, в сентябре того же года поставил на учет, а ты у него купил ее и поставил в 2025 году. Кстати, это все относится только к «электричкам», у бензиновых льгот никаких не было и там совсем другая формула расчета. Так вот, если бы этот «физик» затянул и поставил на учет в 2025 году, ему может прилететь. Тут нюансов много. Я очень надеюсь, что все эти аспекты будут трактоваться в пользу потребителя, по крайней мере в такой переходный период.
— Мне почему-то кажется, что государство возьмет свое в любом случае, и по полной.
— Ну, со всех, с кого точно можно будет — возьмут непременно.
— Какие электромобили, которые попадают под коммерческий утильсбор, сейчас будут востребованы?
— Я не уверен, что они будут прямо-таки востребованы. Ну, только люкс разве что, в котором прибавка стоимости будет не 100%, а 25–30% хотя бы.
— Все как обычно — чем дороже машина, тем менее заметно даже серьезное удорожание. Ну было семь, стало девять, что поделаешь…
— Конечно. Те же Nissan e-Note — были по 800–900 тысяч, к ним еще 1,3 млн «утиля» налипло. Кому нужен e-Note за два миллиона? Никому. При этом мы ведь смотрим на автомобиль относительно конкурентов. Вот у тебя была машина, стоила 900 тысяч, стала два миллиона. За два ты можешь купить кроссовер — Honda Vezel тот же. Или обычный Nissan Note, или Honda Fit. По Serena то же самое — их просто перестанут покупать гибридные, будут брать базовые «бензинки» или старенькие Voxy и Noah. То есть покупать не перестанут, просто выбор моделей изменится.
— В общем, если раньше покупка электромобиля — это была забава и игра, хоть и с практическим уклоном, можно было повыбирать, то сейчас в такие игры играть уже не хочется…
— Верно. Ну или остается ждать, когда цены «там» на них упадут настолько, что снова можно будет «поиграть».












