Речь пойдет о хэтчбеках, лифтбеках и универсалах, которые отличаются от седанов способностью более рационально использовать внутренний объем кузова. Достаточно откинуть большую багажную дверь, сложить задние сиденья, и вот уже собственный «фургончик» готов к транспортировке «негабаритов».
По соотношению стоимости и популярности в лидерах все так же продукция «АвтоВАЗа». Общее предложение довольно внушительное, и начинается оно с наиболее доступного семейства Lada Granta, а именно версии с кузовом лифтбек, вмещающим от 440 л багажа. Цены — от 415 тысяч рублей, что на 25 тысяч дороже седана. Но отличий много — и по внешнему виду, и по функциональным возможностям салона — ведь лифтбек можно считать слегка «урезанным» по верхней кромке вариантом универсала, к тому же с большим створом багажной двери. И хотя длина такого типа кузова чуть меньше седана (4246 мм против 4260 мм), по мнению многих, лифтбек для этого семейства и класса в целом получился не только практичным, но и более гармоничным по дизайну. Плюс — широкий выбор комплектаций, коих в общей сложности насчитывается 13.
Семейство Lada Kalina даже в кузове универсал по размерам и вместимости меньше (длина 4084 мм, багажник от 355 л), чем Granta, но базовые цены на Калины выше — от 455 тысяч рублей. Это связано с расширенным оснащением в начальном уровне (усилитель руля, борткомпьютер, передние электростеклоподъемники, рейлинги). Выбор двигателей и вариантов трансмиссии такой же, да и общее число комплектаций схожее (11 версий), а минимальная цена с автоматизированной «механикой» (с двигателем 106 л.с.) составляет 525 тысяч рублей.
На этом фоне Lada Kalina в кузове хэтчбек с типичной для В-сегмента длиной 3893 мм и минимальным объемом багажника в 240 л явно проигрывает универсалу по вместимости и «солидности» облика, тогда как в стоимости уступает незначительно. Базовая цена ниже всего на 14 тысяч рублей — то есть от 441 тысячи рублей (с учетом того же набора двигателей и вариантов оснащения).
Версия Lada Kalina Cross с соответствующим обвесом и клиренсом 183 мм (+23 мм) хоть и задумывалась как наиболее престижный вариант, но предлагается и в упрощенной версии с 8-клапанным двигателем 87 л.с. — за 526 тысяч рублей с учетом одной подушки, борткомпьютера, климат-контроля, подогрева сидений, аудиосистемы с Bluetooth. И это самый доступный «кросс» на официальном авторынке. Вариант с «автоматом» не предусмотрен. С двигателем 106 л.с. Cross продается в улучшенном оснащении Comfort и Luxe с «механикой» или «роботом» по ценам от 543 и 571 тысячи рублей.
Хэтчбек Lada XRAY — это переднеприводный «кроссовер», у которого, действительно, впечатляет не столько длина кузова (4165 мм) и объем багажника (от 361 л), сколько клиренс — 195 мм. На другом уровне и оснащение: изначально с двигателем 1,6 л в 106 сил, а также и с новым топовым 1,8 л мощностью 122 л.с., который доступен с «механикой» или «роботом». С учетом хорошего базового оснащения цены тоже не «эконом»: в первом случае — от 600 тысяч рублей, во втором — от 686 и 711 тысяч рублей соответственно. Верхняя же планка в начале лета 2017 года повысилась еще больше — на базе топовой комплектации с двигателем 1,8 л появилась версия Exclusive с более дорогой отделкой интерьера, что увеличило цену до 800 тысяч рублей.
Lada Largus при длине 4470 мм и высоте 1670 мм остается самым вместительным универсалом под российским брендом — без третьего ряда сидений минимальный объем багажника составляет внушительные 560 литров. Правда, это и самый «устойчивый» к изменениям конъюнктуры автомобиль: с момента его появления в 2012 году выбор моторов сводится к парочке скромных по характеристикам двигателей (1,6 л мощностью 87 и 102 л.с.), которые агрегатируются только с механической трансмиссией.
При нынешней базовой цене 530 тысяч рублей стартовое оснащение Lada Largus тоже «не фонтан»: обязательны лишь одна подушка безопасности, ABS и рейлинги. Лучше обстоят дела при заказе Ларгуса с более мощным мотором: две фронтальные подушки, гидроусилитель руля, кондиционер, подогрев сидений, аудиосистема CD, AUX, USB, Bluetooth. Но и цены сразу от 620 тысяч рублей. Всего же с учетом 5- и 7-местных версий стандартный Largus предлагается в 11 вариантах исполнения.
С 2014 года на рынке присутствует и более престижная Lada Largus Cross. Обвес из некрашеного пластика и увеличенный до 170 мм клиренс (плюс 25 мм), 102-сильный вариант мотора и наиболее богатое базовое оснащение Luxe (передние «противотуманки», литые 16-дюймовые диски, задние электростеклоподъемники, парктроник). За Cross нынче просят от 675 тысяч рублей.
Тема универсалов под маркой Lada в ближайшее время будет продолжена абсолютно новым продуктом — на осень 2017 года запланирован старт продаж Lada Vesta SW и ее версии Cross, о которых говорят как о неком достижении производителя в области дизайна и практичности в данном классе. Явный дефицит универсалов с уходом или резким удорожанием импортных моделей в С-сегменте как раз могут восполнить вазовские дебютанты семейства Vesta — универсал спортивно-семейного плана и переднеприводный «кросс» с внушительным клиренсом в 203 мм! Что и говорить, такого тандема наш рынок явно заждался. В любом случае цены будут ниже, чем стоимость за базовые версии легковых универсалов европейских и корейских брендов, — возможно, их удастся удержать на отметке «от 600 тысяч рублей».
Размеренно и даже статично поживает марка Datsun, без какого-то заметного развития. Хэтчбек Datsun mi-Do только текущим летом получит некоторые обновления, но существенными их назвать нельзя. Речь идет о таких дополнениях, как появление системы вызова экстренных служб и измененной подсветки комбинации приборов. В целом насчитывается с десяток вариантов комплектаций с учетом единственного двигателя 1,6 л мощностью 87 л.с., который доступен с 5-ступенчатой «механикой» или 4-диапазонным японским «автоматом».
Из импортируемых автомобилей к «бюджетному» сегменту больше всего тяготеет узбекский Ravon R2 — компактный хэтчбек длиной всего 3640 мм (но высокий — 1522 мм) с багажничком от 170 литров. Единственный двигатель объемом 1,2 л (85 л.с.) предлагается только в комплекте с 4-диапазонным «автоматом». В базовое оснащение входят фронтальные подушки безопасности, электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, CD, AUX, USB, Bluetooth, защита двигателя. Цена — от 469 тысяч рублей. Ravon R2 — это тот случай, когда стоит сказать о выгодном значении второй версии, где за боковые подушки, борткомпьютер, кондиционер, фильтр салона, дистанционный ключ, электрозеркала с обогревом, регулируемый по высоте руль и обогрев лобового стекла просят доплатить всего 40 тысяч рублей.
Лето-2017 отметилось еще одним поводом сказать о «братьях наших меньших» — в июне был представлен обновленный хэтчбек Kia Picanto. Автомобиль остался в рамках сегмента А+ (длина 3595 мм), никаких радикальных изменений в технике не произошло, но стал шире выбор комплектаций. Причем начальные цены фигурируют в одной «тусовке» с современной продукцией «АвтоВАЗа». Базовым выступает 3-цилиндровый двигатель 1,0 л мощностью 67 л.с. в паре только с механической трансмиссией. Цена — от 550 тысяч рублей с учетом наличия фронтальных подушек безопасности, системы стабилизации, помощника при старте на подъеме, датчиков давления в шинах. А вот кондиционер, электростеклоподъемники, дистанционный ключ и аудиосистема с USB, AUX, Bluetooth поднимают цену сразу на 85 тысяч рублей. С более мощным 4-цилиндровым двигателем 1,2 л (84 л.с.) предусмотрена только автоматическая трансмиссия. Характерно, что производитель в этом плане обошелся без премудростей и оставил в строю традиционную 4-диапазонную «гидромеханику».
Хэтчбек Renault Sandero при длине 4057 мм относится к одним из самых высоких (1523 мм) и вместительных — багажник от 320 литров. Да и выбор силовой части для автомобиля эконом-класса вполне приличный. Предусмотрено три двигателя 1,6 л мощностью 82, 102 и 113 л.с. и три варианта трансмиссии. Стартовая цена — 490 тысяч рублей, однако в этой «формальной» комплектации фактически ничего нет, кроме гидроусилителя, одной подушки безопасности, ABS и защиты двигателя. К сожалению, в штатном оснащении не предусмотрены и рейлинги, а ценовой отрыв до следующей, более «упакованной» версии весьма ощутимый. Второй уровень оснащения включает в себя две подушки, хром-отделку, передние противотуманки, регулировку руля по высоте, передние электростеклоподъемники, дистанционный ключ и даже круиз-контроль. Цена — уже 570 тысяч рублей, при этом кондиционер и аудиосистема — все еще опции (ESP и вовсе предлагается за доплату только для «топовой» комплектации). Еще на 20 тысяч рублей дороже обойдется вариант с простым 5-ступенчатым «роботом».
Семейство Renault Sandero одним из первых обзавелось своим «кроссовым» вариантом Stepway, у которого имеются пластиковый обвес и рейлинги, а клиренс увеличен аж на 40 мм и составляет 195 мм. Выбор пары мотор-трансмиссия — такой же, как у стандартного Sandero — но базовое оснащение богаче: две фронтальные подушки, передние «противотуманки», подогрев сидений, круиз-контроль, дистанционный ключ, но кондиционер и мультимедийная система снова лишь в опциональном списке. Разница в стартовой цене с обычным Sandero составляет около 150 тысяч рублей.
Имеет смысл отметить модели-одноклассники китайского происхождения: дебютанта 2015 года Lifan X50 и новинку лета 2017 года Chery Tiggo 2. Несмотря на ухищрения производителей по части позиционирования, все же, как и в случае с Lada XRAY и Renault Stepway, речь идет о хэтчбеках сегмента В+ в стиле «кросс». Длина до 4,2 м, высота менее 1,6 м, только передний привод, колеса легкового размера 205/55 R16, двигатели всего лишь объемом 1,5 л мощностью 103 и 106 л.с. соответственно — ну какие это кроссоверы?
Из обычных хэтчбеков сегмента В+ китайского происхождения еще стоит сказать о Brilliance H230. Длина 4190 мм, двигатель 1,5 л мощностью 105 л.с., в начальном уровне оснащения имеются две фронтальные подушки, передние «противотуманки», электроусилитель руля, борткомпьютер, кондиционер, дистанционный ключ, CD, USB, AUX. Цена с учетом роботизированной 6-ступенчатой коробки составляет 515 тысяч рублей.
На официальном российском рынке мы уже начали забывать о традиционных европейских хэтчбеках В-сегмента. И только Ford Fiesta (длина 3969 мм, ширина 1722 мм, высота 1495 мм) еще напоминает о существовании такого класса. Хэтчбек Фиеста предлагается только в 5-дверном исполнении, а минимальный объем багажника производитель заявляет не такой уж мелкий — 295 литров. С учетом возможности увеличения объема погрузки хэтчбек все же выглядит практичнее параллельно продаваемого седана, притом по оснащению позиционируется выше. Так, в отличие от седана, пятидверка не предлагается в упрощенной стартовой версии, а сразу продается в комплектации Trend: фронтальные подушки, ESP, помощь при старте на подъеме, кондиционер, регулировка руля в двух плоскостях, регулировка кресла по высоте, аудиосистема начального уровня (CD, USB), передние электростеклоподъемники, дистанционный ключ. С двигателем 1,6 л (105 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой» цены начинаются с отметки 735 тысяч рублей (на 10 тысяч ниже седана в аналогичной версии). С 6-ступенчатым «роботом» стоимость увеличивается на 60 тысяч рублей.
Здесь уместно поддержать распространенное мнение: «лучше уж взять “корейца”», а именно Kia Rio теперь уже прошлого поколения в кузове хэтчбек — при длине 4125 мм и высоте 1470 мм автомобиль вмещает от 389 литров багажа. Да и выбор из 13 версий для большинства потребителей выглядит более понятным и адекватным, хотя рассчитывать на «золотое» соотношение цены и характеристик тоже не приходится. За начальную цену 681 тысяча рублей предлагается двигатель 1,4 л в 107 сил в паре с 5-ступенчатой «механикой», фронтальными подушками безопасности, кондиционером, регулировкой руля и кресла по высоте, передними электростеклоподъемниками. За вариант с аудиосистемой CD, USB, AUX (плюс «мультируль в кожаной оправе) придется доплатить 20 тысяч рублей, а если еще и с 4-диапазонным гидромеханическим «автоматом», то сверху придется выложить еще 40 тысяч — итого 741 тысяча рублей.
Есть у Kia и весьма оригинальный «персонаж»: «промежуточный» — между хэтчбеком и кроссовером — Kia Soul. Отнести его к «бюджетным» уже не получится, но все же на фоне общего предложения отметить базовые версии стоит. Автомобиль даже чуть короче (4140 мм), чем Lada XRAY, а минимальный объем багажника поменьше (354 л), не говоря уж о клиренсе (всего 153 мм). Но при этом Soul — высокий (1615 мм), с колесами увеличенного размера (205/60 R16), поэтому в целом выглядит как компактный кроссовер. После ряда обновлений Kia Soul обзавелся целой плеядой версий, в основе которых на сегодня аж четыре варианта двигателей: последним (с июня текущего года) и наиболее вожделенным является атмосферная «двушка» в 150 сил. Однако за такой KIA Soul придется выложить уже больше миллиона рублей.
Лифтбек Skoda Rapid всегда имел в рукаве козырей: функциональность и емкость багажника — от 530 литров. Буквально на днях — в июне 2017 года — в Калуге началось производство слегка обновленного Rapid. В основном рестайлинг затронул внешнюю отделку, интерьер, а также расширил список дополнительного оборудования (биксеноновые фары с автопереключением и проч.). Глубокого вмешательства в техническую часть не произошло, что благоприятно сказалось на ценах, то есть они повысились не сильно, а некоторые комплектации (например, востребованная Ambition) даже подешевели. Базовая стоимость выросла всего на 5 тысяч рублей и составила 604 тысячи рублей, но укомплектована она по-прежнему скромно: двигатель 1,6 л (90 л.с.), «механика», электроусилитель руля, одна подушка безопасности, передние электростеклоподъемники и обогрев форсунок омывателя, ABS и ESP. Более «упитанная» версия с двумя фронтальным подушками, кондиционером, электрозеркалами с обогревом, передними и задними электростеклоподъемниками, аудиосистемой с SD-слотом и Bluetooth обойдется уже в 761 тысячу рублей.
За традиционные универсалы С-сегмента в базовых ценах «до миллиона» сегодня отдуваются, по сути, только две иностранные модели. Обе оснащены задними многорычажками. Ford Focus, который в нынешнем семействе лишь в кузове универсал и может претендовать на приличную вместимость, все же сравнительно невелик — объем багажника от 476 литров. Но базовое оснащение универсала Ford Focus вполне достойное: двигатель 1,6 л (105 л.с.), фронтальные подушки, ESP, помощь при старте на подъеме, передние «противотуманки», борткомпьютер, электропривод зеркал и передних окон, кондиционер, подогрев сидений, CD, AUX, USB, Bluetooth, «мультируль», передний подлокотник.
Второй претендент — универсал Kia cee’d SW с багажником от 528 литров. Базовым является скромный двигатель объемом 1,4 л в 100 сил, однако в остальном комплектация неплохая: 6-ступенчатая «механика», шесть подушек безопасности, кондиционер, электропривод зеркал и передних стекол, «мультируль», CD, AUX, USB, iPod с шестью динамиками, а также подогревы зеркал и форсунок омывателя.
Марка/модель | Тип кузова | Двигатель, л/л.с. | Багажник, мин. л* | Цены, мин. тыс. руб. |
Brilliance H230 | хэтчбек | 1,5/105 | 350 | 515 |
Chery Tiggo 2 | хэтчбек | 1,5/106 | 420 | 760 |
Datsun mi-Do | хэтчбек | 1,6/87 | 240 | 508 |
Ford Fiesta | хэтчбек | 1,6/105 | 295 | 735 |
Ford Focus | универсал | 1,6/105 | 476 | 911 |
Kia Picanto | хэтчбек | 1,0/67 | 255 | 550 |
Kia Picanto | хэтчбек | 1,2/84 | 255 | 650 |
Kia Rio | хэтчбек | 1,4/107 | 389 | 681 |
Kia Rio | хэтчбек | 1,6/123 | 389 | 721 |
Kia Soul | хэтчбек | 1,6/124 | 354 | 885 |
Kia cee’d SW | универсал | 1,4/100 | 528 | 895 |
Lada Kalina | хэтчбек | 1,6/87 | 240 | 440 |
Lada Kalina | хэтчбек | 1,6/106 | 240 | 511 |
Lada Kalina | хэтчбек | 1,6/98 | 240 | 561 |
Lada Kalina | универсал | 1,6/87 | 355 | 455 |
Lada Kalina | универсал | 1,6/106 | 355 | 525 |
Lada Kalina | универсал | 1,6/98 | 355 | 583 |
Lada Kalina Cross | универсал | 1,6/87 | 355 | 526 |
Lada Kalina Cross | универсал | 1,6/106 | 355 | 543 |
Lada Granta | лифтбек | 1,6/87 | 440 | 415 |
Lada Granta | лифтбек | 1,6/106 | 440 | 495 |
Lada Granta | лифтбек | 1,6/98 | 440 | 543 |
Lada XRAY | хэтчбек | 1,6/106 | 361 | 600 |
Lada XRAY | хэтчбек | 1,8/122 | 361 | 686 |
Lada Largus | универсал | 1,6/87 | 560/130 | 530 |
Lada Largus | универсал | 1,6/102 | 560/130 | 620 |
Lada Largus Cross | универсал | 1,6/102 | 560/130 | 675 |
Lifan X50 | хэтчбек | 1,5/103 | 280 | 600 |
Ravon R2 | хэтчбек | 1,2/85 | 170 | 469 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,6/82 | 320 | 490 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,6/102 | 320 | 640 |
Renault Sandero | хэтчбек | 1,6/113 | 320 | 610 |
Renault Stepway | хэтчбек | 1,6/82 | 320 | 640 |
Renault Stepway | хэтчбек | 1,6/102 | 320 | 710 |
Renault Stepway | хэтчбек | 1,6/113 | 320 | 680 |
Skoda Rapid | лифтбек | 1,6/90 | 530 | 604 |
Skoda Rapid | лифтбек | 1,6/110 | 530 | 718 |
* данные производителей