— Ты на машине хотя бы полгода проезди, потом писать отзыв будешь.
Зима в России всё расставляет на свои места. Нравится это кому-то или нет, но вот оно так работает. Хочешь проверить, что у тебя за авто? Не надо с ним бросаться во все тяжкие, искать себе приключения на «пятую точку» или доказывать что-то, всё это лишнее. Просто дождись холодов. Переживи с машиной зиму, и ответ на вопрос «авто у тебя или нет» станет кристально ясным. С Иксреем так и получилось.
Начну, как водится, издалека... Был у меня прошлой зимой УАЗ Патриот. Сказочно ломучая балалайка, много мне крови выпила, особенно в декабре-феврале. Один инцидент из нашей совместной жизни запомнился мне особенно хорошо. Как сейчас помню, ночью пришёл циклон и намёл много мелкого холодного снега. Весь двор в сугробах. Я доплыл до машины как смог, в основном по колено в «манне небесной».
Поздоровался с соседями, которые весело махали лопатами, откапывая своих стальных парнокопытных. Прикинул, что у меня лопаты как раз и нет, поэтому работать придётся своими двумя загребущими, и где-то через минут 15-20 раскопок, основательно пропотев, я наконец обрету возможность перемещаться в пространстве как человек. И тут галлюцинации рассеялись. У меня же настоящий внедорожник! Сел, завёл, помахал «дворниками», первая передача и... поехали! Как же было приятно в то утро просто поехать сквозь заметённый двор по засыпанной снегом дороге, проторив свежую глубокую колею. Хорошее начало дня.
С Хреем такие фокусы не проходят. Это не зимняя машина. Сегодняшний рассказ я в основном посвящу своим приключениям с электронной системой стабилизации, она же ЕСП, она же антибукс, она же причина накопившейся неуверенности в авто.
До Хрея мне довелось ездить на двух переднеприводных автомобилях с ESP. Работа этой системы в обоих авто оставила приятные воспоминания. Лада Калина Универсал отлично для своего класса справлялась и со скользкими подъёмами, и с глубокой снежной кашей. Никаких чудес, вы не подумайте. Калина ехала предсказуемо и без выкрутасов, только и всего. Mazda6 справлялась ещё лучше, но тут понятно — другой класс автомобиля. Поэтому я был убеждён, что работой ESP меня не удивить. Я ошибался.
Владивосток расположен на сопках. К тому же здесь полгода — зима. Морозов, по сути, не бывает, в редкую ночь температура опускается ниже -20°C, но в ноябре уже меньше нуля, а сходит снег где-то в апреле, и то год на год не приходится. В условиях холмистого рельефа на первый план выходит такое важное качество автомобиля, как полный привод, а в его отсутствие — система антипробуксовки колёс. Понятно, что самым важным слагаемым в успехе предприятия является грамотная прокладка между рулём и сиденьем. О ней я скажу тоже пару слов.
Первый снежный циклон заглянул к нам в гости ещё до начала декабря. Засыпал город порядочно, как раз к концу рабочего дня. До дома я доехал без хлопот, выехал после восьми вечера, выбрав оптимальный с точки зрения кривизны рельефа маршрут, чтобы нигде не уткнуться в застрявший на подъёме длинномер или «паровозик» из машин. Одну горку, которая ведёт к моему дому, мне избежать не удалось. Горка не то чтобы большая — метров 100 крутого подъёма. Никто её, естественно, не посыпал. В общем, эти 100 метров я ехал минут десять, педаль газа была в пол, ни разу не остановился, но больше 3 км/ч машина не развивала. Несколько автомобилей меня надменно обогнали, а ещё часть нетерпеливо фыркала наверху, ожидая, когда же я наконец изволю заехать. Мне приходилось использовать всю ширину дорожного полотна, чтобы сохранить ход авто. Морально ситуация вышла не самая приятная. Я заехал на «перевал», но был подавлен.
Припарковавшись под домом, начал было размышлять, почему оно так вышло, но голова думать отказалась, она хотела спать. Поэтому освоение просторов высоких материй решено было оставить на завтра.
Сначала я пообщался с другими владельцами авто в разных городах. У них заметных проблем с ESP нет. По крайней мере, масштаб совсем другой. Потом я стал копать «интернеты» и обнаружил, что, действительно, много кто интересуется темой «Лада Хрей отключить есп». Проблема всё-таки не у меня одного, как видно. Заинтересовавшись, я даже разобрался, как при случае заглушить ESP, правда, заодно отключится и ABS. Но это всё кустарные методы. Если делать по уму, то надо ехать к нашему дилеру и ставить кнопку отключения ESP. Сами мы, по условиям блога, в механику и электрику автомобиля руками не лезем. Руки, как вы понимаете, не из того места растут. Если уж ломать авто, то пусть это делают профессионалы. Тем не менее я ещё дважды столкнулся с некорректной работой антибукса и заплатил за это свою цену.
Моей большой ошибкой было запарковаться в ряду авто во дворе нашего дома на подъёме вечером. Дорожка там узкая, места для манёвра нет совсем — только вверх. С утра я там и застрял. Вырулил влево, а дальше всё. Колёса еле крутятся на снежном накате не первого дня свежести, машина тянуть не собирается, я ещё и проезд всем перегородил. Причём как-то особого льда нет, просто накат. Назад сдавать и топать пешком — не вариант, надо ребёнка в школу везти. Я вышел, походил, посмотрел, прикинул и решил, что надо попробовать развернуться и носом ехать вниз. План был такой. Выворачиваю руль до упора вправо, сдаю накатом назад в то место, где только что стоял, становлюсь поперёк дороги, проезжаю вперёд на ровном руле до бордюра, потом опять руль до упора вправо, опять назад, а дальше машина сама накатом вниз поедет. Хороший план.
— Папа, а это снежок под колёсами хрустит? — спросил ребёнок.
— Нет, — ответил я, — это не снежок.
Это был передний бампер. Я зацепил край «губы» бампера за какой-то выступ на бордюре, и когда сдавал назад, вырвал приличный кусок пластика. Ощущение было такое, что это мне с костей соскребают мясо. Настроение упало в пол. Да, я нормально вырулил, ни одна машина вокруг не пострадала, да и на бампере «потери» не видны особо, сам бампер на месте, как будто ничего и не было. Но, блин, как же это всё неприятно! Чувствовал себя тупицей тупее некуда. Так проколоться на пустом месте... Группа «Кино» по дороге на работу немного меня приободрила, но всё равно ругаю себя за недальновидность даже сейчас.
Вторая ситуация была похожей на первую — с той лишь разницей, что выкручиваться из неё в прямом и переносном смысле пришлось сложнее. Уже в другом месте рядом с домом поутру я сдал назад, и машина отказалась ехать вперёд на подъём. Сзади — стена дома, впереди — соседские машины. Я всем перекрыл проезд. Со знакомым попробовали втолкнуть Иксрей обратно, но ничего не вышло. Пришлось действовать немного иначе.
Нашёл хозяев автомобилей, которые стояли рядом. Благо было утро, и всем надо на работу. Они любезно отогнали машины, и, сдав вплотную до стены, я смог чудом гравитации развернуть авто носом к свободным парковочным местам, вырулить и поехать вниз. Больше я таких ошибок не повторял. У нас есть проблема с парковкой под домом и, приехав вечером, не всегда можно найти место, приходится крутиться по двору. За два раза я всё понял, поэтому сразу стал искать «неудобные» места на плоских участках поближе к выезду.
Осадочек, впрочем, покоя не давал. Выходит так, что машина рулит мной, а я подстраиваюсь под её характер. На досуге в безопасных условиях я решил исследовать возможности, скажем громко, перехвата управления у ESP. По итогу отработал такой навык работы сцеплением и газом, который позволял мне обманывать ESP и раскручивать колёса раньше, чем срабатывал антибукс. И машина ожидаемо начинала ехать там, где прежде отказывалась. Таким образом я выяснил, что дело не в резине, не во льду с накатом, а в настройках электроники.
Итак, зима показала, что в нашей местности наличие у Хрея системы, препятствующей срыву колёс в пробуксовку, скорее минус, чем плюс. Кнопка отключения ЕСП очень нужна.
За два месяца зимы колёса у меня спускали 5 раз. Причина не в машине, не в дисках и не в резине. Ездил в шиномонтажки, снимали, смотрели, ниоткуда не дует. Причина, как я понял, в основном в ямах. Не сразу до меня дошло, что стоит поймать даже небольшую ямку, как под утро колесо спустит. Мне предлагали просиликонить места прилегания покрышки к диску, но я в эту магию не сильно верю, поэтому, покивав, отказался. Компрессор всегда наготове. Две минуты и ура.
Салон в Lada Xray протапливается быстро и хорошо. Через 5-7 минут при -15 за бортом можно снять и перчатки, и шапку, и ногам тепло. Подогрев сидений работает корректно, а вот электрообогрев лобового стекла — полное разочарование. Он включается только вместе с внешним забором воздуха на лобовину, это странное решение. Очень шумное и непродуктивное.
Машина компактная. Тем не менее привезти в дом ёлку и немного подарков вполне себе можно.
В первый же снегопад у меня развалился «дворник».
В первый же морозец вышел из пазов кожух рычага МКПП. Поставил обратно, он ещё пару раз выскакивал, потом притих, успокоился, должно быть.
Подытожим. Я не устраиваю этому автомобилю приключений в поисках скрытых возможностей и ажиотажа в блогах, пусть этим занимается другой автор. Моя главная цель — раскрыть городской потенциал ежедневной эксплуатации Икс-Рея. Уверен, что 90% владельцев таких, да и вообще большинства авто, за пределы городов выбираются раз в пятилетку и только по проторенным маршрутам.
На Lada Xray езжу строго по назначению: дом — работа — гастроном. Первые три месяца владения Хреем оставили у меня только приятные впечатления уровня «себе бы взял наверняка», зима внесла свои серьёзные коррективы. Сейчас, сохранив уважительное отношение к автомобилю, я два раза подумаю, а стоит ли мне рассматривать Хрей как годный вариант для города. Всё, как говорится, тип-топ. Я только не уверен, что свойственное машине лёгкое очарование способно пересилить найденные нюансы. Зимой машина должна ездить, а не «свиней» по утрам подкидывать.
P.S. Я прощаюсь с Хреем на неопределённое время. Так совпало, что ко мне пришла чёрная Веста на «роботе». Разницу уже прочувствовал. Она себя ждать не заставила, с Хрея на Весту — настоящий контрастный душ. Но об этом в следующий раз и в другом блоге. Ещё увидимся.
Роман (naibuki)
А теперь — небольшой блиц с тест-драйва Хрея с 1,8-литровым мотором, проведенного нашим коллегой Фаритом Фатхуллиным.
Признаться, приглашение на тест Иксрея с мотором 1,8 л застало меня врасплох. Не ожидал я, что пресс-служба автозавода решит организовать отдельный тест-драйв для уже знакомой всем машины со знакомым мотором, совершив лишь рокировку — установив этот мотор на машину с «механикой». А вот отключаемые «по просьбам трудящихся» электронные системы — это уже интересно. Было бы еще интереснее, если бы не девственно чистый и сухой асфальт. Но таким он оставался недолго, и накануне тест-драйва Тольятти и окрестности не по-детски замело мокрым снегом. Видимо, у верхних этажей вазовской высотки есть-таки прямая связь с небесной канцелярией.
Однако не все со мною согласились, и многие участники теста, особенно со стороны организаторов, сокрушались о том, что не удастся продемонстрировать сильные стороны нового для этой машины мотора. Я остался при своём мнении и, считаю, оказался прав. Динамика разгона, максимальная скорость — это всё хорошо и красиво в виде парадных цифр на глянцевых страницах, но в повседневной жизни обычный потребитель всего этого, скорее всего, и не заметит. А вот возможность выехать из заснеженного двора либо взобраться на скользкий подъём — это то, что заинтересует каждого более-менее опытного автомобилиста.
Соответственно, я и не стал заострять своего внимания на поведении машины на прямой, пусть даже и покрытой мокрым рыхлым снегом. В этой ситуации я доверил машину напарнику — коллеге из другого издания. Разумеется, для полноты ощущений я и сам сел за руль, просто чтобы получить представление о поведении машины на шоссе. Здесь просто в двух словах, буквально: автомобиль стал тише, при трогании с места динамичнее и, как бы банально это ни прозвучало, тяговитее на низах. Реально, мы пробовали на пятой передаче ехать 40 км/ч и плавно, очень плавно разгоняться — получалось. При этом в машине находилось четыре человека. Как нам впоследствии объяснили, к мотору с рабочим объёмом 1,8 л, который сам по себе недостатком мощи не страдает, агрегатировали главную пару с передаточным числом 4,3 (против 3,9 у версии с АМТ). Больше, больше тяги на низах!!! Похоже, этим девизом руководствовались на заводе. Со слов его представителей, к этому решению они пришли не сразу, был долгий путь проб и ошибок, в котором учитывались и пожелания потребителей. Ещё раз: на «АвтоВАЗе» учитывали пожелания потребителей. По мне, так уже одна эта фраза дорогого стоит.
Как я уже сказал, поведение машины на загородных трассах меня интересовало меньше всего. Плюс-минус десятые доли секунды при разгоне — пусть этим страдают инженеры Формулы 1, а я тестировал автомобиль для обычного человека, обывателя, которому нужно доехать из пункта А в пункт Б и быть при этом уверенным в том, что он это сделает. Итак, мы в Жигулёвских горах. Помнится, в одной из своих статей я ратовал за исключение слова «Жигули» из лексикона говорящих и пишущих о современных автомобилях. Классика — да. Зубильное семейство — отчасти. Вечно молодая «Нива» — нууу, может быть. Но Калина, Гранта, Веста, Иксрей — ну какие же это «Жигули»?! Но тем не менее, находясь в этих заповедных местах, я не мог отделаться от навязшего на зубах штампа «”Жигули” в Жигулях». Да, мы были в Жигулях. В Жигулёвских горах, если кто не понял. Только за рулём уже не «Жигулей», а Лады. И здесь я уже целенаправленно сел за руль с целью испытать, на что способен Иксрей на так кстати заснеженных склонах. На гору Стрельную нас не пустили из-за якобы 40-сантиметрового слоя снега. Не пустили даже несмотря на адресованные лично мне слова Олега Груненкова, директора проекта: «Ты — заедешь!». Но ладно, не судьба так не судьба. Зато у нас был засыпанный мокрым снегом съезд к волжскому пляжу в районе села Зольного. Ну хоть что-то. Да, обуты наши машины были в низкопрофильную «липучку» на 17-дюймовых дисках. Снова «по просьбам трудящихся». Большие колёса выглядят богаче?! Хотели?! Получите-распишитесь.
Но это всё лирика. Я специально совершил несколько подъёмов и спусков по заснеженному склону, как для себя, так и ради жаждущих фото- и видеоконтента коллег. Меня снимали, я ездил. В одних случаях я не трогал кнопку ESP, в других — эту систему отключал. Моё мнение — с ESP мне было гораздо легче и комфортнее подниматься, нежели без неё. Как ни странно, но это так. И спускаться тоже. Система работает — я еду на первой передаче на двух тысячах оборотов, слегка корректируя курс автомобиля рулём. Система выключена — обороты доходят до пяти тысяч, из-под ведущих колёс летит веер снега с мелким гравием, руль приходится крепко держать и иногда довольно размашистыми движениям вращать, но при этом в обоих случаях один и тот же подъём покоряется. Но в первом случае я сделал это легко и, возможно, даже элегантно, а во втором — кавалерийским наскоком, неэлегантно, зато эффектно. Мечта охотника за видеоконтентом. «Неэстетично? Зато дёшево, надёжно и практично!» (с).
Что в итоге? Я знаю, что случаются ситуации, в которых отключение ESP необходимо. Но в ходе этого тест-драйва я в таких ситуациях не побывал, как ни старался. Снова напомню фразу, красной линией проходящую по нынешнему тест-драйву: «по просьбам трудящихся». Кнопка отключения была сделана в качестве ответа на запросы потребителей, более того, потребители, купившие Иксрей раньше, когда отключение ESP ещё не было предусмотрено, могут обратиться к дилеру, где им эту кнопку установят. Не бесплатно, разумеется. Цена вопроса? Чёткого ответа я не получил, но когда поставил вопрос слегка по-хамски: «Ну сколько? Две тысячи, пять, сколько?!», то получил ответ, что уж точно не пять, а скорее две, вряд ли больше. Что ж, поверим, проверим…
Кнопка отключения антипробуксовочной системы и системы контроля устойчивости находится внизу центральной консоли и работает следующим образом: её нажатие с удержанием порядка двух секунд деактивирует эти системы. Кратковременное нажатие на кнопку включает их. Также при достижении автомобилем скорости около 60 км/ч эти системы активируются автоматически.
Что в итоге тест-драйва? Да, мотор 1.8 хорош, вкупе с главной парой тянет на низах хорошо, «шумка» улучшена, появилась возможность установки 17-дюймовых колёс, ESP стала отключаемой… Ах да! Вырвиглазную надпись Хray из-под мультимедийного экрана убрали.
Но главное не в этих частностях. Увидеть лес за деревьями — вот что важно. «АвтоВАЗ» перестал быть тем неповоротливым гигантом, каким был всегда. Сейчас «просьбы трудящихся» действительно рассматриваются. И делается это оперативно — насколько возможно. По крайней мере, люди стараются, и это видно.
P.S. А вот вопрос о полном приводе применительно к Иксрею остался на этот раз без комментариев…